Понятие инновационного развития , его эволюция

В проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. в разделе «Инновационное государство» отмечается, что система государственного управления и предоставления государственных услуг населению должна быть модернизирована в соответствии с требованиями инновационного развития. В этой связи, с инновационным человеком и инновационным бизнесом должно взаимодействовать эффективное инновационное государство. Модернизация будет проводиться по двум основным направлениям: 1. Повышение «инновационности» самого государства. В рамках этого направления будут реализованы меры по совершенствованию на основе использования современных технологий системы государственного управления, созданию в системе государственных закупок необходимых стимулов и механизмов, позволяющих увеличить долю закупаемой инновационной продукции, стимулированию инноваций в социальной сфере. 2. Повышение открытости государства, усиление его взаимодействия с институтами гражданского общества, бизнесом по вопросам стимулирования инновационного развития. Это направление включает в себя как целый ряд реформ по отдельным сферам регулирования (в частности, инновационный бизнес, инновационный человек, эффективная наука), так и усиление взаимодействия государства с гражданским обществом, частным бизнесом, создание эффективной системы обратной связи, позволяющей государству корректировать проводимую политику на основе информации о ее результативности, полученной от населения, институтов гражданского общества. Это направление будет в основном реализовываться в рамках проводимых мероприятий по административной реформе.

  Изложенное выше свидетельствует о том, что масштабность инновационной деятельности государства, его роль и ответственность в отборе и поддержке наиболее эффективных базисных инноваций в различных сферах общества на современном этапе значительно возрастают. Существует три процесса, имеющие разное качество и в которых участвуют региональные инновационные подсистемы (РИПС) – функционирование, развитие и эволюция. Функционирование представляет собой текущую жизнедеятельность субъектов РИПС, процесс выпуска инновационной продукции и получения прибыли. В ходе развития происходит структурная перестройка РИПС, которая вносит определенные изменения в сложившийся порядок работы, разрушает старое, создавая новое, повышает адаптивные свойства субъектов подсистемы в меняющихся условиях внешней среды.

Эволюция же РИПС часто не заметна, т. к. это процесс статистический, во многом случайный, он характеризуется отбором инновационно активных предприятий, которые конкурируют между собой за ограниченные ресурсы региональной экономики (как известно, подобная конкурентная борьба ведется как между системами одного типа – конкурентами, так и между системами, относящимися к разным типам: одни отрасли подавляют другие, забирают у них ресурсы, что является следствием технологических прорывов, резкого переключения спроса и предложения на рынке качественно новых продуктов и т. д.). Поэтому игнорирование явления инновационной экономической эволюции пагубно сказывается на жизнеспособности РИПС в стратегической перспективе. Степень предсказуемости эволюционных процессов частично определяется государственным регулированием экономики, основная роль которого заключается в формировании: нормативно-правового поля инновационной деятельности РИПС, включающей в свой состав субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры; системы институтов поддержки инноваций и стабильных макроэкономических условий; в разработке программ развития и поддержки, а также в контроле выполнения инновационно-инвестиционных проектов и программ.

  Таким образом, региональное инновационное развитие в моём понимании – это управляемое эволюционное развитие субъектов РИПС, обусловленное ростом их инновационной активности. Это позволяет, в конечном счете, продуктивно и эффективно решать проблемы повышения конкурентоспособности и достижения сбалансированного и устойчивого состояния региональной экономики.

   При этом к средствам достижения роста инновационной активности можно отнести достаточное обеспечение технологического развития, эффективную системную организацию научных исследований и разработок, качественное и своевременное обеспечение сферы НИОКР и технологических инноваций плюс стартовый механизм, запускающий всю эту систему в движение. Кстати, последнее, по сути, является первым условием. Продолжая эту мысль, подчеркну, что важной содержательной стороной регионального инновационного развития является особая инновационная направленность целей, путей их достижения, особая инновационная «настройка» механизма управления. Причем за прилагательным «особая» скрывается преимущественная ориентация предприятий на комплексное использование инноваций в производстве новых товаров и услуг, специфическая для каждого региона трансформация пропорций между отраслями промышленности и отдельными производствами внутри этих отраслей, перераспределение форм и методов регулирования по результативности воздействия.

 При этом резко возрастает значение интеллектуальных, предпринимательских, технологических, инвестиционных, информационных ресурсов в совокупности научно-воспроизводственных процессов, что требует использования инструментов стратегического и инновационного менеджмента, особого благоприятного режима для «взращивания» предпринимательского слоя, формирования полноценного инновационно-инвестиционного ресурса, оживления инновационной деятельности во всех звеньях региональной экономики.

В качестве детерминант регионального инновационного развития, определяющих соответствующие траектории деятельности предприятий в различных отраслях региональной экономики и сферах деятельности, выступают, прежде всего, разнообразные ресурсы с совокупностью новых свойств. Среди них следует отметить такие, как новая техника и технические системы, новые технологии, организация и мотивация труда и производства в различных формах, новая квалификация наемного труда и управления, инвестиции, предпринимательство.

                     1.2 Региональное инновационное развитие.

    Региональное инновационное развитие предполагает безусловную коммерциализацию и диффузию инноваций как качественно новых результатов научных исследований и разработок, воплощенных в виде новых или существенно усовершенствованных технических изделий, наукоемких технологий и услуг. Это возможно только в том случае, когда сформирован региональный рынок инновационных товаров и услуг, который является отражением инновационно ориентированного вектора в социально-экономическом развитии региона и повышении эффективности инновационного процесса.

Это достигается в результате решения комплекса взаимосвязанных задач, к числу которых следует отнести:

 1) переориентацию отраслевой структуры регионального производства на развитие наукоемких отраслей промышленности;

 2) обновление технологического базиса регионального развития за счет отечественных разработок и адаптированных зарубежных наукоемких технологий;

3) формирование и развитие региональной инновационной подсистемы и ее важнейшего элемента – инновационной инфраструктуры;

 4) оптимизацию управления инновационным циклом по всем фазам и стадиям с целью минимизации времени выхода инновационного товара на рынок инноваций и исключения технологических разрывов, но не в ущерб качественной составляющей;

 5) интеграцию науки, бизнеса (производства) и государства на базе создания новых организационных форм (государственно-частного партнерства, региональных инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов и т. п.);

6) стимулирование развития малого инновационного предпринимательства;

7) существенное повышение уровня материально-технического и опытно-экспериментального обеспечения научных исследований и разработок с целью преодоления процесса «утечки мозгов»;

8) создание фондов инноваций в различных отраслях региональной экономики.

Наконец, следует подчеркнуть, что региональное инновационное развитие – это не «поток» законопроектов, постановлений и распоряжений, а в первую очередь, предсказуемость внешней и внутренней среды, правовая защищенность, система партнерских отношений, учет объективных интересов основных сторон по поводу выработки и принятия государственных решений, касающихся предпринимательской среды и инвестиционного климата, ориентированных на инновационную деятельность. При этом региональные органы власти вправе применять свое видение реализации стратегии и политики инновационного развития в рамках единого правового поля с соблюдением общегосударственных интересов и без нанесения прямого или косвенного ущерба другим регионам, связанной с созданием РИПС.

Комплексная программа мероприятий законодательного и организационного характера по созданию благоприятных условий функционирования всех субъектов хозяйствования, последовательно проводимая в Российской Федерации, призвана способствовать активизации инвестиционной и инновационной деятельности регионов. Утверждена долгосрочная целевая программа с целью формирования условий для коммерциализации инноваций. Основные направления ее действия — создание механизма получения экономических преимуществ в результате научно-технической, инновационной, производственной деятельности.       

Повышения конкурентоспособности региональных товаропроизводителей на отечественном и зарубежных рынках предполагается достичь через оптимизацию управления интеллектуальной собственностью. Реализация кластерного сценария стратегического развития, который ориентирован на развитие приоритетных отраслей экономики региона с целью интенсификации продвижения высокотехнологичной продукции и реализации инвестиционных проектов, выступает моделью быстрого роста экономики регионов, вследствие чего актуальным направлением представляется исследование проблемы управления инновационным потенциалом экономики. Гипотеза исследования состоит в обосновании необходимости оценки разностороннего воздействия указанных факторов на социально-экономическое развитие, что, в свою очередь, выступает условием эффективного стратегического управления регионами России.    Технологический толчок или давление рыночного спроса выступают главными источниками инновационной деятельности, представляющей собой сферу разработки и практического освоения нововведений - технических, технологических и организационно-экономических.

Помимо собственно инновационных процессов, инновационная деятельность также включает прогрессивные подходы к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг, маркетинговые исследования рынков сбыта товаров и их потребительских свойств. По моему мнению, формирование инновационной системы, способной к саморазвитию, выдвигает на первый план роль планирования и прогнозирования. С учётом объективных тенденций развития экономики наиболее целесообразной является модель модернизации региональной инновационной системы, основанная на использовании собственного научно-технического потенциала с привлечением иностранных инвестиций и технологий.

 В Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года фактически впервые говорится о суверенизации российской экономики как о стратегической цели. Среди главных угроз экономике России (от использования экономического давления развитых стран до исчерпания сырьевой модели экономики) особо обращается внимание на «неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития». Инновационная экономика представляет собой комплексное, системное явление, базирующееся на существенных преобразованиях не только в сфере технологий, но и в обществе в целом, что диктует необходимость разработки новых методологических подходов к оценке эффективности прогнозирования, а также управлению развитием территорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: