Раздел 2. Микроэкономика

Тема 2.1 Структура микроэкономики

 

Макроэкономика (от греч. makros – большой) – это совокупность таких форм хозяйствования, которые охватывают национальную экономику в целом. При этом под понятие «национальная экономика» принято подводить хозяйство многонациональной страны, которое составляет единую основу существования разных наций в пределах определенного государства.

Мировая экономика – взгляд на всю обитель человечества. В XXI столетии это представляет особый интерес. Мировое сообщество вышло на знаменательный исторический рубеж: стало реальным создание на новых основах всемирного хозяйства, на которое опирается планетарная общность людей. При изучении мировой экономики даются ответы на следующие вопросы: Как и почему развилось такое экономическое взаимодействие между странами, все более сближающее их и делающее устойчиво зависимыми друг от друга?

Макроэкономикойназывают часть экономической теории, изучающей экономику как единую, целостную систему.

В поле зрения макроэкономики попадают экономические явления и процессы, имеющие значимость в масштабе всего хозяйства страны.

Макроэкономика использует экономические показатели, характеризующие состояние всей экономики страны как одного большого объекта

Если говорить об экономических величинах, показателях, которые используются в макроэкономике, это показатели общего, суммарного объема производства и потребления темпов экономического роста и спада, общих и средних по стране величин доходов и расходов заработной платы, производительности труда, цен, валютного курса. Совокупные показатели, свидетельствующие о состоянии и поведении экономики в целом, называют агрегированными, синтетическими.

К макроэкономическим относят процессы, проявляющиеся во всем хозяйстве страны, охватывающие его целиком (экономический рост и спад всего хозяйства, инфляция, занятость, безработица в масштабах страны). Макроэкономика позволяет видеть, исследовать, прогнозировать экономическую картину в целом, так как она не углубляется в отдельные детали, а стремится выявить самые общие качества, свойства, признаки.

Под микроэкономикой понимают область экономической науки, изучающую экономические процессы, связанные с состоянием и деятельностью отдельных частей экономики или отдельных субъектов экономической деятельности.

Для микроэкономики представляют интерес отдельные отрасли народного хозяйства, предприятия, фирмы, производители и потребители, домашние хозяйства, рынки товаров и услуг.

Главные объекты, которые находятся в центре внимания микроэкономики, – это предприятия, компании, корпорации, фирмы, т. e. объекты, производящие продукцию, товары, услуги, а также рынки продажи товаров, рыночные цены, спрос и предложение на рынках.

Микроэкономика – это экономика предприятий, предпринимательской деятельности, рынков.

Микроэкономика исследует взаимодействие производители с потребителями, взаимные расчеты, цены на разные виды товаров, складывающиеся на разных рынках Способы выработки и принятия хозяйственных решений в низших звеньях экономики тоже представляют предмет микроэкономики.

Если правление акционерного общества определяет, какую часть прибыли вложить в развитие производства, а какую раздать акционерам, то оно решает микроэкономическую проблему.

 

Тема 2.2 Законы рынка, конкуренция и монополия

 

1. Закон стоимости - всеобщий закон, означающий, что все в экономике отраслей и предприятий, организации производства и управления трудовыми ресурсами имеет свою экономическую оценку, стоимость. Без его учета невозможно организовать сколько-нибудь приемлемого производства. Сам по себе закон стоимости, как впрочем, и другие объективные законы, ничего не требует и не предлагает. Он лишь показывает, что может быть в действительности при принятии конкретных решений по привлечению ресурсов, их использованию и получению новой стоимости: будет при этом новая стоимость полезной, обладать необходимой потребительской ценностью или она будет разорительной, не приносить желаемой добавленной стоимости. Использование закона требует строгого знания цены исходных ресурсов, стоимости текущих и будущих затрат, величины издержек организации производственного процесса, стоимости прямых и косвенных факторов производства, цены приложенных усилий и труда, величины новой стоимости, размера добавленной стоимости, объема получаемого ценового и стоимостного эффекта.

2. Закон спроса объективно определяет смысл любого производства. Его суть заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров, снижение цены ведет к соответствующему возрастанию спроса на продукцию, и, наоборот повышение цены – к соответствующему уменьшению величины спроса. Настоящий закон объясняется также эффектами дохода и замещения, сводящимися к тому, что у потребителей возникает заинтересованность и способность приобретать большее количество продукции по низким ценам и замещать ими более дорогие виды.

3. Закон предложения предполагает положительную или прямую связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цены на поставляемую продукцию объем предложения товара увеличивается. Отсюда производители стремятся поставлять на рынок большее количество продукции по высокой цене. Однако в настоящее время, при формировании цены предложения в обязательном порядке следует учитывать покупательскую (платежную) способность потребителей и емкость рынка. В этой связи рост цены предложения ограничен и должен стремиться к какому-то оптимуму в зависимости от емкости рынка и платежной способности потребителей. Чем выше цена предложения, тем ниже объемы потребления продукции в натуральном выражении и тем ниже может быть емкость рынка.

4. Закон предложения-спроса устанавливает следующее: поставщики, которые в состоянии производить и реализовывать продукцию по цене рыночного равновесия, имеют возможность успешно организовать свою деятельность; иные оказываются несостоятельными. Закон предложения-спроса предполагает поддержание баланса между производством, сбытом, ценой, емкостью рынка и покупательской способностью потребителей. В основе этого баланса находятся стоимость, цена и доходы.

 

 

5. Закон убывающей предельной полезности. Его основной смысл в том, что, начиная с определенного момента, дополнительные единицы продукции приносят потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение (выгоду или пользу). Чем большее количество продукции приобретают потребители, тем меньшее их стремление к получению дополнительных ее единиц. Отсюда следует необходимость понижения цен для того, чтобы стимулировать увеличение закупок.

6. Закон убывающей отдачи. Иначе этот закон называют законом убывающего предельного уровня продукции, или законом изменяющихся пропорций. Он утверждает, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный или предельный объем продукции в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

7. Закон вмененных возрастающих издержек сводится к следующему: экономические ресурсы ограничены, не обладают совершенной эластичностью и взаимозаменяемостью и не всегда пригодны для полного их использования в производстве сопряженной и альтернативной продукции. Отсюда – необходимость увеличения ресурсов, переключаемых с производства одного вида продукции для получения дополнительных единиц другой продукции.

8. Закон определяющего влияния минимального ресурса. Оптимальные объемы и пропорции ресурсов определяют максимальный при данном их соотношении производственный результат. Важно стремиться к расчетному оптимуму как по наличию каждого вида ресурса в отдельности, так и к их сбалансированному соотношению при производстве каждого конкретного вида продукции. Однако в реальной практике экономические ресурсы являются ограниченными, и почти всегда бывает так, что один или несколько ресурсов находится в минимуме (в недостатке). Минимальный ресурс, не соответствующий нормативному размеру для производства конкретного вида продукции, вызывает непропорциональность соотношения всей совокупности ресурсов и даже вступает в противоречие с остальными. Для компенсации недостающего ресурса требуется завышенное использование других видов ресурсов. Поэтому минимальный ресурс вместо кажущейся экономии приводит к общему перерасходу материальных, финансовых и трудовых средств. Полной взаимозаменяемости факторов при производстве тех или иных видов продукции невозможно.

 

Монополия –это исключительное право хозяйствующего субъекта на осуществление хозяйственной деятельности; это господство хозяйствующего субъекта в определенной сфере на основе владения каким-либо преимуществом, обеспечивающим получение его владельцу исключительных экономических выгод.

Причины возникновения монополий:

- концентрация производства – увеличение объемов производства за счет дополнительных вложений капитала;

- централизация производства – слияние мелких и средних предприятий в единое целое (покупка за бесценок обанкротившихся предприятий, создание акционерных обществ);

- экономическая политика государственного протекционизма, обеспечивающая хозяйствующему субъекту режим наибольшего благоприятствования.

Количественные и качественные признаки монополии:

1) доля компании на рынке составляет 50% объемов производства и более (по украинскому законодательству – 35% и более);

2) усложнение проникновения на рынок новых предприятий;

3) имеет место изменение цен, не связанное с колебанием спроса и предложения на товар, с техническим прогрессом;

4) норма прибыли одного предприятия значительно превышает среднюю норму прибыли в отрасли.

Монополия выполняет как положительные так и отрицательные функции в экономике.

Положительные функции монополии:

- большие объемы производства способствуют снижению себестоимости продукции и увеличению ее предложения на рынке (за счет т.н. «эффекта масштаба производства»);

- монополия, которая владеет большими объемами финансовых ресурсов, стимулируют НТП, что способствует повышению качества выпускаемой продукции;

- монополии более устойчивы в условиях кризисов, что способствует снижению безработицы и социальной напряженности в обществе.

Отрицательные функции монополии:

- установление высоких цен на продукцию монополистов;

- оказание давления на государственную внутреннюю и внешнюю политику;

- способствует неэффективному использованию ресурсов, т.к. уничтожает конкуренцию.

Виды монополий:

1) естественная монополия возникает как результат технических условий производственного процесса, когда требуется концентрация средств производства (связь, транспорт, ЖКХ);

2) закрытая монополия – отрасль или предприятие, защищенное от конкуренции юридическими ограничениями (патентами, авторскими правами и т.д.);

3) открытая монополия – это фирма, которая является единственным поставщиком определенного продукта или услуги;

4) государственная монополия возникает вследствие того, что государство создает привилегированные условия для производственной деятельности определенных предприятий и защищает их от конкуренции.

Основные формы монополий:

- картель– объединение нескольких предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют собственность на средства производства и изготовленную продукцию, производственную и коммерческую самостоятельность, но при этом договариваются о доле каждого в общем объеме производства, о цене и рынках сбыта;

- синдикат –объединение предприятий одной отрасли, которые сохраняют производственную самостоятельность, собственность на средства производства, но теряют коммерческую самостоятельность, собственность на готовый продукт; синдикаты существуют преимущественно в торговой сфере;

- трест – объединение предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и готовый продукт, т.е. объединяют производство, сбыт, финансы и управление;

- концерн – объединение промышленных, торговых, транспортных предприятий, банковских учреждений, которые теряют собственность на средства производства и готовый продукт, а главная фирма осуществляет контроль за другими участниками объединения;

- конгломерат –форма монополистических объединений, возникшая вследствие поглощения прибыльных предприятий взаимосвязанных отраслей (например, гостиничное хозяйство, телефонная связь, автопрокатные станции и т.д.).

Существуют следующие модели монополии:

- монопсония – монополия одного покупателя на рынке товара;

- олигопсония – монополия группы покупателей;

- дуополия - монополия двух поставщиков товара;

- билатеральная монополия - противоборство единственного поставщика и единственного потребителя данного товара.

Итак, монополия усложняет конкуренцию, ограничивает экономическую свободу фирм, что может негативно отразиться на качестве производимых  товаров и услуг.

 

Конкуренция –это экономическая борьба между субъектами хозяйственной деятельности за наиболее выгодные условия производства и реализации продукции.

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях (которые могут быть положительными и отрицательными).

Положительные функции конкуренции:

- она способствует достижению сбалансированности между общественными потребностями и общественным производством в рыночной экономике;

- стимулирует снижение затрат производства, способствует рациональному использованию ресурсов, а также повышению эффективности хозяйственной деятельности;

- стимулирует повышение качества продукции, диверсификацию производства (расширение производства в смежные отрасли);

- способствует формированию объективной рыночной цены на товары и услуги.

Отрицательные функции конкуренции:

- она сопровождается дополнительными расходами, не связанными с процессом производства, а направленными на ведение экономических войн (рекламные и пиар-кампании, и т.д.);

- она сопровождается разорением некоторых предприятий, социальным неравенством населения.

Конкуренция может осуществляться в следующих формах:

1. В зависимости от объектов и цели конкуренции:

а) внутриотраслевая конкуренция (осуществляется за лучшие условия производства и сбыта аналогичных товаров);

б) межотраслевая конкуренция (осуществляется за условия производства и сбыта товаров разных отраслей, за более выгодные условия вложения капитала).

2. В зависимости от методов осуществления конкурентной борьбы:

а) ценовая конкуренция (осуществляется путем изменения ценовой политики предприятий);

б) неценовая конкуренция (на основе рекламы, пиара, маркетинга, повышения качества продукции, сервисного обслуживания).

3. В зависимости от степени легальности конкурентной борьбы:

а) добросовестная конкуренция (осуществляется с соблюдением норм и правил рыночной экономики);

б) недобросовестная конкуренция (осуществляется на основе промышленного шпионажа, подкупа, подделки продукции, сокрытия дефектов, обмана потребителей, махинаций с деловой отчетностью).

Формы конкуренции изменяются вместе с изменением рыночных отношений. Различают совершенную (свободную) конкуренцию и несовершенную конкуренцию.

Свободная конкуренция характеризуется следующим:

- небольшие размеры предприятий и их многочисленность, ни одно из них не может воздействовать на рынок;

- однородность выпускаемой продукции;

- свободный доступ в отрасль, на рынок для новых хозяйствующих субъектов;

- полная прозрачность рынка – все его участники располагают полной информацией о рынке;

- совершенная подвижность факторов производства, свободный перелив капиталов.

Несовершенная конкуренция характеризуется следующим:

- господствующее положение на рынке занимает ограниченное число компаний, которые существенно влияют на цены и другие факторы рынка;

- продукция дифференцирована, и это существенно влияет на выбор покупателя, взаимозаменяемость и одинаковость продукции отсутствует;

- существуют значительные ограничения для доступа новых товаропроизводителей на рынок.

Несовершенная конкуренция существует в трех формах: монополистическая, олигополистическая и монополия.

Монополистическая конкуренция предполагает достаточно большое количество продавцов, но с уникальной продукцией небольших объемов.

Олигополия означает присутствие на рынке немногочисленного количества продавцов с большими объемами продаж.

Монополия предполагает наличие единственного производителя с единственным видом продукции.

Конкуренция между хозяйствующими субъектами на рынке зачастую приводит к образованию монополий.

 




double arrow
Сейчас читают про: