Вид прибыли | Код строки | Отчетный год | Предшествующий год | Изменение (3-4) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Письменно сделайте вывод о результатах работы предприятия за отчетный год по итогам анализа изменения прибыли (прибыль увеличилась / уменьшилась, что повлияло на снижение / увеличение прибыли (какие расходы изменились и каким образом).
Задание 2. Изучите теорию по вопросу «Рентабельность». Письменно рассчитайте показатели рентабельности по финансовой отчетности «Тюменского бройлера» (если для расчета какого-то показателя нет данных, то нужно так и написать, например: «Рентабельность продаж – не рассчитывается, в финансовой отчетности нет показателя….»). Сделайте вывод, что обозначает каждый рассчитанный показатель, сравните со средними значениями этого показателя в отрасли.
Рентабельность – прибыльность, доходность предприятия.
Рентабельность - обобщающий показатель эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
|
|
Рентабельность – показатель, характеризующий степень доходности, выгодности и прибыльности деятельности предприятия, т.е. соизмерение прибыли с затратами или ресурсами. Показатель рентабельности позволяет оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в производство.
Рентабельность характеризует:
1. итоги деятельности предприятия (т.е. сколько прибыли в процентах получается на 1 рубль основных производственных фондов и оборотных средств);
2. уровень использования оборудования и материалов;
3. состояние производительности труда и заработной платы.
Для расчета рентабельности продаж используется информация из отчета о финансовых результатах (форма 2).
При этом формула рентабельности продаж по балансу зависит от того, какая рентабельность интересует пользователя:
1. Рентабельность по валовой прибыли. В этом случае формула расчета рентабельности продаж будет следующей:
ROS = (строка 2100 / строка 2110) × 100.
2. Рентабельность по операционной прибыли:
ROS = ((строка 2300 + строка 2330) / строка 2110) × 100.
3. Рентабельность по чистой прибыли:
ROS = (строка 2400 / строка 2110) × 100.
Наиболее показательным является показатель рентабельности активов. Рентабельность активов предприятия (ROA) рассчитывается с помощью следующей формулы:
В разных отраслях уровень рентабельности активов отличается. Например, в строительстве, энергетике, транспортной отрасли этот показатель не превышает 10%, что намного ниже, чем в торговле или сфере услуг, где уровень рентабельности может достигать от 50 до 100 % и выше. Крупные заводы и производства требуют гораздо больших финансовых вложений, дорогостоящего оборудования, расширенного штата персонала, внедрения наукоёмких технологий. В сфере торговли и услуг намного меньше финансовых затрат, которые зачастую окупаются с прибылью в 200-300%, поэтому рентабельность в этих отраслях значительно выше.
|
|
Специальных нормативов для рентабельности нет. Рассчитываются среднестатистические значения рентабельности по отраслям. Для каждого вида деятельности нормальным считается свой коэффициент.
В целом коэффициент в пределах от 1 до 5% говорит о том, что предприятие низкорентабельно, от 5 до 20% — среднерентабельно, от 20 до 30% — высокорентабельно. Свыше 30% — это уже сверхрентабельность.
Справочно (аналитическая информация по отрасли)
Рентабельность яичного сектора низка — 5-7%, да и то с субсидиями, сетуют производители. По их словам, для развития нужно 28% и больше. в 2014 году средняя рентабельность как его предприятия, так и основной части российских птицефабрик, колебалась в пределах 5-7%, повышаясь вслед за увеличением спроса на яйцо в осенне-зимний период (с небольшим провалом после Нового года) и понижаясь к лету. «Для того, чтобы рассчитаться с долгами, рентабельность должна быть 28-32%, — оценивает он. — Только тогда предприятие может обслуживать кредиты, в противном случае они будут возрастать». Чтобы поддерживать такой уровень маржи, закупочные цены должны быть больше 65 руб./десяток. В России таких цен не бывает даже перед Рождеством и Пасхой, когда спрос на яйца традиционно возрастает, в эти периоды обычное яйцо эконом-класса стоит в опте 48-52 руб./десяток. Рентабельность яичных птицефабрик колеблется от нуля до 50%, уверяет руководитель одной из птицефабрик ЦФО, попросивший об анонимности. Показатель зависит от масштабов производства, региона, уровня механизации, наличия розничных каналов реализации и др. «Мы рассчитываем вскоре выйти на максимальную маржу, для этого закупили новое оборудование, механизировали весь процесс производства, отдали все кредиты и теперь развиваемся только на собственные средства», — делится он. Но есть факторы, определяющие доходность, повлиять на которые сложно, например сезонность.