Больше КТД, хороших и разных

Теория КТД. Коллективное творческое дело.

КТД должно быть деятельностным!

Воспитание, развитие, становление ребят идет только в деятельности, которую они принимают душою и сердцем. И еще, воспитание осуществляется, если есть богатый мир деятельностных отношений. Чем разнообразнее дела и отношения, тем разностороннее в конечном счете ребенок.

Лето — время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Летнее время богато впечатлениями. Лес, поле, луг, речка, озеро, болото — пространство постижения природы и себя в ней. И лагерный «пятачок» — территория активной жизни. Не стоит лишь замыкаться на этом пятачке. Каждый день, каждый час жизни в лагере удивителен и неповторим. Организовывая свою жизнь, свою деятельность, дети умнеют, богатеют, становятся лучше. Давайте поможем им в этом. Деятельность деятельности — рознь. Надо найти деятельность АБСОЛЮТНОГО СОВПАДЕНИЯ, дела интересные, соответствующие возрасту, полу, потребностям, модности, притязаниям ребят. И в этих коллективных творческих делах форма и содержание должны гармонизировать. И не стоит «зацикливаться» на скорее идеологических, чем педагогических, «пунктиках» мнимой значимости для человечества той или иной деятельности. Мы долгое время скрупулезно взвешивали на неких внутренних политических весах цензуры значения понятий: митинг, форум, политинформация, акция — и в противовес им «нечто второстепенное»: лесной карнавал, соревнование Робин Гудов, рыбалка. Было, было такое деление еще совсем недавно. Не случайна же тяга у многих детских работников к «атакам», «десантам», «парадам», «рейдам» и «штурмам».

Из песни слова, а из времени дела не выкинешь. Все мы еще вчера, кто из преклонения перед таинственной «романтикой», кто из чувства самосохранения перед тоталитарной системой, жонглировали одновременно живыми и бутафорскими моделями работы. У детей свой импритинг (первичное запечатлевание слов, образов, сигналов), который оказывает влияние на их последующую жизнь. И если они, дети, чувствуют противоречие между вроде бы энергичными словами-лозунгами (оболочки дела) и живой сутью этих дел (часто полупустой), они тогда становятся актерами, подыгрывающими нам в наших лжеспектаклях. Особенно старательно это делают девочки и малыши. Вот мы и ходили с детьми (в лагерях в том числе) много лет в «атаки», водили их в «штурмы», проводили «форумы» в каком-то фантасмагорическом пространстве веселенькой лжи. На одном из последних Всесоюзных слетов пионеров в Артеке был придуман «День заботы о Родине». В этот день все ребята куда-то шли или ехали, чтобы что-то сделать своими руками. Взрослые снисходительно водили отряды детей по цехам, фермам, а в заключение «выдавали» продукцию, якобы сделанную собственными руками детей, в виде тапочек или огурцов. Вот и вся «атака», «штурм» пустоты. Когда дети длительно живут в мире пустых слов, они привыкают к противоречиям слов и дела, к их разности. Они это запоминают (импритинг) и осознают: можно отдельно жить в мире мистических слов, отдельно в реальной жизни. И там и там нужны просто разные маски. Давайте, воспитатели, учиться точному выбору слова-дела. Будем бояться слов- перевертышей. И не будем бояться слов-дел из детского суверенного лексикона и детской жизни. Уж в лагере-то эта жизнь не имеет права терять свои волшебные краски. Все-таки это время каникул. Вот почему я отдаю в своей «энциклопедии» предпочтение коллективным делам с игровой конкурсной фантастической природной «начинкой». Это не означает, что трудовые или спортивные дела менее значительны. Просто о них больше публикаций.

Что же касается терминологии, о которой мы сегодня спорим, то здесь есть, конечно, и некое «шараханье». Сталинские порядки породили неприязнь к словам «лагерь», «зона», «режим», «часовой», «патруль», «отряд» и т. п. Давайте будем спокойнее. У нас много дискредитированных слов, традиций, дел. Им надо вернуть самобытное значение. Ведь мастер-воспитатель способен вложить в «трудовой десант» или «агитрейд» полезное содержание. Этому учит опыт работы знаменитой коммуны юных фрунзенцев Фаины Шапиро в нынешнем Санкт-Петербурге.

 

Больше КТД, хороших и разных

Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью-то авторскую идею КТД невозможно, но «схватить» эту идею, почувствовать ее нерв и разработать вместе с детьми в обновленном варианте — уже творчество.

Существуют сотни и тысячи моделей работы в летнем лагере. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, свое содержание, свой набор творческих ролей. Нетворческих ролей не бывает. Вся соль в их наполнении действиями. Ребята сами придумают правила своих ролей. Они ведь экспериментаторы. Но роль «питает» содержание дела. Роли могут быть пассивными, исполнительскими, бесцветными и пустыми. А могут быть живыми и активными. Здесь важен педагогический замысел коллективного творческого дела. Определить этот замысел — твоя функция, вожатый! Педагогическая идея КТД многомерна. Здесь невозможна узкая цель — расширить кругозор, дать этические понятия, как это когда-то требовалось уточнять письменно при проведении, скажем, классных часов. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных творческих ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат исходно коллективными мыслями ребят, в том числе самыми наивными. Детский наив — не просто бесценное простодушие, естественная неопытность, но и психологический признак предельной степени искренности детей, их бесценной детскости. Когда мы пытаемся в детскую душу вдохнуть свои взрослые, часто мнимые ценности, идущие от мер пресловутой идеологической шкалы, мы калечим психику ребенка. Давайте запомним, друзья: нам ценен каждый порыв детской души. Всякая дотошная отрепетиро- ванность детского дела убивает эти порывы, вносит искусственность, надуманность, ложную значительность дела. Детская импровизация — высшее достижение КТД. Время мнимых ценностей и сложностей, слава Богу, все-таки уходит. То, что я хочу ниже предложить, проверено сотни раз на деле. Возможно, что-то и спорно, что-то просто связано с воспоминаниями романтической юности и потому дорого автору. Отбирайте, составляйте свою «рецептуру», важно, чтобы это было полезно, значимо, интересно детям, чтобы это было жизнью, а не игрою в жизнь. Хотя ролевая игра «в жизнь» тоже имеет право на существование. Вообще будем бояться категоричности. У каждого из нас все получается неодинаково. Не будем оглядываться.

Да помогут тебе, вожатый, твой личный опыт, твой интеллект, стремление к новому, твой творческий потенциал. Соедини его с детским потенциалом — и все получится.

Ниже в алфавитном порядке я излагаю различные формы деятельности и отдельные традиции лишь как «заготовки» КТД, как педагогические подсказки. Все эти модели проверены многолетней практикой. Сегодня трудно установить их авторство. Когда-то, в 50-е годы, «Союз энтузиастов» (СЭН) ленинградского ученого И. П. Иванова и «Союз одержимых», которым в Новосибирске руководил автор этой книги, соревновались в изобретательстве КТД. Это были годы оттепели в педагогике, время активного поиска и коллективного дерзания. Огромный вклад в формотворчество тогда внесли вожатые Всероссийского лагеря «Орленок». Хочу еще раз подчеркнуть, что это не было самоцелью, скорее, результатом рискованного педагогического творчества «детских рыцарей» и самих ребят. Я помню и знаю многих авторов отдельных моделей. Прекрасными изобретателями КТД в те годы были ныне известные ученые и педагоги: О. Газман, А. Мудрик, Н. Аникеева, А. Фомин, Л. Балашкова, В. Бедерханова, А. Лекманов, М. Коган и недавно ушедшие из жизни талантливые Виктор Малов, Сергей Сафонов.

Такие коллективные творческие дела, как народные песни, сказки, постоянно подвергаются коллективному модернизированию, обогащению и служат всем. Не стоит болезненно и самолюбиво претендовать на то, кто первым сказал «а», на то они и коллективные творческие дела. Не повторяйте слепо данные формы работы с детьми. Ищите творческое решение. Своеобразие детского коллектива подскажет сценарий дела, его монтаж. Не злоупотребляйте массовыми делами, требующими длительной подготовки. Пусть будет больше дел хороших и разных, кратких и импровизированных, не очень «громких». У ребят свои критерии их оценки. Опирайтесь на их мнение, их видение дела и себя в нем. И пожалуйста, дайте детям свободу поиска и самовыражения.

Модернизируйте старые КТД, изобретайте новые. Перспектива такого изобретения беспредельна.

Итак, вашему вниманию еще одна «энциклопедия» творческих дел в летнем лагере. Для того чтобы дать большой разброс идей, подсказок, я убираю описательную сторону, хотя было бы заманчиво рассказать о том, где, когда и как это творческое дело было реализовано и даже кем. Выбирайте модель, как выбирают новую или старую книгу на развалах книжных лавок. Я расположил КТД в алфавитном порядке, а не по направлениям работы, как всегда было принято. Любую модель (почти) можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. А смысл ее выбора зависит от многого. Тут вам скорее поможет интуиция. Вот это КТД вы выбрали ради одного конкретного ребенка, который будет в нем главным действующим лицом. А это дело выбрано ради смены деятельности, отдыха. Это предпочли сами ребята, оно им показалось новым, неожиданным. Словом, пути педагогические неисповедимы. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовали в деле, удовлетворили свои претензии к жизни, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством. В частичное нарушение предложенной схемы я хочу начать «Энциклопедию летних дел» с модели «энциклопедия». Для затравки!

 

«Энциклопедия КТД»

Если мы хотим подчеркнуть широту знаний человека, мы говорим о нем так: «Он — ходячая энциклопедия». Наша «энциклопедия» как модель работы с детьми в лагере, как КТД. может иметь несколько вариантов, как и любая другая модель работы.

У «живой» (устной), театрализованной и тому подобной «энциклопедии» одно назначение — удивить и обогатить ребят новой информацией, краткой, калейдоскопичной. На первое место я поставил глагол «удивить». Знания должны удивлять ребят, значит, радовать. «Энциклопедия» — это мир новых слов, понятий, идей, образов, имен, новых интеллектуальных открытий. Значит, главное — яркая информация плюс иллюстрация.

«Энциклопедией» можно открыть сбор ребят в день заезда. Специальная «научная» редколлегия, естественно, посвятит ее лету, родному лагерю, смене. На живых страницах такой «энциклопедии» можно рассказать ребятам много полезного и кое-что даже показать. И все это вместо нудного собрания в первые три часа их пребывания в лагере. Я бы включил такие странички: «История лагеря», «Законы леса», «Можно — нельзя», «Наши традиции», «Заповеди коллектива», «Песня в лагере», «Вечерний огонек», «Режим» и т. д. Кстати, лагерный режим можно показать в виде сценок. Понятие «игра» развернуть в целое состязание детей. В этой «энциклопедии» следует представить работников лагеря, а вожатых обязательно весело. Например, так: «Ломоносов Андрей, студент 3-го курса, историк, по легендам прапраправнук Михайлы Ломоносова, на самом деле человек внеземной цивилизации. Такие прилетают к нам раз в сто лет по пятницам. Для него гитара не инструмент, а винтовка, и это он вам сейчас докажет...»

В «энциклопедию» стоит включить добрые заповеди и веселые пожелания, песни и забавы, советы старших и просто всякие словарные «чудинки»: «ПЧМ — полтора часа молчания, полтора часа мычания, полтора часа мучения. В сроки жизни не засчитывается».

— «Шорты — брюки минус штанины».

— «Волнушка — девочка, впервые приехавшая в лагерь».

«Энциклопедия» может быть музыкальной, спортивной, игровой, лесной, речной, луговой, веселой, понятийной, вопросной, опросной, разной — какую придумаете сами. Одна построена на серьезных терминах: «бартер», «биржа», «бизнес». Другая — на интересных вопросах: «знаешь ли ты, кто...», «знаешь ли ты, что...», «знаешь ли ты, когда...», «знаешь ли ты, зачем...» и т. д. К примеру, знаешь ли ты, какими видами спорта увлекался А. С. Пушкин? Знаешь ли ты, кто еще был в экипаже Гастелло? Знаешь ли ты, где и какие семь чудес света располагались?

«Энциклопедию» (краткую) можно выпустить ко Дню смеха, включив в нее веселые «энциклопедические» характеристики на всех известных ребят, вожатых, сотрудников лагеря. «Энциклопедия» предусматривает активное участие слушателей. Дети отвечают на вопросы и задают вопросы, отгадывают, спорят. По совокупности лучших ответов ребятам вручаются призы, а самому главному знатоку присваивается звание «ходячая энциклопедия лагеря».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: