Тема: Решение психолого-педагогических задач.
Задание 1. Познакомьтесь с содержанием темы «Тактики (стратегии) поведения детей в конфликте», запишите тему занятия и законспектируйте основные характеристики стратегий.
В конфликтной ситуации дети применяют различные тактики (стратегии поведения):
1. Конфронтация (конкуренция, соперничество) – активная борьба индивида за свои интересы с применением всех доступных средств для достижения цели.
В поведении ребенка такая стратегия проявляется:
- в жестком контроле действий противника, соперника;
- в постоянном и преднамеренном подавлении противника всеми доступными средствами;
- в использовании обмана, хитрости, попыток завладеть положением, где для победы «все средства хороши»;
- в провокации соперника на непродуманные ответные действия и ошибки.
2. Избежание (уход, уклонение) – характеризуется стремлением уйти от конфликта.
Ребенок в стратегии ухода:
- отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;
- избегает применения силовых приемов;
- не понимает и отрицает серьезность и остроту ситуации;
- систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход.
3. Компромисс – предполагаются взаимные уступки.
Эта стратегия у ребенка проявляется:
- в умении торговаться, в интересе к тем, кто так же умеет торговаться;
- в использовании обмана, лести для подчеркивания не очень выраженных качеств противника (манипуляции);
- в ориентировании на равенство в дележе, действиях по принципу «всем сестрам – по серьгам».
4. Приспособление – человек, принимающий стратегию уступки, низко ценит свои собственные интересы и жертвует ими в пользу соперника.
Действия ребенка в данной стратегии следующие:
- систематическое согласие с действиями противника, максимальные уступки;
- демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление – если говорится «Мне ничего не надо», то иногда это воспринимается окружающими как «Мне надо все!».
- давление на совесть, нравственные качества;
- потакание противнику, лесть.
5. Капитуляция – полное подчинение себя силе противника, жертва.
6. Сотрудничество – способность выразить свою позицию, способность к рассуждениям, к мирному урегулированию конфликтной ситуации.
Особенности поведения ребенка:
- участвует в обсуждении проблемы, при этом открыто и правдиво высказывается по поводу причины возникшего конфликта, не лукавит, не ябедничает, настойчиво доказывает свою правоту в определении предмета конфликта;
- не претендует на власть, не проявляет качества лидера, быстро забывает обиды и восстанавливает дружеские отношения;
-может принимать советы со стороны сверстников и взрослых и действовать в соответствии с ними.
7. Доминирование – желание подчинить окружающих силе своего авторитета.
Задание 2. Внимательно прочитайте ситуации и письменно ответьте на вопросы к ним.
Ситуация 1. Во время утренней зарядки к воспитательнице подбежала Маша:
- Идите скорей! В раздевалке Лена бьет Олю!
Около шкафчиков Лена колотит по спине Олю, а та даже не пытается сопротивляться… При виде воспитательницы Лена начинает бить еще сильнее.
Прежде всего воспитательница хватает на руки жертву.
- Что случилось, Оленька?
- Не-е-е зна-аю! – дрожащим голосом отвечает та.
- За что ты ее била, Лена?
- Лена молчит. Каштановая челка до самых бровей, суровые карие глаза и толстые щеки – настоящая маленькая разбойница!
- Отвечай, Лена!
- Она сказала, - вмешивается Таня, - «не хочу заниматься зарядкой. Побью кого-нибудь, меня поставят в угол, и я не буду делать эти раз-два-три!»
Воспитательница даже теряется от такого продуманного злодейства.
- Так ты из-за этого побила Олю?!
- Да! – бурчит Лена, не проявляя никакого раскаяния.
- Ладно, - сдержанно говорит воспитательница.- Сейчас мне некогда с тобой разговаривать. Иди. Можешь не заниматься зарядкой.
Лена с независимым видом идет и становится в угол по собственной инициативе. Воспитательница знает, что надо дать ей немедленно наглядный урок, как же это сделать? Ну, для начала…
- Дети, - говорит она, - сегодня вместо зарядки мы проведем соревнование. Она объясняет условия, дети становятся в две колонки, и начинается веселая игра под восторженный крик болельщиков.
- Я тоже хочу! – раздается из угла.
Воспитательница делает вид, что не слышит.
- Я тоже хочу, я тоже хочу! – монотонно бубнит угол.
- Ты же не хотела заниматься с нами!
- Я хочу играть!
- Что ты! Смотри, мы все друг за друга. Ты нам помешаешь.
Угол замолкает. После игры дети завтракают, занимаются, идут гулять, и все это время воспитательница «не замечает» Лену. Дети сразу же улавливают настроение, вокруг Лены – пустота. На прогулке девочка ходит в сторонке, исподлобья поглядывая на всех. Ей уже понятно, она поступила плохо, все так дружно осуждают ее! – но как сказать об этом? Самолюбие имеется и в три года, и в пять, и в шесть… Наконец, довольно неискусно споткнувшись, Лена падает на колено. К воспитательнице сразу же подбегают дети: «Лена ушиблась!»
- Покажи, что там у тебя? – холодно спрашивает воспитательница и смотрит на чуть заметно розовое пятнышко. – Ничего, пройдет. Оле было больнее.
И тут Лена не выдерживает:
- Я никогда больше так не буду! – громко всхлипывает она. – Я не буду бить Олю!
- А других, по-твоему, можно?
- Никого нельзя! Я не буду-у.
- Извинись перед Олей! – все еще сердито говорит воспитательница, ликуя в душе: поняла, голубушка!
Вопросы:
Какой тактики поведения в конфликтной ситуации придерживается Лена? Почему?
Какой тактики поведения в конфликтной ситуации придерживается Оля? Почему?
Какой стиль общения использует воспитатель в отношении Лены? Докажите.
Ситуация 2. Сережа и Дима были настроены очень недружелюбно, постоянно ссорились со всеми ребятами в группе, в любую минуту готовы были вступить в драку.
Однажды дети играли в пароход. Сережа и Дима подошли к играющим.
- Подумаешь, какие моряки! Вы хоть видели настоящий корабль? – начал Сережа и, не дожидаясь ответа, продолжал. – Я был на Черном море с папой и плавал на большом пароходе.
Играющие приготовились слушать, что интересного расскажет Сережа. А он вдруг состроил гримасу и показал кулак: «Вот вам!»
Миша, который раньше тоже часто дрался, спокойно подошел к Сереже, посмотрел на него и сказал:
- А мы тебя вовсе не боимся! И драться с тобой не будем: моряки не дерутся со своими товарищами!
Сережа замахнулся на Мишу, но тотчас же с «парохода» прибежал Вова и загородил собой Мишу:
- Мы не боимся тебя! Мы храбрые моряки! А ты вздумал нас пугать, кулак показываешь?!
В это время капитан парохода Витя позвал мальчиков:
- Товарищи моряки! Нехорошо спорить! Идите на пароход! И ты, Сережа, иди, если хочешь. Мы всех принимаем. Хочешь быть радистом?
Конечно, Сереже хотелось быть радистом, но он не знал, что от него требуется. Он стоял и смущенно пожимал плечами, пока Миша не надел на него матросскую шапку и не увел на пароход:
- Иди скорее на радиостанцию! Будем вместе работать, я тебя научу!
На протяжении игры ребята все время следили за Сережей, напоминали, как надо себя вести и что делать…
На следующий день Сережа опять играл с детьми на пароходе. И был радистом, но поссорился с Димой, толкнул его. Миша, выполняющий роль капитана, позвал Сережу к себе и строго сказал:
- Разве моряки так поступают с товарищами? Как ты думаешь, хорошо ты сделал?
Сережа молча опустил голову. Витя посоветовал исключить его из игры, но Миша не согласился с ним.
- Нет! Он извинится перед Димой и больше не будет так поступать!..
Сереже под влиянием общественного мнения пришлось извиниться перед товарищем, и игра продолжалась.
Вопросы: