Конспект урока по литературе

Тема урока: «Роман А.С. Пушкина “Дубровский”»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: дать понятие о жанре романа; развивать навыки анализа текста, интерпретации образов; пополнять словарный запас учеников.

Задачи:

Обучающие: через анализ прозаического текста научиться характеризовать героев, уяснить теоретическое понятие «роман»;

Развивающие: развить у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия текста;

Воспитывающие: на примере образов персонажей романа привести к пониманию таких понятий, как благородство, справедливость.

Планируемые результаты:

Предметные – создание условия для интерпретации романа А.С. Пушкина, познакомив с его творческой историей, с историческим контекстом; научить выявлять драматический и исторический смысл романа, приемы анализа литературного произведения;

Метапредметные:

Познавательные: создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста.

Коммуникативные: подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях;

Регулятивные: научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

Личностные: формирование духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.

Необходимое учебное оборудование: портрет А.С. Пушкина, эпиграф урока записан на доске; презентация к уроку, карточки для работы каждой группы.

Ход урока 1.

  Формулирование цели урока:

 Сегодня на уроке мы обсудим важные проблемы, которые поднимает А.С. Пушкин в произведении, которое вы прочитали к сегодняшнему уроку. Кроме того, вы познакомитесь с новым литературным жанром.

 Актуализация знаний.

 Как вы считаете: может ли честный человек оказаться разбойником, а разбойник — честным человеком? Может ли разбойник быть благородным? (хорошо, если ученики начнут размышлять уже на этом этапе, например, вспомнят образ Робин-Гуда. Но если этого не произойдёт, учитель на этом этапе урока не должен сам напоминать про этого героя) В ходе сегодняшнего урока мы попробуем ответить на этот вопрос.

 Знакомство с теоретическим понятием «роман».

 - Вспомните, какие литературные жанры уже знакомы вам? (В идеале ученики должны перечислить следующие жанры: сказки, рассказы, повести, стихотворения, баллады, поэмы.) Сегодня вам предстоит познакомиться с совершенно новым литературным жанром — жанром романа.

Задание ученику: прочитай определение романа и докажи, что произведение А.С. Пушкина «Дубровский» - это роман.

 Роман — большое повествовательное произведение, отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. В романе обычно поднимаются важные философские и общественные проблемы. (Ответ, ожидаемый от ученика: В произведении А.С. Пушкина изображены дворяне — богатые и бедные, чиновники — судейские, исправник и станционный смотритель, крестьяне — дворовые, кузнец, кучер, нянька и другие. В романе показаны два поколения жизни дворянских (Троекуровы, Дубровские) и крестьянских семей (Орина Бузырева и Гришка), описаны различные значимые события жизни человека — свадьба, смерть; есть любовный сюжет и детективная интрига. Роман поднимает важную проблему: как жить человеку в мире, где царит несправедливость и беззаконие?)

  ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА (сообщение, подготовленное учеником — это было домашнее задание к уроку) Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.

  ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ Вопросы учителя: - Когда происходит действие романа? - Какая важная общественная проблема существовала в это время? (Действие происходит в первой половине XIX века. Основная проблема: самодержавие, крепостное право. Царь; сословия: дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные.) - Вспомни произведения, изученные в 5 классе, в которых поднималась проблема крепостного права? («Муму» И. С. Тургенева. Нужно с помощью наводящих вопросов добиться того, чтобы ученик вспомнил это произведение, а потом задать по нему вопросы.) — Каким было отношение барыни к своим крепостным? - Какими были отношения между крепостными?

Слово учителя: Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими. Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами.

СЮЖЕТ РОМАНА (восстановим последовательность событий романа) - Вспомни, что такое сюжет и композиция? (в идеале ребёнок сам должен вспомнить эти определения) Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении. Композиция — это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Чтобы легче было восстановить последовательность событий романа, выполним интерактивное задание: “Она начинала понимать собственное сердце и признавалась с невольною досадой, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза”. “Ради Бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня любите. Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса” “Не губите меня… за что гоните меня от себя прочь и отдаёте человеку нелюбимому??? разве я вам надоела???” “… ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского…, но когда священник обратилсчя к ней с обычным вопросом, она содрогнулась и обмерла, но ещё медлила, ещё ожидала”. “Я согласилась, я дала клятву…. князь - мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала, я ждала вас до последней минуты… Но теперь говорю вам, теперь поздно.”

После того, как выполнены либо интерактивные задания, либо заполнена таблица, предлагаем учиникам самостоятельно кратко охарактеризовать каждого персонажа романа. Материалы в помощь учителю:

 Кирила Петрович ТРОЕКУРОВ Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей.

Андрей Гаврилович Дубровский Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина. Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца. Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак.

Князь ВЕРЕЙСКИЙ Князь был пустым человеком. Всю жизнь он провел за границей, жил на деньги, которые ему присылал приказчик из имения, и в первый раз приехал посмотреть на это имение в пятьдесят лет. Этим он отличается от своего соседа:

Кирила Петрович Троекуров жил в своем поместье и сам распоряжался хозяйством. Но Троекуров тоже изнурял себя всякого рода излишествами: вспомним, что он каждый вечер был навеселе и два раза в неделю страдал от обжорства. Двух соседей роднит еще и то, что каждый из них заботился только о своем собственном благополучии и считал, что все остальные созданы, чтобы прислуживать им и доставлять удовольствие.

 Марья Кириловна не решилась вовремя сказать отцу, что не хочет идти замуж за Верейского, не решилась сказать «нет» в церкви. Она ждала таинственного романтического избавителя, ничего не сделав для своего избавления сама. Когда же Дубровский со своими людьми остановил карету, она упрекнула его в том, что он не пришел вовремя, и сказала: «Я согласилась, я дала клятву...» Марья Кириловна отказалась от помощи Дубровского, потому что была обвенчана и более не могла поступать по своей воле. Марья Кириловна стала княгиней и богатой женщиной. Только после смерти старого мужа она обрела бы независимость.

КРЕСТЬЯНЕ Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление. — Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? Кузнец Архип губит подьячих, но с риском для жизни спасает кошку с крыши горящего сарая. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь...» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон. Помогая Троекурову вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду. ДУБРОВСКИЙ - Что заставило Дубровского стать разбойником? Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию, но главная причина в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду в справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а их у Дубровского не было. - Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

 Дубровский покинул своих крестьян по нескольким причинам.

1) Во-первых, он понимал, что после штурма его крепости солдатами правительство отправит более крупные силы на то, чтобы ликвидировать разбойничье гнездо, и он уже не сможет продержаться со своими разбойниками-крестьянами.

 2) Во-вторых, у него было уже достаточно денег, чтобы обеспечить себе жизнь за границей (в России он уже не смог бы жить под своим именем) и обеспечить деньгами своих крестьян.

3) В-третьих, исчезла главная причина, по которой Дубровский все еще оставался в Кистеневской роще: Марья Кириловна стала княгиней Верейской и отказалась от его помощи. - Смог ли Дубровский остаться благородным, честным человеком, будучи разбойником? Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести и не нарушил слова, данного Марье Кириловне, что «ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию».

  Итоги урока. Вопрос к размышлению: — Как вы думаете, могла ли история любви Дубровского к Марье Кириловне иметь счастливый конец? (Комментарий для учителя: У молодого Дубровского не было средств и связей, чтобы обратиться за помощью к царю, как он обещал своим крестьянам. Своими разбойничьими нападениями он поставил себя вне закона. История его отношений с Марьей Кириловной не могла иметь счастливой развязки. Даже если бы он успел вовремя и не дал свершиться бракосочетанию, то что бы он смог предложить Марье Кириловне взамен? Участь жены разбойника, вынужденного бежать за границу, скрывать всю жизнь свое настоящее имя и не иметь возможности приехать на родину. Если бы Дубровский даже убил князя Верейского, то Троекуров отдал бы дочь замуж за другого человека или заточил бы ее в монастырь.) — Как бы вы сформулировали главную мысль произведения? (Комментарий: Главную мысль этого произведения трудно сформулировать однозначно. Можно выразить ее так: благородным и честным людям ненавистно низкопоклонство, бесчестие, всевластие денег, они не могут примириться с фактом, что можно купить даже решение судей.) - Попробуйте вспомнить литературного героя, которого можно назвать благородным, несмотря на то, что он был разбойником (Робин Гуд)

Рефлексия. Ответьте на вопросы: - Понравился ли урок? - Чему мы научились на уроке (как нужно и как не нужно поступать)? - Как вы думаете, есть ли в нашей современной жизни благородные разбойники?

Домашнее задание (творческое): напишите свой вариант развязки романа (как бы по-другому могла сложиться их судьба Дубровского и Марьи Кирилловны, если бы она вышла из кареты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: