Среднего школьного возраста

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Кафедра «Гимнастика и спортивные игры»

 

Контрольная работа

по дисциплине «Специфика работы учителя физической культуры с разновозрастным контингентом учащихся».

 

Выполнил студент: Скорова (Казанцева) Н.А.

Группа: 18зспо51

Преподаватель: к.пед.н.

Хмельков А.Н.

 

Пенза, 2020

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3

1.Специфические условия работы учителя физической культуры

в школе.....................................................................................................................4

2.Специфика работы учителя физической культуры с детьми

младшего школьного возраста...............................................................................7

3.Специфика работы учителя физической культуры с детьми

среднего школьного возраста …………………………………..........................10

4.Специфика работы учителя физической культуры с детьми

старшего школьного возраста ………………………………………...........…..16

Заключение………………………………………............................................….19

Список использованных источников……………………………...........………20

 

 

                                                     2

           Введение

    Укрепление здоровья, создание условий для роста численности населения, увеличение продолжительности жизни - эти задачи остаются по-прежнему высокоприоритетными. Помимо познавательной и эстетической стороны, знания в области физической культуры имеют и практическое применение во многих сферах деятельности человека. Согласно концепции развития физической культуры основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность

 

 

                                                3

    1.Специфические условия работы учителя физической культуры

        в школе

    По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешне средовыми факторами.

    Условия психической напряженности:

· шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;

· необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;

· значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;

· ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.

    Условия физической нагрузки:

· необходимость показывать физические упражнения;

· осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);

· необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения

                                                       4

    Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:

· климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;

· санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.

    По классификации, принятой в психологии труда, работу учителя физической культуры можно отнести к четвёртой группе психической напряжённости по основным характеристикам деятельности. К этому следует добавить наличие на уроках физкультуры (особенно в младших классах) шума от криков детей (во время эстафет, подвижных и спортивных игр), который значительно превышает допустимые 50-60 дб, отличается прерывистостью звуков и высокими тонами, вызывая у учителя физической культуры психическое утомление.   Дополнительными факторами психического напряжения учителя являются также необходимость переключения с одной возрастной группы на другую (смена ролей, которые учитель, как актёр, играет в разных классах, учитывая психологию детей разного возраста), большая нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки (команды должны подаваться чётко, громко - «командным голосом», часто на фоне шума, создаваемого учащимися при выполнении упражнений). Особенно велика психическая напряжённость у учителя, если он проводит урок с классом, находящимся с ним в конфликте, а также в случае, когда учитель проводит в день по 5-7 уроков.    Особенностью условий деятельности учителя физической культуры является необходимость показывать физические упражнения и страховать учащихся при выполнении ими физических упражнений, а также передвигаться вместе с учащимися при занятиях на воздухе, в походах и т.д. Это (при наличии в день нескольких уроков) создаёт большую физическую нагрузку для учителя ФК. Следует учесть и то, что он почти весь день находится на ногах, в передвижении, что создаёт нагрузку на разгибатели ног и спины

                                                 5

    Учитывая, что физические кондиции с возрастом ухудшаются, становится очевидным, что физическая нагрузка, испытываемая учителями физического воспитания на уроках физкультуры, становится одним из факторов, затрудняющим осуществление педагогической деятельности. Особенно это относится к учителям-женщинам, уровень физических возможностей которых меньше, чем учителей-мужчин. Потеря с возрастом физических кондиций заставляет учителя при показе упражнения излишне напрягаться, в результате чего страдает эстетическая сторона показываемого упражнения, лёгкость и непринуждённость его исполнения. А это имеет отрицательные педагогические последствия, т.к. учитель является для ребёнка эталоном силы, ловкости, выносливости. Чтобы этого не произошло, учитель постоянно должен поддерживать свою физическую подготовленность, что опять-таки приводит к увеличению физической нагрузки. Ещё одной спецификой условий деятельности учителя ФК является частое пребывание его на воздухе. Этот фактор имеет и положительную и отрицательную стороны. Всё зависит от погодных и климатических условий, которые требуют от учителя закалки и хорошего здоровья

 

                                                  6

    2. Специфика работы учителя физической культуры с детьми младшего школьного возраста

    Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.). Каждый урок физической культуры является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь, темы необходимо согласовать между собой, определить объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительной и отрицательной переносимости учащимися нагрузок, подготовленности учащихся класса, возрастных особенностей. Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. Важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки. Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно взаимосвязаны. Умелое сочетание на уроке развития координационных и кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам - отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса

 

                                                 7

    Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно-повторного и вариативного (переменною) упражнения. По мере того как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения, который должен сочетаться с широким применением игрового и доступного соревновательного метода. Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам. Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения. Доступные тренажеры для развития физических способностей и формирования двигательных навыков. Особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. На уроках физической культуры в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи с природоведением (закаливание, требования к одежде ученика, работа мышц, режим дня и т.д.), математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т.д.), музыкально-ритмическим воспитанием (занятие под музыку), изобразительным искусством (красота движений, поз) и др

                                                     8

Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к своему личному физическому совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями. Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также из количественных показателей, достигнутых в двигательных действиях. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта. При оценке достижений учеников в основном следует ориентироваться па индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей. Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре уже с младшего школьного возраста необходимо принимать во внимание интересы и склонности детей

 

                                                9

    3.Специфика работы учителя физической культуры с детьми

среднего школьного возраста

    Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание). В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты. При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте учитывать половые особенности учащихся. Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное. Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является детальное изучение и освоение основных видов спорта, например, освоение техники и тактики игровых видов, таких, как футбол, баскетбол, волейбол, гандбол. Содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий должны определяться исходя из задач уроков физического воспитания и особенностей детей. Оздоровительные задачи должны быть направлены на формирование необходимости содействия гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки, способствовать повышению общей адаптации организма к нагрузкам силового характера, поскольку увеличивается и мышечная масса

 

 

                                                      10

    При этом в подростковом возрасте важно формировать правильное понимание значимости режима питания и сна, отдыха, двигательной активности, так как относительная «самостоятельность» в данном периоде неверно трактуется школьником, вследствие чего формируются ложные ценностные установки и ориентации. Не секрет, что в данном возрасте есть риск того, что дети начнут употреблять алкогольные напитки, пробовать различные табачные изделия, а иногда наркотические вещества, связавшись с так называемой продвинутой компанией. Поэтому как никогда нужно воспитывать у детей ценностные ориентации на здоровый образ жизни. Важным является проведение физкультурных праздников, организация активного отдыха, участие совместно с родителями в конкурсах типа «Папа, мама, я - спортивная семья», туристических походах должны направить учащихся на формирование здорового образа жизни. Необходимо отметить, что процесс обучения двигательным действиям следует строить, опираясь на положительный перенос навыков. Материал школьной программы предусматривает преемственность при переходе из класса в класс. С целью совершенствования двигательных действий специалисты в области физической культуры чаще всего используют расчленённый метод. В обучении необходимо оптимально сочетать учебный материал школьной программы с дополнительным материалом, то есть включать в занятия простые упражнения из других видов спорта, которые не входят в программу, в целях разностороннего развития детей. Объяснения заданий должны быть краткими, образными, с указанием воздействий на организм. Во-первых, это экономия времени, во-вторых, подростки понимают, что выполнение физических упражнений с нужной дозировкой существенно влияет на укрепление опорно-двигательного аппарата, мышечной мускулатуры, совершенствует дыхательную систему. Мотивировать занимающихся можно, приобщая их к судейству, руководству командой, демонстрации упражнений, организации занятий

                                                11

    Ведь нередко учителя физической культуры берут себе в помощники учеников, которые проводят подготовительную часть занятия, помогают в организации соревнований, туристических походов, физкультурных праздников. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культуры должен научить учащихся выполнять упражнения правильно, не нарушая технику. Со временем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий, не менее важная роль отводится находчивости, которая помогает при выполнении упражнений в изменяющихся условиях. В связи с этим учитель должен умело переходить от стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам. Но средний школьный возраст не ограничивается воспитанием только координационных способностей, поэтому не стоит забывать о воспитании скоростных, скоростно-силовых качеств, гибкости и выносливости, а также чередовать координационные и кондиционные упражнения.    Основными средствами физического воспитания детей 12-15 лет являются физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптивные свойства организма

 

 

                                                 12

    К ним относятся:

Гимнастические и акробатические упражнения:

1) упражнения в построениях и перестроениях;

2) общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении;

3) общеразвивающие упражнения с предметами: мальчики с набивными мячами, гантелями (1-3 кг), девочки с обручами, булавами, большим мячом, палками, скакалками;

4) упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах; 5) опорные прыжки (прыжки через козла и коня с. разбега); 6) акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, стойка на голове, длинный кувырок вперед с трех шагов разбега, «мост» и др.).

    Гимнастические упражнения являются эффективным средством развития координационных и кондиционных способностей (силы, рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости), содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности (упражнения на снарядах).

    Легкоатлетические упражнения:

1) бег с высокого и низкого старта (10-60 м);

2) бег с ускорением (20-50 м);

3) бег с максимальной скоростью (40-80 м);

4) бег в равномерном темпе: мальки-до 20 мин; девочки - до 15 мин;

5) кросс;

6) прыжки в длину с разбега с 9-13 шагов способом «согнув ноги»

 

 

                                                13

    7) прыжки высоту с разбега с 6-8 шагов способом «перешагивание»; метание малого мяча (150 г) в горизонтальную и вертикальную цель: мальчики - с расстояния 8-18 м, девочки - 8-14 м;

8) метание малого мяча на дальность с разбега и др.

    Лыжная подготовка:

1) передвижения на лыжах различными классическими ходами (попеременным двухшажным, одновременным бесшажным, одновременным одношажным, одновременным двухшажным);

2) подъёмы на лыжах в гору;

3) спуски с гор на лыжах;

4) торможения при спусках;

5) повороты на лыжах в движении;

6) прохождение учебных дистанций (1,2,3 км). Спортивные игры в качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч (гандбол), волейбол, футбол (для мальчиков), а в качестве дополнительных- флорбол, настольный теннис, бадминтон и др. По своему воздействию спортивная игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, быстрота и рациональность мышления, воображение и др.)

        

 

                                                     14

    Плавание:

1) специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса;

2) повторное проплывание отрезков 25-50, 100-150 м;

3) игры и развлечения на воде.

    Элементы единоборств: подводящие упражнения по овладению основными приемами техники греко-римской борьбы (юноши). Дети среднего школьного возраста должны показывать результаты не ниже среднего уровня показателей, характеризующих развитие основных физических качеств. Значительная часть подростков в этом возрасте занимается в спортивных секциях. Для всех остальных обязательны ежедневная утренняя зарядка и еженедельные двух-трехразовые самостоятельные тренировки. Общая продолжительность занятий 70-90 мин. Независимо от формы занятий существенным элементом физической подготовки подростков являются соревновательные нагрузки, участие в различных состязаниях. Виды соревнований должны быть возможно более разнообразными с тем, чтобы предоставить ребенку как можно больше шансов на успех. При этом подбор видов двигательной деятельности (не обязательно в виде каких‐то видов спорта) должен постоянно быть направлен на неожиданность, точность, сложность в логическом и техническом аспектах, мгновенность принятия нового решения, т. е. на развитие ловкости. Полноценное развитие детей школьного возраста невозможно без систематических занятий физическими упражнениями. Так как выявлено, что дефицит двигательной активности серьёзно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет защитные реакции, а главное, препятствует гармоничному физическому развитию подростка

 

                                                 15

    4.Специфика работы учителя физической культуры с детьми


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: