Какой стиль общения использует воспитатель в отношении Лены? Докажите

Тема: Решение психолого-педагогических задач.

Задание 1. Познакомьтесь с содержанием темы «Тактики (стратегии) поведения детей в конфликте», запишите тему занятия и законспектируйте основные характеристики стратегий.

 

В конфликтной ситуации дети применяют различные тактики (стратегии поведения):

1. Конфронтация (конкуренция, соперничество) – активная борьба индивида за свои интересы с применением всех доступных средств для достижения цели.

В поведении ребенка такая стратегия проявляется:

- в жестком контроле действий противника, соперника;

- в постоянном и преднамеренном подавлении противника всеми доступными средствами;

- в использовании обмана, хитрости, попыток завладеть положением, где для победы «все средства хороши»;

- в провокации соперника на непродуманные ответные действия и ошибки.

2. Избежание (уход, уклонение) – характеризуется стремлением уйти от конфликта.

Ребенок в стратегии ухода:

- отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;

- избегает применения силовых приемов;

- не понимает и отрицает серьезность и остроту ситуации;

- систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход.

3. Компромисс – предполагаются взаимные уступки.     

Эта стратегия у ребенка проявляется:

- в умении торговаться, в интересе к тем, кто так же умеет торговаться;

- в использовании обмана, лести для подчеркивания не очень выраженных качеств противника (манипуляции);

- в ориентировании на равенство в дележе, действиях по принципу «всем сестрам – по серьгам».

4. Приспособление – человек, принимающий стратегию уступки, низко ценит свои собственные интересы и жертвует ими в пользу соперника.

Действия ребенка в данной стратегии следующие:

- систематическое согласие с действиями противника, максимальные уступки;

- демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление – если говорится «Мне ничего не надо», то иногда это воспринимается окружающими как «Мне надо все!».

- давление на совесть, нравственные качества;

- потакание противнику, лесть.

5. Капитуляция – полное подчинение себя силе противника, жертва.

6. Сотрудничество – способность выразить свою позицию, способность к рассуждениям, к мирному урегулированию конфликтной ситуации.  

Особенности поведения ребенка:

- участвует в обсуждении проблемы, при этом открыто и правдиво высказывается по поводу причины возникшего конфликта, не лукавит, не ябедничает, настойчиво доказывает свою правоту в определении предмета конфликта;

- не претендует на власть, не проявляет качества лидера, быстро забывает обиды и восстанавливает дружеские отношения;

-может принимать советы со стороны сверстников и взрослых и действовать в соответствии с ними.

7. Доминирование – желание подчинить окружающих силе своего авторитета.

 

Задание 2. Внимательно прочитайте ситуации и письменно ответьте на вопросы к ним.

 

Ситуация 1. Во время утренней зарядки к воспитательнице подбежала Маша:

- Идите скорей! В раздевалке Лена бьет Олю!

Около шкафчиков Лена колотит по спине Олю, а та даже не пытается сопротивляться… При виде воспитательницы Лена начинает бить еще сильнее.

Прежде всего воспитательница хватает на руки жертву.

- Что случилось, Оленька?

- Не-е-е зна-аю! – дрожащим голосом отвечает та.

- За что ты ее била, Лена?

- Лена молчит. Каштановая челка до самых бровей, суровые карие глаза и толстые щеки – настоящая маленькая разбойница!

- Отвечай, Лена!

- Она сказала, - вмешивается Таня, - «не хочу заниматься зарядкой. Побью кого-нибудь, меня поставят в угол, и я не буду делать эти раз-два-три!»

 Воспитательница даже теряется от такого продуманного злодейства.

- Так ты из-за этого побила Олю?!

- Да! – бурчит Лена, не проявляя никакого раскаяния.

- Ладно, - сдержанно говорит воспитательница.- Сейчас мне некогда с тобой разговаривать. Иди. Можешь не заниматься зарядкой.

Лена с независимым видом идет и становится в угол по собственной инициативе. Воспитательница знает, что надо дать ей немедленно наглядный урок, как же это сделать? Ну, для начала…

- Дети, - говорит она, - сегодня вместо зарядки мы проведем соревнование. Она объясняет условия, дети становятся в две колонки, и начинается веселая игра под восторженный крик болельщиков.

- Я тоже хочу! – раздается из угла.

Воспитательница делает вид, что не слышит.

- Я тоже хочу, я тоже хочу! – монотонно бубнит угол.

- Ты же не хотела заниматься с нами!

- Я хочу играть!

- Что ты! Смотри, мы все друг за друга. Ты нам помешаешь.

Угол замолкает. После игры дети завтракают, занимаются, идут гулять, и все это время воспитательница «не замечает» Лену. Дети сразу же улавливают настроение, вокруг Лены – пустота. На прогулке девочка ходит в сторонке, исподлобья поглядывая на всех. Ей уже понятно, она поступила плохо, все так дружно осуждают ее! – но как сказать об этом? Самолюбие имеется и в три года, и в пять, и в шесть… Наконец, довольно неискусно споткнувшись, Лена падает на колено. К воспитательнице сразу же подбегают дети: «Лена ушиблась!»

- Покажи, что там у тебя? – холодно спрашивает воспитательница и смотрит на чуть заметно розовое пятнышко. – Ничего, пройдет. Оле было больнее.

И тут Лена не выдерживает:

- Я никогда больше так не буду! – громко всхлипывает она. – Я не буду бить Олю!

- А других, по-твоему, можно?

- Никого нельзя! Я не буду-у.

- Извинись перед Олей! – все еще сердито говорит воспитательница, ликуя в душе: поняла, голубушка!

Вопросы:

Какой тактики поведения в конфликтной ситуации придерживается Лена? Почему?

Какой тактики поведения в конфликтной ситуации придерживается Оля? Почему?

Какой стиль общения использует воспитатель в отношении Лены? Докажите.

 

Ситуация 2. Сережа и Дима были настроены очень недружелюбно, постоянно ссорились со всеми ребятами в группе, в любую минуту готовы были вступить в драку.

Однажды дети играли в пароход. Сережа и Дима подошли к играющим.

- Подумаешь, какие моряки! Вы хоть видели настоящий корабль? – начал Сережа и, не дожидаясь ответа, продолжал. – Я был на Черном море с папой и плавал на большом пароходе.

Играющие приготовились слушать, что интересного расскажет Сережа. А он вдруг состроил гримасу и показал кулак: «Вот вам!»

Миша, который раньше тоже часто дрался, спокойно подошел к Сереже, посмотрел на него и сказал:

- А мы тебя вовсе не боимся! И драться с тобой не будем: моряки не дерутся со своими товарищами!

Сережа замахнулся на Мишу, но тотчас же с «парохода» прибежал Вова и загородил собой Мишу:

- Мы не боимся тебя! Мы храбрые моряки! А ты вздумал нас пугать, кулак показываешь?!

В это время капитан парохода Витя позвал мальчиков:

- Товарищи моряки! Нехорошо спорить! Идите на пароход! И ты, Сережа, иди, если хочешь. Мы всех принимаем. Хочешь быть радистом?

Конечно, Сереже хотелось быть радистом, но он не знал, что от него требуется. Он стоял и смущенно пожимал плечами, пока Миша не надел на него матросскую шапку и не увел на пароход:

- Иди скорее на радиостанцию! Будем вместе работать, я тебя научу!

На протяжении игры ребята все время следили за Сережей, напоминали, как надо себя вести и что делать…

На следующий день Сережа опять играл с детьми на пароходе. И был радистом, но поссорился с Димой, толкнул его. Миша, выполняющий роль капитана, позвал Сережу к себе и строго сказал:

- Разве моряки так поступают с товарищами? Как ты думаешь, хорошо ты сделал?

Сережа молча опустил голову. Витя посоветовал исключить его из игры, но Миша не согласился с ним.

- Нет! Он извинится перед Димой и больше не будет так поступать!..

Сереже под влиянием общественного мнения пришлось извиниться перед товарищем, и игра продолжалась.

Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: