Компоненты физической культуры

Различают ценностные и деятельностные компоненты ФК. Ценностные компоненты. К ним относятся духовные и материальные ценности, накопленные обществом для физического соверщенствования человека. Духовные ценности составляют теоретическое, научное, методическое наследие ФК (книги, фильмы, звукозаписи, спортивные зрелища и др.). 11 Материальные ценности составляют учреждения ФК, спортивные сооружения, оборудование, инвентарь и др. Деятельностные компоненты. Формой существования и преумножения ценностей физической культуры является физкультурная деятельность людей. Деятельностные компоненты ФК функционируют в единстве и взаимодействии друг с другом, их общим основным средством являются физические упражнения в сочетании с использованием оздоровительных сил природы и гигиенических факторов. К деятельностным компонентам ФК относятся: - Массовая ФК. - Спорт. - Оздоровительно-реабилитационная ФК. Массовая ФК Массовую ФК образуют деятельность людей в рамках процесса физического воспитания для своего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также физическая рекреация. Массовую ФК составляют: физическое воспитание, физическая рекреация и гигиеническая физическая культура. Физическое воспитание Физическое воспитание (ФВ) – это педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, повышение уровня физических качеств, формирование и развитие двигательных навыков, улучшения форм тела (осанка, развитие грудной клетки, мышц). Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности – той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. 12 Физическая культура личности является частью общей культуры человека, отражающей степень освоения и использования им ценностей физической культуры Цель ФВ достигается решением взаимосвязанных задач: оздоровительных и развивающих (укрепление здоровья,· гармоническое развитие тела, достижение высокой работоспособности и др.); образовательных (приобретение необходимых знаний в· области физической культуры); воспитательных (формирование потребности в занятиях, в· физическом самосовершенствовании и др.). Физическая рекреация Физическая рекреация - это процесс использования средств физической культуры в режиме активного отдыха с целью восстановления работоспособности, сниженной в результате социальнотрудовой деятельности или после болезней. Основными средствами её являются туризм, пешие и велосипедные прогулки, физкультурнооздоровительные развлечения и игры, проводимые, как правило, на свежем воздухе. Гигиеническая физическая культура Основными средствами её являются: Утренняя гимнастика. С помощью упражнений невысокой· интенсивности достигается более быстрый после сна переход организма от низкой к высокой работоспособности. Физические упражнения в режиме дня.· С помощью физические упражнений, применяемых в течение дня поддерживается работоспособность. Прогулки.· 13 Прогулки являются хорошим средством снижение излишнего возбуждения нервной системы, закаливания и оздоровления организма Спорт. Спорт – специализированный процесс подготовки и участие в соревнованиях Физическая культура включает в себя спорт, но некоторые виды спорта выходят за ее рамки. К ним относятся: - Спорт высших достижений и профессиональный спорт, целями и задачами, которых не является укрепление здоровья, а тренировочные и соревновательные нагрузки не всегда адекватны возможностям спортсменов. - Виды спорта, в которых двигательная активность и тренировочная нагрузка настолько незначительны, что не приводят к физическому развитию спортсмена (стрельба, шахматы, шашки, бридж, бильярд, ряд технических видов спорта и др.). Такие виды спорта не могут служить средствами физического воспитания студентов. Оздоровительно – реабилитационная ФК – компонент ФК, использующий средства физической культуры с целью восстановления функций организма после заболеваний, перенесенных травм, а также при утомлении. Основными средствами ее являются: - Лечебная гимнастика. - Циклические упражнения с дозированной нагрузкой (ходьба, бег, плавание и др.). Физическая культура в ВУЗе Цель курса Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного 14 использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовленности и самоподготовки к профессиональной деятельности. Задачи курса Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач: - понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; - знание научно - биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; - формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; - овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; - обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; Содержание курса Учебная дисциплина "Физическая культура" включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала: - Физическая культура - часть общей культуры человека. - Социально-биологические основы физической культуры. 15 - Здоровый образ жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. - Основы методики физического воспитания. - Спорт. - Физическая культура в профессиональной деятельности человека. Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы: - Теоретический, на который отводится 6 часов. Раздел содержит изложение теоретических, методических и организационных основ физического воспитания. - практический, на который отводится 4 часа. Раздел содержит методику практического применения средств физической культуры на учебнотренировочных занятиях. - контрольный, определяющий дифференцированный и объективный уровень знаний студентов. Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую и координирующую функцию. Обязательная итоговая аттестация по физической культуре Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы. Студент должен продемонстрировать знания, полученные в процессе обучения по дисциплине «Физическая культура».

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определения терминам «Физические упражнения» и «Физическая тренировка». Расскажите о физической тренировке, как управляемом процессе.

2. Назовите и охарактеризуйте виды физической подготовки.

3. Дайте определение физического развития человека и расскажите о влияние физической тренировки на это развитие.

4. Раскройте содержание понятия «Физическое воспитание» как педагогического процесса.

5. Сформулируйте требования программы по физическому воспитанию к знаниям и умениям студента.

 

Литература:

1. Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М.; Гардарики, 2005. – 448 с.

2. Сухоцкий И.В. Теория физического воспитания студентов. Учебник для ВУЗов.-М.:Ваш полиграфический партнер,2012.-128с.:ил

3. Сухоцкий И.В. Физическое воспитание студентов: учебное пособие. – М.:Финансовый Университет, 2014. – 104 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: