Гидрометеорологический университет»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики предприятия природопользования и учетных систем

 

Направление подготовки: 38.03.04 – «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Реферат по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

 

на тему: «Виды и особенности государственных программ»

Выполнила:

Студентка гр. ГМУ Б17-1

Мельниковская А.

Проверила:

доцент, Семёнова Ю.Е.

 

Санкт – Петербург

 

2020


Стр.

Введение……………………………………….…………………………………….….3

1. Понятие и сущность государственных программ Российской Федерации ……………………………………………………………………………...4

2.Анализ современного состояния государственных программ РФ………………..7

2.1. Виды государственных программ Российской Федерации…………………..…7

2.2. Оценка эффективности государственных программ РФ. …………………..…10

2.3. Основные проблемы и недостатки государственных программ ……………...13

Заключение………………………………………………………………………….…18

Список литературы……………………………………………………………………19

 


Введение

В настоящее время основной задачей федерального и регионального правительства является повышение качества управления государственными финансами, достижение устойчивого социально-экономического развития регионов и страны в целом, а также выполнения взятых на себя социальных обязательств перед гражданами. В 2015 г., обращаясь к Федеральному Собранию, Президент России В.В. Путин призывал изменить подходы к планированию и расходованию бюджетных средств. В частности, он отметил, что пора уходить от ставшего уже привычным измерения исполнения бюджета лишь фиксацией расходования средств на те, или иные цели. Критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства.

Одним из инструментов реализации государственной социально-экономической политики стали государственные программы, которые используются как на федеральном уровне, так и при формировании региональных бюджетов. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует единое методическое обеспечение по формированию государственных программ в субъектах РФ, что приводит к разной эффективности и результативности их выполнения по регионам. Кроме того, существующие на сегодняшний день методики оценки эффективности и результативности государственных программ в регионах требуют применения сложных расчетов, что приводит к появлению трудностей в практике планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых ресурсов.

 

1. Понятие и сущность государственных программ Российской Федерации

 

  Одним из инструментов, широко используемым в системе государственного управления, является разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы.

Целевые государственные программы — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно- исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, и обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития государства.

Одновременно они являются эффективным инструментом структурных преобразований в экономике, решения актуальных социальных проблем и призваны обеспечить необходимую концентрацию экономических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики.

Последнее время все активнее разрабатываются не только федеральные, но и региональные программы. В настоящее время в России происходит процесс децентрализации, когда многие вопросы передаются в ведение региональных и местных властей. Поэтому федеральные программы обязательно должны быть тесно увязаны с региональными.

Растет количество международных программ. Сейчас существуют благоприятные возможности для развития международных связей и участия в совместных программах и проектах с зарубежными специалистами по линии Всемирного банка, Европейского Союза и т. д., что позволяет использовать мировой опыт.

Однако при этом необходимо учитывать готовность организации к участию в разработке и осуществлению таких программ, в том числе наличие подготовленных кадров, соответствующей инфраструктуры управления, знание национальных особенностей менеджмента, законодательства и т. д.

Разработка и реализация целевых программ подкреплена нормативно-правовой базой.

Можно выделить общие принципы разработки и реализации государственных программ:

· государственная программа формируется из четко определенных долгосрочных целей социально экономического развития и индикаторов их достижения;   

· определяется орган исполнительной власти, который отвечает за реализацию и достижение конечных результатов государственной программы;

· устанавливаются результат государственной программы, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и объемы и качество оказания государственных услуг;

· в государственные программы включаются все сферы деятельности органов исполнительной власти и, следовательно, распределяется большая бюджетных ассигнований часть других ресурсов, которые находятся и в распоряжении органов;

· органы исполнительной власти по управлению государственных программ должны наделяться полномочиями, которые необходимы и достаточны для достижения целей и задач программ

· должна проводиться постоянная оценка результативности и эффективности реализации государственных программ.

 

 Государственная программа должна содержать в себе:

· паспорт программы;

· ответственного исполнителя и соисполнителя программы; подпрограммы программы;

·  программно целевые инструменты; цели и задачи программы; целевые индикаторы и показатели программы;

· этапы и сроки реализации программы;

· объемы бюджетных ассигнований программы;

· ожидаемые результаты реализации программы

 

2.Анализ современного состояния государственных программ РФ.

2.1. Виды государственных программ Российской Федерации.

 

По функциональной ориентации областные целевые программы подразделяются на:

· социально-экономические - программы, формирующие целенаправленное преобразование социальной и производственной сфер, реализующие в этих сферах крупные структурные отраслевые и межотраслевые изменения, подлежащие согласованию и регистрации в Реестре региональных программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации в Министерстве экономического развития и торговли;

· социальные - программы, предусматривающие меры социальной поддержки населения, структурные преобразования в сфере образования, здравоохранения, культуры;

· экологические - программы, направленные на осуществление природоохранных мероприятий и организацию безопасности жизнедеятельности населения;

· инновационные - программы, обеспечивающие внедрение и распространение научно-технических достижений в производстве и осуществляющие научно-техническую перестройку производства;

· научно-технические - программы, связанные с развитием новых перспективных направлений науки и техники, основанных на достижениях фундаментальных исследований, с решением прикладных проблем в науке, технике, технологии.

 

По срокам реализации программы могут быть:

- краткосрочные -продолжительностью до 2 лет;

- среднесрочные - от 3 до 5 лет;

- долгосрочные -свыше 5 лет.

Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные программы направлены на деятельность государственного сектора, а также на регулирование деятельности частных фирм.

Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде стран социально-экономическое развитие регионов осуществляется посредством регионального планирования.

Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих).

Чрезвычайная программа разрабатывается в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов).

Государственное программирование наиболее распространено в странах Западной Европы, а также в Японии, менее в США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики. Программирование экономики применяется в развивающихся странах. Это объясняется тем, что развивающиеся страны сталкиваются в своем развитии с проблемами, преодолеть которые через механизм стихийного регулирования экономических процессов невозможно.

Государственные программы носят рекомендательный, ориентирующий (индикативный) характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свой рекомендательный характер, государственные программы имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость. Государственное программирование -- это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, гарантирующие развитие общества в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних экономических отношений, государство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в разных секторах экономики в соответствии с потребностями национального хозяйства как целого.

 

2.2. Оценка эффективности государственных программ РФ.

Методика оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации (далее - государственные программы), используемая в целях подготовки разделов сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ и последующего рейтингования государственных программ, предполагает проведение анализа сведений:

а) о степени соответствия установленных и достигнутых целевых показателей (индикаторов) государственных программ (за исключением показателей (индикаторов) подпрограмм и федеральных целевых программ государственных программ) (далее - показатели (индикаторы) государственных программ);

б) о степени соответствия установленных и достигнутых целевых показателей (индикаторов) подпрограмм (федеральных целевых программ) государственных программ;

в) о реализации основных мероприятий государственных программ на основе информации о наступлении контрольных событий;

г) о выполнении расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ;

д) об оценке деятельности ответственных исполнителей в части, касающейся разработки и реализации государственных программ (менеджмент).

 

Критериями для расчета оценки соблюдения установленных требований по разработке и реализации государственных программ являются:

а) детальный план-график реализации государственной программы утвержден в течение 20 дней после утверждения Правительством Российской Федерации государственной программы (в соответствии с пунктом 30.1 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации" (далее - Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ);

б) детальный план-график реализации государственной программы согласован с Министерством экономического развития Российской Федерации;

в) сведения о контрольных событиях плана реализации государственной программы корректно и в полном объеме отражены в детальном плане-графике реализации государственной программы;

г) отчетные данные о ходе реализации государственной программы по итогам отчетного периода (годовой отчет, уточненный годовой отчет) подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью ответственного исполнителя (должностного лица в должности не ниже заместителя руководителя) в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.programs.gov.ru.

 

В случае оценки государственных программ, содержащих сведения ограниченного доступа либо информацию, составляющую государственную тайну, применяются следующие критерии соблюдения установленных требований по разработке и реализации государственных программ:

а) детальный план-график реализации государственной программы утвержден в течение 20 дней после утверждения Правительством Российской Федерации государственной программы (в соответствии с пунктом 30.1 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ);

б) детальный план-график реализации государственной программы согласован с Министерством экономического развития Российской Федерации;

в) сведения о контрольных событиях плана реализации государственной программы корректно и в полном объеме отражены в детальном плане-графике реализации государственной программы.

 

2.3. Основные проблемы и недостатки государственных программ.

В связи с чем в госпрограммах должны отражаться все достоинства и недостатки общеэкономических, отраслевых и региональных стратегий. То есть госпрограммы — это индикаторы качества планирования российской экономики.

Напомним, перечень госпрограмм Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 года № 1950-р (с изменениями). Он сформирован по отраслевому принципу с учетом приоритетов социально-экономического развития страны. К сожалению, при формировании госпрограмм программно-целевое бюджетирование было подменено финансированием от достигнутого, и ряд госпрограмм по своей сути стали набором расходных обязательств, недостаточно подкрепленных обоснованными целями, задачами, показателями.

Кроме того, госпрограммы РФ формировались при отсутствии системы управления рисками, которая представляет собой комплекс спланированных мероприятий, направленных на выявление и устранение (минимизацию) вероятностных неблагоприятных ситуаций, порождающих риски, а также мер по их минимизации и преодолению последствий. Риски недофинансирования, неэффективного исполнения госпрограмм РФ увеличивает значительная доля их финансирования за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ и юридических лиц. Следует отметить, что участвующие в реализации госпрограмм юридические лица согласно Порядку разработки и паспортам госпрограмм не являются участниками госпрограмм, соответственно, их полномочия и ответственность не определены.

Результаты экспертиз госпрограмм свидетельствуют об отсутствии обоснованных сценариев реализации программных мероприятий с учетом рисков, в том числе недостаточного финансирования, исходя из необходимости концентрации финансовых ресурсов на приоритетных подпрограммах (мероприятиях), существенно влияющих на достижение целей госпрограммы. Таким образом, при доработке госпрограмм необходимо сформулировать принципы и сформировать механизмы перераспределения финансовых ресурсов по подпрограммам, ФЦП и основным мероприятиям при различных условиях и объемах финансирования, определить перечень приоритетных целей и ключевых мероприятий, которые, безусловно, должны быть реализованы для снижения риска распыления финансовых ресурсов и неэффективного использования бюджетных средств.

Для всех госпрограмм РФ следует разработать единую методику оценки рисков при их формировании и реализации и конкретные меры по управлению рисками. Целесообразно ввести обязательную корректировку госпрограмм, имеющих низкие оценки эффективности по итогам отчетного года, а также утвердить порядок учета результатов оценки эффективности при формировании проекта федерального бюджета и уточнения оценки расходов на более отдаленную перспективу.

 

Основными проблемами государственных программ сегодня стоит назвать следующие:

· отсутствие полноценной системы стратегических документов, задающих актуальные приоритеты социально-экономического развития и государственной политики в соответствующих сферах реализации госпрограмм;

· частая корректировка нормативной правовой базы, регламентирующей разработку и реализацию госпрограмм;

 

· недостатки целевых показателей (индикаторов) госпрограмм;

· значительное количество соисполнителей и участников госпрограмм, усложняющих процесс взаимодействия;

· низкий процент доли программных расходов в федеральном бюджете;

· не определена процедура приведения госпрограмм в соответствие с законом о бюджете (действие соответствующей нормы БК РФ ежегодно приостанавливается);

· структурные недостатки госпрограмм.

 

Наиболее распространенные недостатки госпрограмм РФ в части анализа целевых показателей (индикаторов):

· недостаточно обоснованный выбор целевых показателей (индикаторов) госпрограмм;

· нечеткость целевых показателей (индикаторов);

· избыточное количество целевых показателей (индикаторов);

· наличие значительной доли мониторинговых показателей и незначительного количества управляющих показателей;

· отсутствие качественных целевых показателей (индикаторов), характеризующих уровень достижения целей и задач ряда подпрограмм;

· отсутствие количественных значений целевых показателей (индикаторов).

Счетная палата РФ в своих заключениях неоднократно обращала внимание на необходимость устранения указанных недостатков. Так, по мнению Счетной палаты РФ, количественный и содержательный состав показателей (индикаторов) госпрограммы «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» не является достаточным для объективной и полноценной оценки достижения ее целей и задач. При этом из 19 ее основных показателей и индикаторов только шесть в полной мере соответствуют показателям, установленным в документах государственного стратегического планирования.

Система показателей (индикаторов) госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» не в полной мере обеспечивает возможность проверки достижения ее целей и решения задач. Решение трех из десяти задач госпрограммы и 13 из 43 задач подпрограмм не характеризуется ни одним из показателей. Возможность проверки достижения целей и решения задач госпрограммы ограничивается также несвоевременностью предоставления субъектами статистического учета информации о значениях показателей.

 

Не определены количественные значения ряда целевых общепрограммных индикаторов по госпрограмме «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». Приведенный в госпрограмме «Энергоэффективность и развитие энергетики» показатель удельного веса затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство (1,95% — 2013 год, 2,5% — 2020 год) свидетельствует о невысокой активности инновационных процессов в топливно-энергетическом комплексе и требует уточнения. Умеренный рост показателя удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей (2013 год — 39,1%, 2020 год — 42,5%), приведенный в госпрограмме «Развитие науки и технологий», свидетельствует об отсутствии существенного притока молодежи в научную сферу.

 

По ряду целевых индикаторов значения зафиксированы на весь плановый период на одном уровне, отсутствует динамика, что затрудняет оценку выполнения соответствующих целей и задач. Так, целевой индикатор «Доля эксплуатируемых внутренних водных путей с освещаемой и отражательной обстановкой» подпрограммы «Морской и речной транспорт» госпрограммы «Развитие транспортной системы» планируется на уровне 36,5% с 2013 по 2020 год. По отдельным направлениям госпрограммы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы установлены одинаковые показатели на весь период ее реализации: «количество спектаклей выдающихся режиссеров, размещенных в бесплатном доступе в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”» — 50 единиц; «количество фильмов выдающихся режиссеров, размещенных в бесплатном доступе в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”» — 100 единиц; «доля изданных за год в Российской Федерации наименований книг, включенных в Национальную электронную библиотеку» — 10%. В таблице приведены основные недоработки и недостатки госпрограмм, размещенных на официальном сайте Минэкономразвития России.

 

Заключение

В заключении можно отметить, что целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы.

Одновременно они являются эффективным инструментом структурных преобразований в экономике, решения актуальных социальных проблем и призваны обеспечить необходимую концентрацию экономических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики.

Целевые программы делятся на: федеральные, региональные, муниципальные; международные, государственные, межотраслевые, отраслевые, локальные; комплексные, научно-исследовательские, научно-технические, социально-экономические, организационно-экономические, производственно-хозяйственные; долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

Реализация целевых программ основывается на законах и нормативных актах Российской Федерации, на основании которых принимаются законы, постановления, решения на уровне регионов и муниципальных образований.

 

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Одобрена на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.

2. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 №60-ФЗ

3. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 6 декабря 1993 г. N 1265 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 50, ст.4889

4. Постановление Правительства от 22 мая 2004г. №249 «О мерах по повышению результативность бюджетных расходов»

5. Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2005г. №239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»

6. Федеральные целевые программы России. Приоритеты ФЦП.

7. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г № 833 «О федеральной целевой программе «Русский язык (2006-2010 годы)»

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия № 665 от 30.10.2006 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Адресная социальная помощь" на 2007 год»

9. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 февраля 2006 г. N 55 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ (в ред. постановления Губернатора Новосибирской области от 27.07.2009 N 314)




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: