Дополнительный материал

Классическая экономическая школа

Идеи представителей классической экономической школы представляют собой основу микроэкономическй теории.

Ж. Б. Сэй является автором теории трех факторов производства, к которым относятся труд, земля и капитал, а также формулирует положение о том, что спрос равен предложению, но предложение является первичным и рождает спрос. Разделение экономического процесса на четыре части – производство, распределение, обмен и потребление – также принадлежит ему.

Д. Рикардо разрабатывал количественную теорию денег, которая противоположна номиналистской. С точки зрения номиналистов, деньги и их покупательная способность являются результатом соглашения, их стоимость не зависит от материального содержания (т.е. того, что на них можно купить) или от их количества.

Количественная теория утверждает, что покупательная способность денежной единицы и уровень цен определяются количеством денег в обороте, т. е. формируют представление об инфляции.

Смит считает, что труд влияет только на изначальную стоимость товара, а итоговая складывается из доходов и расходов производителя. Поэтому он разрабатывает теорию капитала, который определяет как одну из двух частей богатства, от которой ожидается получить доход.

 

Homo economicus и отчуждение человека

Экономическая теория оперирует определенной моделью человека, к основным параметрам которой относятся мотивы и цели его экономической активности.

Наиболее распространенная модель – «homo economicus», т. е. «человек экономический», основной постулат которой заключается в том, что человек действует рационально и стремится получить максимальный результат при минимальных затратах, а также обладает свободой выбора. Такое представление об индивиде содержит в себе опасность превращения человека в подобие механизма. Критика этой тенденции представлена в работах Маркса, особенно в «Экономико-философских рукописях 1844 года», где он вводит понятие «отчуждение» – потеря связи человека с тем, что определяет его родовую и индивидуальную сущность. Он выделял четыре вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга.

 

 

Литература

1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей 40 технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. –М., 2017

 

Вопросы

1. Напишите основные вопросы экономики?

2. Каковы основные проблемы экономики?

3. Необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности человека и общества в целом – это……..?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: