Рис. 1. Внешний вид (а) и схема (б) вискозиметра АКВ-4: 1 — самописец; 2 — шток; 3 — смазка; 4 — капилляр

Определение предела прочности производится на пластометре (рис. 2).
Стабильность смазок определяет их работоспособность в узлах трения при эксплуатации автомобилей,удобство заправки и надежность прокачиваемости при проведении технического обслуживания автомобилей, а также неизменность первоначальных свойств при длительном хранении и воздействии окружающей среды.
Разрушающиеся и самопроизвольно восстанавливающиеся дисперсные системы в коллоидной химии называют тиксотропными. Чем выше тиксотропные свойства смазок, тем они более стабильны.
Определение механической стабильности смазок основано на их разрушении в ротационном приборе — тиксо-метре, а ее оценка проводится по специальным коэффициентам:
КР — индекс разрушения, Кв — индекс тиксотропного восстановления.
Коллоидная стабильность характеризует способность смазки удерживать масло и сопротивляться его выделению при хранении и эксплуатации.
Химическая стабильность характеризует стойкость смазок против окисления. С понижением химической стабильности в смазках образуются и накапливаются кислородсодержащие поверхностно активные вещества (ПАВ), увеличивается концентрация кислот, альдегидов, эфиров и гидрокислородсодержащих соединений (спиртов), что приводит к ухудшению антикоррозионных и защитных свойств смазок. Оценка химической стабильности основана на определении кислотного числа.
Термическая стабильность (термоупрочнение) смазок характеризует их способность не упрочняться при кратковременном воздействии высоких температур. Термоупрочнение затрудняет поступление смазки к узлу трения, ухудшает ее адгезионные свойства (способность прилипания к поверхности). Микробиологическая и радиационная стабильность характеризуют изменение свойств смазок под воздействием микроорганизмов (грибков, бактерий) и излучений высоких энергий (у-лучи, а-и (3-частицы). Для повышения микробиологической стойкости вводят антисептики (бензойную и силициловую кислоты и т. п.).
Водостойкость (гидролитическая стабильность) характеризует устойчивость смазки к реакциям при контакте с водой. Растворимость смазок в воде, как в холодной, так и горячей, недопустима. Смазки не должны смываться водой с поверхностей, на которые они нанесены и не должны вымываться водой из узлов трения.
Смазки на натриевых и калиевых мылах хорошо растворяются в воде. Смазки на комплексных кальциевых мылах нерастворимы в воде даже при кипячении.

Рис. 2. Схема пластомера: 1 — капилляр; 2 — смазка

При работе в условиях высокой влажности необходимо применять смазки со специальными присадками. Консервационные смазки готовят на основе водостойких загустителей.
Смазочные свойства смазок характеризуют способность смазок предотвращать заедание и задир трущихся поверхностей при высоких нагрузках и снижать износ трущихся поверхностей. Большинство смазок обладает достаточно хорошими противоизносными и противозадирными свойствами при условии сохранения ими других свойств.
Для улучшения смазочных свойств к смазкам добавляются антифрикционные присадки.
В последнее время развиваются и другие направления получения стойких пленок, защищающих металл от износа и задиров. К ним относятся  избирательный перенос, т. е. формирование на поверхности металла тонких пленок некоторых мягких металлов (металлоплакирующие смазки); технологические процессы обработки трущихся деталей с целью повышения их приработки и обеспечения при дальнейшей работе эффекта безызносности и др.
Марки их применение
Применяемые для смазки автомобилей пластичные смазки по их основному назначению подразделяют на антифрикционные, защитные и уплотнительные.
Антифрикционные смазки снижают износ и трение сопряженных деталей механизмов
Антифрикционные смазки общего назначения для обычных температур (группа С) используют для узлов трения с рабочей температурой до 70°С. К этой группе смазок относят; солидолы, смазки AM (карданные), ЯНЗ-2, графитную УСсА, ЛИТОЛ-24 и ЦИАТИМ-201.
Солидолы вырабатывают загущением индустриальных масел кальциевыми мылами Жирных кислот, получаемых на основе натуральных растительных масел (жировой солидол) или синтетических жирных кислот. Солидолы предназначены для смазывания грубых и малоответственных поверхностей трения машин и механизмов, ручного инструмента. Солидолы работоспособны в течение относительно малого срока времени.
Пресс-солидол С используют главным образом для поверхностей трения шасси автомобилей, к которым он подается под давлением; солидол С - для смазывания подшипников качения и скольжения, шаровых, винтовых и цепных передач, тихоходных шестеренных редукторов и других узлов трения. Жировой солидол УС, представляющий собой однородную мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета, выпускают двух марок: УС-1 (пресс-солидол) и УС-2, работоспособность которых ограничена диапазоном температур от - 50 до +65°С. В маркировке буквы обозначают: у - универсальная, с - синтетическая, с - сред не плавкая. Гидратированная кальциевая смазка графитная УСсА применяется для смазывания рессор автомобилей, открытых зубчатых колес, торсионных подвесок, резьб домкратов. По внешнему виду - это однородная мазь от темно-коричневого до черного цвета. Применять солидолы в качестве защитных смазок не рекомендуется, так как в них содержится до 3 % воды, которая может вызывать коррозию металла под слоем смазки.
Смазка ЯНЗ-2 - автомобильная тугоплавкая кальциево-натриевая служит дня смазывания подшипников ступиц колес, червячного вала коробки передач, генераторов автомобилей и др. По внешнему виду это однородная мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета. Может заменять солидол.
Смазка ЛИТОЛ-24 - универсальная смазка на литиевых мылах 12-оксистеариновой кислоты предназначена для поверхностей трения, для которых рекомендуются солидолы и смазка ЯНЗ-2.
До недавнего времени большую часть литиевых смазок готовили на мылах стеариновой кислоты - ЦИАТИМ-201, которая предназначена для узлов трения, работающих при относительно низких нагрузках и невысоких температурах.
Смазки для повышенных температур (группа 0) используют для узлов трения с рабочей температурой до 110°С, К этой группе относятся смазки: ЦИАТИМ-202, ЛЗ-31, 1-13.
Смазка ЦИАТИМ-202 служит для смазывания подшипников качения, работающих в интервале температур - 40 - +110°С. Смазка токсична, и при работе с ней следует применять индивидуальные средства защиты. По внешнему виду это однородная мягкая мазь от желтого до светло-коричневого цвета.
Смазку ЛЗ-31 применяют для закрытых подшипников качения, не контактирующих с водой, а также для выжимного подшипника сцепления автомобилей ЗИЛ и ГАЗ, работающих в интервале температур от - -40 до +20°С. По внешнему виду это мазь от светло-коричневого до светло-желтого цвета.
Смазка 1-13 на натриевых и натриево-кальциевых мылах предназначена для смазывания подшипников качения, опор карданного вала, первичного вала коробки передач, ступиц колес, оси и шарниров педалей управления. Смазка готовится загущением нефтяных масел натриево-кальциевым мылом касторового масла. Вариант указанной смазки - смазка 1-ЛЗ, отличающийся присутствием антиокислителя дифениламина. Смазка по внешнему виду - однородная мазь от светло-коричневого до коричневого цвета, применяется при температуре от - -20 до +110°С"
Смазка Консталин (1 и 2) изготавливается на натриевых и натриево-кальциевых мылах, служит для поверхностей трения, работающих в условиях отсутствия влаги при температуре от - -20 до +110°С. По внешнему виду - это однородная мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета.
Редукторные (трансмиссионные) смазки (группа Т) предназначены для зубчатых и винтовых передач всех видов. К этой группе относится индустриальная кальциевая смазка ЦИАТИМ-208, Смазку используют для смазывания тяжелонагруженных шестеренных редукторов, работающих при температуре от--30 до +100°С. По внешнему виду это однородная вязкая жидкость черного цвета. Смазка токсична, поэтому при работе с ней следует применять индивидуальные средства защиты.
Морозостойкие смазки (группа Н) предназначены для поверхностей трения с рабочей температурой - 40°С и ниже. К этой группе относятся смазки ВНИИНП-257, ОКБ--122--7. Смазку ВНИИНП-257 применяют для смазывания шарикоподшипников и маломощных зубчатых передач. Смазка морозостойка, это мягкая консистентная мазь черного цвета, температура применения от - 60 до + 150°С. Смазка ОКБ-122-7 служит для смазывания шарикоподшипников и других поверхностей трения, работающих в интервале температур от - 40 до +ЮО°С. По внешнему виду это мазь от светложелтого до светло-коричневого цвета.
Химически стойкие смазки (группа X) предназначены для узлов трения, имеющих контакт с агрессивными средами. К этой группе откосятся смазки; ЦИАТИМ-205, ВНИИНП-279. Смазка ЦИАТИМ-205 предохраняет от спекания неподвижные резьбовые соединения., работающие при температуре - -60 - +50°С. По внешнему виду это однородная вазелинообразная мазь от белого до светло-кремового цвета.
К противозадирным и противоизносным смазкам (группа И) относится смазка ЦИАТИМ-203, которая служит для смазывания высоконагруженных шестеренных передач, червячных редукторов, опор скольжения и качения при температуре от - 50 до +90°С. Это однородная мазь темно-коричневого цвета без комков.
Защитные (консервационные) смазки (группа К) предназначены для защиты металлических изделий и механизмов от коррозии при хранении, транспортировании и эксплуатации. Наиболее распространенной защитной смазкой является технический вазелин (УН). Консерва-циснные смазки по объему производства занимают второе место после антифрикционных (около 15 % в общем объеме производства смазок). При правильном нанесении защитных смазок они препятствуют проникновению к металлической поверхности коррозионно-агрес-сибых веществ, влаги и кислорода воздуха, тем самым предотвращают коррозию в течение 10--15 лет. Для улучшения защитных и противокоррозионных свойств в смазки вводят специальные присадки. Наряду с пластичными защитными смазками используют жидкие консервационные масла, пленкообразующие ингибиро-ванные нефтяные составы (ПИНС), мастики и некоторые другие продукты нефтяного происхождения. Несмотря на широкое распространение консервационных пластичных смазок, они имеют ряд недостатков. Одним из серьезных является большая трудность нанесения и удаления их с защищаемых поверхностей по сравнению с жидкими продуктами. Чтобы нанести или удалить смазку, зачастую приходится разбирать механизм, что осложняет и удлиняет консервацию и расконсервацию изделий.
Контрольные вопросы:
1. Назначение, состав и получение пластичных смазок.
2. Эксплуатационные свойства пластичных смазок.
3. Марки их применение.
 


 


Руководитель занятия: ________________________ Катречко С.И.








































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: