Кафедра возрастной психологии и педагогики семьи

 

 

Практическая работа

по учебной дисциплине «Общая и экспериментальная психология»

Задание «Личность. Теории психического развития»

«ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ З. ФРЕЙДА»

 

Выполнена:

Студенткой 1 курса, 1 группы

Дробыш В.А.

Преподаватель:

Дунаевская Э.Б.

 

Санкт – Петербург

2020

Венский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939) — основатель психодинамического подхода, фокусирующегося на часто незаметной внутренней, мыслительной деятельности человека, направленной против внешней реальности. Он был одним из самых первых и самых страстных сторонников метода анализа отдельных случаев, активно используя его при разработке теории психоанализа.

Личность, по Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил.

В рамках психоаналитической теории Фрейда существует два частично накладывающихся друг на друга направления развития. К первому из них относятся структура личности и ее основные компоненты; второе изучает стадии, определяющие развитие личности.

Компоненты личности.

Начиная с момента рождения ребенком управляет Ид (от латинского «оно») — примитивный, эгоистичный компонент личности, существующий на начальной, оральной, стадии развития, представляет собой «животное» внутри нас и является генератором импульсов, имеющих биологическую основу, или инстинктивных желаний, которые необходимо каким-либо образом удовлетворять. Эти импульсы направлены на получение пищи, воды и других ресурсов, необходимых для выживания, в том числе и секса; все вместе они составляют инстинкты жизни, которые Фрейд называл Эросом. Они явились исходной точкой описания движущих сил, составляющих Ид. Инстинкты жизни управляются принципом удовольствия. Впоследствии, формулируя мотивирующие силы Ид, Фрейд ввел понятие инстинктов смерти (танатос), которые отвечают за процессы, связанные с неизбежной смертью каждого человека, а также за агрессию и деструктивность (по мнению Фрейда, у людей – врожденные). Большая часть нашей жизни подчинена агрессивным и сексуальным импульсам. Кроме того, Ид является частью гораздо более крупной структуры — бессознательного, управляющего, по мнению Фрейда, практически всем нашим поведением, без прямого участия в этом нашего сознания.

Способы удовлетворения эроса в реальной жизни наталкиваются на запреты, под влиянием которых из «Оно» выделяется маленький кусочек «Я» (Эго), становясь впоследствии отдельным компонентом личности. Эго становится «полномочным представителем» по работе с импульсами. Оно представляет собой осознаваемую психическую деятельность, состоящую из того, что мы осознаем, о чем мы думаем в любой данный момент времени, а также отвечает за достижение компромисса между импульсами Ид и требованиями внешней реальности. Эго отвечает за механизмы защиты (способы снижения, маскировки тревоги).

Суперэго («Сверх-Я») выделяется из эго и состоит из двух частей. Первая из них то, что мы называем совестью, это тот внутренний голос, который предупреждает нас о том, чего нам не следовало бы делать. Кроме нее здесь существует Эго идеальное, куда входят наши образы себя и убеждения о том, кем и чем нам следует быть. Можно сказать, что Суперэго оперирует в рамках принципа моральности. Оно динамично взаимодействует с Ид и Эго.

Другое направление развития состоит из психосексуальных стадий.

Здесь основное внимание фокусируется на эрогенных зонах, смещающихся в течение первых нескольких лет развития. Эрогенная зона — это некая область тела, при стимуляции которой возникает интенсивное чувство удовольствия. На первой стадии, соответствующей большей части младенческого возраста, эта область концентрируется вокруг губ и рта; поэтому, Фрейд назвал ее оральной стадией. После нее идет анальная стадия, когда эрогенная зона смещается в область ануса и в течение которой в большинстве культур происходит приучение ребенка к туалету. Далее следует фаллическая стадия, в процессе которой эрогенная зона смещается в область гениталий, оставаясь в ней в течение всей дальнейшей жизни. Затем, находясь в периоде среднего детства, ребенок переходит на латентную стадию. В это время сексуальные побуждения отходят на второй план и не проявляют себя. Наконец, наступает генитальная стадия, начинающаяся со вступлением в пубертат, когда сексуальные импульсы снова выступают на первый план.

Кроме того, Фрейд считал, что при прохождении психосексуальных стадий возможно образование фиксаций, влияющих на личность в течение всей дальнейшей жизни. Фиксация – закрепление базовой энергии (либидо) на одной из стадий психосексуального развития, вызванное пережитыми трудностями или заласканностью.

 

Название стадии Возрастной период Характеристики стадии Пример фиксации
Оральная От рождения до 1-1,5 лет Младенец получает удовольствие и удовлетворение главным образом от стимуляции области рта и губ. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Формирование орально-агрессивного характера, что проявляется в саркастичности, стремлении к доминированию и враждебности, в циничном отношении к окружающим.
Анальная от 1-1,5 до 3 лет Ребенок извлекает удовольствие и удовлетворение главным образом при реализации выделительной функции. Полностью образована инстанция «Я», которая может контролировать импульсы «Оно». Начинает формироваться «Сверх-Я». Формирование либо анально-удерживающего характера (аккуратность, бережливость и упорство), либо анально-агрессивного характера (импульсивность, несдержанность, враждебность, жёсткость, агрессивность, жестокость)
Фаллическая от 3 до 5-6 лет Эрогенная зона перемещается в область гениталий, становясь сексуальной. У мальчиков – «Эдипов комплекс», у девочек – «комплекс Электры». Происходит полная дифференцировка «Сверх-Я». Формирование фаллического характера (импульсивность, самоуверенность и тщеславие – у мужчин, постоянное стремление к превосходству над мужчинами – у женщин)
Латентная от 5-6 до 12 лет Сексуальные импульсы дремлют. «Я» полностью контролирует потребности «Оно».  
Генитальная от 12 лет и старше Главенство сексуальных побуждений возвращается с вступлением в пубертат и в подростковый возраст. Инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которое вновь даёт о себе знать. Нормальное развитие с помощью механизма сублимации. Формирование генитального характера (зрелость, адаптивность, способность любить и быть любимым)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: