Средства физической культуры, обеспечивающие восстановление умственной и физической работоспособности студентов

 

Наиболее легкой, но очень эффективной формой для быстрого включения студентов в учебно-трудовой день является утренняя гигиеническая гимнастика. Она ускоряет процессы пробуждения организма и приведение его в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, соответственно, запускает обмен веществ, быстро избавляется от продуктов распада, накопившихся в течениие ночи. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Физическое здоровье организма укрепляется в целом, а не локально.

Так же действенной и достаточно простой формой сохранения умственной активности является физкультурная пауза. Она призвана решать задачу обеспечения активным отдыхом студентов, соответственно, и повышения их работоспособности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться и начинается процесс торможения из-за возбуждения мускулатуры. Что бы этого избежать можно в перерывы пройтись по учебному заведению, размяться и слегка потянуть мышцы, или же сходить прогуляться на улицу. Также хорошим способом снять напряжение является ходьба по лестницам.

Еще одним вариантом компенсировать малоподвижный образ жизни является выполнение динамических упражнений, таких как бег, быстрая ходьба, ходьба на лыжах, езда на велосипеде или роликах, плавание. Все это связано с большим объемом механической работы, требующей значительных затрат энергии на поддержание равновесия, координацию движений, да и просто на напряжение, задействованных в работе, мышц. Физическая нагрузка значительно усиливает кровообращение и разгоняет обмен веществ.

При выполнении этих упражнений сердцу приходиться перегонять значительно больше крови по организму, повышается давление, а так же ткани всех систем организма называются кислородом, в том числе и головной мозг, что положительно влияет на умственную активность. При этом мозг не перенасыщается кровью и давление в нем в несколько раз меньше, чем во всем организме в целом.

Очень долгое время можно поддерживать работоспособность головного мозга и нервной системы в целом чередуя напряжение и сокращение различных групп мышц. Такая ритмичность соответствует бегу, плаванию, передвижению на коньках или лыжах. Это объясняется постоянной сменой деятельности разных групп мышц и неуспевающим накапливаться напряжением, а так же в мозг постоянно приходят электрические сигналы от различных систем организма, в том числе и от мышц, что заставляет его работать лучше[7].

Для создания информационного обеспечения, учитывающего стандарты высшего образования, необходимо обратить внимание на следующие образовательные задачи: определение места физической культуры в развитии человека и его подготовка к современным реалиям профессиональной деятельности; преподавание основ физической культуры, в том числе научной практики, и здорового образа жизни; формирование целенаправленного мотивационно-ценностного отношения к физической культуре с акцентом на поддержание здорового образа жизни, а также на собственное совершенствование (в физическом смысле) и формирование потребности в систематических физических упражнениях и занятиях спортом; знание структуры практических способностей: навыков, способствующих укреплению здоровья, достижению психического и психологического благополучия.

К этой задаче также можно отнести определение своей позиции в физической культуре и самосовершенствование своих психологических способностей; обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психологическую готовность студента к будущей профессии; получение эмпирического опыта творческого использования средств физической культуры и спорта для разрешения нестандартных ситуаций и достижения жизненных целей. Развитие общества стало предпосылкой для создания целой группы задач для системы высшего образования: необходимость подготовки специалиста, который не только обладает определенными навыками, но и способен адаптироваться к меняющимся требованиям общества.

Вполне логично, что в современном мире специалисты уже должны обладать более высоким уровнем компетентности и профессиональной мобильности, чем вчера.

Последнее, помимо всего прочего, требует достаточно высокой степени интенсивности интеллектуальной деятельности, что вытекает из новых особенностей социально-экономических условий и интенсификации научно-технического прогресса. Одним из способов создания условий для решения этих задач является часть вузовской программы, которая призвана, прежде всего, оказать положительное влияние на интеллектуальное развитие студентов.

Ссылаясь на исследования, проведенные Л. В. Меньшиковой по шкале Векслера на интеллектуальном уровне, они демонстрируют тенденцию в процессе обучения в техническом вузе интегрировать интеллект как целостное образование путем усиления связей между его отдельными сторонами. Согласно этой логике, обучение обеспечивает развитие вербальных систем сознания, в гораздо меньшей степени затрагивая его основы, которые, несомненно, играют важную роль в становлении профессионала в технической области. Немного раздвинув границы университетской программы, необходимо также обратить особое внимание на способы, которые в большинстве случаев не связаны между собой и, тем не менее, индивидуально потенциально влияют на жизнь человека. Например, закаливание и другое использование природных сил в качестве оздоровительного средства может усилить и активизировать защитные силы организма.

Помимо повышения иммунитета, закаливание не требует особого подхода как метод. Однако его преимущества можно также выделить стимулированием активного обмена веществ, улучшением функционирования сердца и сосудов, а также положительным влиянием на состояние нервной системы. Также актуальное место для стабилизации и роста уровня физической и умственной работоспособности отводится комплексу или комплексам оздоровительно-гигиенических мероприятий, которые могут включать: пропорциональное сочетание работы и отдыха, формализацию (создание графика) приема пищи и сна, отказ от вредных привычек, а также достаточную двигательную активность и возможность проводить время на свежем воздухе.

Мотивы и эмоциональная составляющая человека в момент выполнения работы имеют большое значение для его жизнедеятельности.

Если человек воспринимает работу как осмысленную, то есть мотивированную, то период усталости наступает гораздо позже. Стоит отметить, что при наличии мотивов социальной значимости в конкурентной среде утомляемость обычно еще ниже. Логично, что социальные аспекты гораздо ближе к человеку, чем другие: прежде всего, они поддерживают интерес к работе, а также обеспечивают творческое отношение к ней. В результате положительные эмоции и удовлетворение дают возможность адаптироваться к характеру выполняемых задач, облегчая вход в ритм работы. Позитивный настрой поддерживает оптимальную работоспособность, которая способствует полной мобилизации ресурсов организма, чтобы человек мог полностью реализовать себя, используя имеющиеся физические резервы в полном объеме.

Современные студенты, испытывающие значительные интеллектуальные и / или эмоциональные нагрузки в ходе непрерывной и интенсивной программы обучения, склонны к развитию стрессовых расстройств, проявляющихся в нарушении психофизиологического состояния организма и снижении уровня стресса. Исследования врачей и спортивных физиологов склоняют нас к необходимому научному пониманию единства физического и эмоционального здоровья. Поэтому физические тренировки могут в большей степени нейтрализовать изменения в организме, вызванные эмоциональным стрессом. Здоровье каждого студента напрямую зависит от выбора им образа жизни.

Психологическая подготовка - это совокупность действий педагогов, направленных на формирование и развитие психических процессов и личностных качеств учащихся, необходимых им для хорошей успеваемости. Общение между преподавателем и студентами и их сотрудничество является основным фактором формирования структуры тренинга по развитию стрессоустойчивости, поскольку к каждому студенту необходим свой индивидуальный подход. Конкуренция между студентами в физкультуре-это типичная ситуация, поэтому учитель должен разрешать любые конфликты между студентами, должен быть объективным[8].

Можно сделать вывод, что малоподвижный образ жизни приводит к тому, что уровень стресса максимально велик и способен вызвать много расстройств психологического характера. Однако не стоит забывать о том, что бороться со стрессом следует комплексно. Помимо регулярных занятий спортом следует также соблюдать режим дня, сбалансированно питаться и избегать стрессогенных факторов.



Заключение

 

Можно сделать вывод, что роль физической культуры в повышении функциональных возможностей организма очень велика. Ведь физическая культура - это важнейшая часть общей культуры, направленная на укрепление здоровья и повышение его уровня. Человек должен развиваться как умственно, так и физически, быть устойчивым к любым условиям окружающей среды. Только в случае гармоничного развития человек может стать полноценной личностью, правильно расставив жизненные приоритеты. Однако это невозможно без должного физического воспитания.

Состояние здоровья молодежи является ключевым фактором экономического, оборонного, трудового и культурного потенциала социального развития, отражающим социально-экономическое и санитарное благополучие страны. Молодежь считается самой здоровой категорией населения страны. Однако молодые люди не имеют или не имеют четкого представления о взаимосвязи между социальным успехом и состоянием здоровья. Они часто полагаются на свои собственные способности, таланты и хорошее здоровье, часто эксплуатируя их. В то же время они забывают, что здоровье-это важный жизненный ресурс.

Низкая осведомленность студентов в области здравоохранения и отсутствие мотивации вести здоровый образ жизни также внушает опасения.

Основными причинами нежелания или невозможности здорового поведения являются недостаток силы воли, времени и денег. В то же время, как показывают социологические исследования, подавляющее большинство молодых людей осознают необходимость вести здоровый образ жизни. Студенты, как неотъемлемая часть молодежи, представляют собой особую социальную группу и отличаются характерными для них условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией.

Они относятся к группе повышенного риска, поскольку сложные проблемы студентов, такие как высокая эмоциональная и психическая нагрузка, необходимость адаптации к новым условиям жизни и обучения накладываются негативным воздействием кризиса во всех основных сферах жизни общества и государства.

Все это приводит к ухудшению адаптации студентов к современным факторам, что приводит к серьезным медицинским и социально-психологическим проблемам.



Список литературы

 

 

1. Граневская Н.Д. Спорт и здоровье / Н.Д.Граневская // Теория и практика физической культуры.-2016.- № 4.

2. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений / Под ред. Г. Г. Шахвердова. М.: Физкультура и спорт, 1956.

3. Любаев А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь // Молодой ученый. — 2015. — №18.

4. Мишина М.М. Феномен интеллектуальной деятельности личности (теоретико-методологические основания и особенности проявления в разновозрастной студенческой среде): монография / М.М. Мишина. – М.: ИИУ МГОУ, 2013.

5. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях // Словарь- справочник / Под общ. ред. В.У.Агеевца. - СПб, 2016.

6. Титов П. А. Влияние физической культуры и спорта на социально-экономическое развитие/ Титов П. А. // Вестник МГТУ. 2019. №1.

7. Физическая культура зрелого и пожилого контингентов населения (общие основы теории и практики): учебное пособие / Ф.Г. Бурякин. – М.: РУСАЙНС,2017.

8. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2020.

 

 


[1] Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений / Под ред. Г. Г. Шахвердова. М.: Физкультура и спорт, 1956. С. 102.

[2] Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2020. С. 127.

[3] Физическая культура зрелого и пожилого контингентов населения (общие основы теории и практики): учебное пособие / Ф.Г. Бурякин. – М.: РУСАЙНС,2017. С. 127.

[4] Мишина М.М. Феномен интеллектуальной деятельности личности (теоретико-методологические основания и особенности проявления в разновозрастной студенческой среде): монография / М.М. Мишина. – М.: ИИУ МГОУ, 2013. С. 131.

[5] Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях // Словарь- справочник / Под общ. ред. В.У.Агеевца. - СПб, 2016.

[6] Титов П. А. Влияние физической культуры и спорта на социально-экономическое развитие/ Титов П. А. // Вестник МГТУ. 2019. №1. С. 33.

[7] Любаев А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 423-425.

[8] Граневская Н.Д. Спорт и здоровье / Н.Д.Граневская // Теория и практика физической культуры.-2016.- № 4. С. 80.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: