План изучения новой темы
1. Латинская Америка после Второй мировой войны: особенности и противоречия. 2. Латинская Америка в 50—80-е гг. 3. Итоги социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в конце XX в.
Основное содержание лекции
При изложении пункта 1 плана следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Особенности развития государств Латинской Америки:
1.1. Государства латиноамериканского региона раньше других развивающихся стран добились национальной независимости, поэтому имеют сходные черты и с высокоразвитыми государствами, и со слаборазвитыми странами.
1.2. Для экономики региона было характерно развитие экспортного агросырьевого хозяйства, подчиненность внешнему рынку в ущерб внутреннему.
1.3. В сельском хозяйстве преобладали помещичьи латифундии. 47% хозяйств занимали 1% сельскохозяйственных угодий, 100 тыс. крупных помещиков владеют 62,5% земельного фонда.
1.4. Бурно идет процесс роста городов и городского населения, но урбанизация латиноамериканского типа характеризуется как ложная (мало связана с развитием промышленности, происходит за счет роста маргинальных слоев).
1.5. Низкий уровень жизни большинства населения.
1.6. Латинская Америка — средоточие самых разнообразных противоречий во всех сферах жизни общества.
1.7. Политическая нестабильность, преобладание насилия в политической жизни, большое влияние армии в политике, сохранение традиций авторитаризма (каудильистских, от слова «каудильо» — вождь). Самыми политически стабильными государствами можно считать Уругвай и Мексику.
1.8. Влияние католической церкви (90% латиноамериканцев — католики, это почти половина католиков всего мира).
2. Страны Латинской Америки по уровню социально-экономического развития представляли несколько групп:
2.1. Аргентина, Уругвай, Чили, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия — самые развитые в социально-экономическом отношении государства, значительно продвинувшиеся по пути модернизации. Их население составляло около 75% всего населения региона, на их долю приходилось 80—85% ВНП.
2.2. Перу, Эквадор, Боливия, небольшие государства Центральной Америки — страны с преобладанием аграрного сектора и добывающей промышленности.
2.3. Парагвай, Гаити и государства Карибского бассейна — наиболее отсталые государства с традиционной экономикой, низким уровнем жизни населения.
Послевоенная история Латинской Америки связана с непрекращающейся борьбой реформистской и революционной альтернатив развития, с поиском такой модели общества, которая поможет преодолеть экономические и социальные проблемы и противоречия.
Материал пункта 2 можно представить в виде таблицы:
| Период | Развитие экономики | Важнейшие политические события |
| Конец 40-х — 50-е гг. | Государственный курс на импорт-замещающую индустриализацию. Рост промышленного производства в 3 раза по сравнению с довоенным. Рост инвестиций США, европейских стран | В целом тенденция борьбы с диктаторскими режимами. Авторитарный национал-реформистский режим Перона в Аргентине (развитие собственной экономики, социальные программы) — «хустисиализм» «объединение нации для построения справедливого общества» как особый «аргентинский путь» развития. 1959 г. — социалистическая революция на Кубе (Ф. Кастро). 1948 г. — создание ОАГ (поддержка мира в западном полушарии, борьба с коммунистической опасностью) |
| 60— 70-е гг. | Неблагоприятная конъюнктура (снижение цен на сельскохозяйственную продукцию, рост цен на машины и оборудование). Инфляция. Обострение проблемы безработицы и бедности. Рост финансовой задолженности от развивающихся стран. Аграрные преобразования — уничтожение и сокращение латифундий в Мексике, Боливии, Венесуэле, Чили, Колумбии, Эквадоре, Перу. С 1961 г. — программа США «Союз ради прогресса» — экономическая помощь 19 государствам, после смерти Дж. Кеннеди через нее осуществлялось оказание помощи диктаторским режимам | Диктаторские режимы существовали в Парагвае (Стресснер, 1954—1989), Никарагуа (семейство Сомоса, 1936—1979), Сальвадоре, Гватемале, Гаити (семейство Дювалье, 1957—1990). Восстановлены в Гондурасе, утвердились в Бразилии (с 1964 г.), Аргентине (с 1976 г.), Боливии, Уругвае. Конституционные правительства — в Мексике, Венесуэле, Колумбии. 1970—1973 гг. — правительство «Народного единства» в Чили (президент С. Альенде), после его свержения — диктатура А. Пиночета. 1969 г. — Андский пакт (Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, позже присоединится Венесуэла) |
| 80— 90-е гг. | Изменение экономического курса: модернизация через ослабление роли государства, сокращение социальных расходов, развитие свободной рыночной экономики. Резкий приток инвестиций, внешних займов и кредитов (доля внешних источников финансирования растет с 8,2% в 1970 г. до 26,3% в 1980 г.). Рост внешнего долга (до 420 млрд долл. в 1989 г., из них Бразилия — 115 млрд долл., Мексика — 107 млрд долл., Аргентина — 56 млрд долл.). Инфляция | Неоконсервативный вариант модернизации особенно проявил себя в условиях диктаторских режимов в Бразилии, Аргентине, Чили. В Мексике и Венесуэле сохраняется либерально-реформистский подход. Рост демократической политической тенденции: победа народной революции в Никарагуа (1979), установление конституционного правления в Перу (1980), Боливии (1982), Аргентине (1983), Бразилии и Уругвае (1985), Гватемале, Гондурасе, на Гаити (1986), вПарагвае (1989), пришло к власти гражданское правительство в Чили (1990) |
Подводим итоги социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в конце XX в.
К концу XX в. государства Латинской Америки накопили значительный экономический и политический опыт решения проблем. Мы видим существование различных подходов к модернизации (национал-реформистский, либерально-реформистский, неоконсервативный), борьбу за утверждение различных социально-политических моделей (военные диктатуры,, авторитарные режимы, демократические формы правления, социалистическое государство тоталитарного образца), революционные и реформистские пути развития общества.
В конце XX в. выросла дифференциация по уровню развития латиноамериканских стран. Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили вошли в число новых индустриальных государств, ряд стран региона превратились в аграрно-индустриальные. Этому способствовал курс на модернизацию, развитие интеграции, значительный приток инвестиций стран Запада. Преобразования в аграрном секторе позволили развиваться мелким и среди крестьянским хозяйствам, улучшили положение крестьянства. Но часть государств, особенно страны Карибского бассейна, по-прежнему относятся к числу беднейших в регионе. Бурное экономическое развитие создало новые противоречия в обществе, не разрешило проблему государственной задолженности, не сняло острых социальных контрастов.
В политическом отношении в конце XX в. восторжествовала тенденции демократизации политических режимов. Но сохраняется напряженность обществе, следовательно, нельзя утверждать, что демократические режимы будут развиваться стабильно. Один из главных политических уроков заключается в необходимости поддерживать общественное согласие, добиваться мирного диалога всех заинтересованных в развитии общества сил.






