Семинар 3. Возникновение Российской империи. Внешняя политика и реформы XVIII века (2 часа)

  1. Внешняя политика России в конце XVII –XVIII вв.
  2. Преобразования Петра Великого и их оценка (военное дело, податное обложение, государственное управление, экономика, культура).
  3. Период царствований после смерти Петра I.Россия при Елизавете Петровне.
  4. Политика «просвещённого абсолютизма». Период правления Екатерины II (1762-1796 гг.).

 

            

        Вопрос 1. Начните ответ на этот вопрос с упоминания о том, что Петру I предшественники, правившие Россией в XVII в., оставили внешнеполитические проблемы: турецкую и шведскую, которые требовалось решить, а именно: достичь берегов южных морей – Азовского и Чёрного и вернуть выход к Балтийскому морю.

        В начале своего правления Пётр I ведёт борьбу на юге с Турцией, организуя два Азовских похода. Каковы итоги этих походов, удалось ли закрепиться на берегах южных морей, добиться победы над турками?

        Каковы результаты поездки Петра I в Европу в составе Великого посольства? Почему Пётр во время пребывания за границей отказался от борьбы за выход к южным морям и укрепился в необходимости решить важную историческую задачу – возвратить утраченные северо-западные земли, овладеть Балтийским побережьем?

        С кем Пётр I вступил в союз для войны со шведами? Когда началась Северная война против Швеции и сколько лет она продолжалась? Почему Карл XII так легко разбил русскую армию под Нарвой? Какими шведскими крепостями в 1701-1704 гг. овладели русские войска по всему течению Невы и в Эстляндии? Какая крепость, заложенная Петром в устье Невы в период войны, явилась началом основания Петербурга? Когда совершилось это событие? Когда произошло решающее сражение Северной войны – Полтавская битва?

        Блестящая победа над шведами под Полтавой положила начало признанию России великой державой. Война завершилась в 1721 г. приобретением значительной части Прибалтики и выходом к берегам Балтийского моря. В тот год Россия стала империей, а Пётр I был провозглашён императором. Ознакомьтесь с документами: «Обстоятельная реляция» о Полтавской битве, 28 июня 1709 г.», «Ништадский мирный договор, 30 августа 1721 г.», «Акт о поднесении Петру I титула императора всероссийского, 22 октября 1721 г.». См.: Хрестоматия по истории России. Учебное пособие/ Составитель Орлов А.С. и др. – М., 2006. С. 161-163, 164-165, 170.

         Определите цели и основные направления внешней политики Елизаветы Петровны (1741-1761гг.) и Екатерины II (1762-1796 гг.). Затем более подробно следует остановиться на ходе и итогах русско-турецких войн 1768-74 и 1787-91 г.г., русско-шведской войны 1788-90 г.г. Отдельно нужно сказать об отношении Екатерины II к революционной Франции и роли России в 3-х разделах Речи Посполитой (в 1772, 1793 и 1795 г.г.). В конце дайте общую оценку внешней политики русских монархов, назовите выдающихся отечественных полководцев и флотоводцев, снискавших России неувядаемую воинскую славу.

        Вопрос 2. Приступая к изучению реформ Петра I, обратите внимание на то, что на ход и содержание их повлияла Северная война. После сокрушительного поражения в самом начале её Пётр I занялся преобразованиями в военной области, сформировал регулярную армию на основе рекрутских наборов и построил сильный военно-морской флот. Какие органы были созданы для управления армией и флотом? Какие учебные заведения были открыты для подготовки кадров офицеров и унтер-офицеров?

        Особое внимание Пётр I обращал на вооружение, провиантское обеспечение армии и флота. Назовите промышленные районы, где на заводах вырабатывался металл для изготовления пушек и ядер. На каких верфях строились военные корабли?

        Война требовала денег, и Пётр I всеми способами старался увеличить денежные поступления в казну. Какие изменения в податном обложении ввёл Пётр I? Какое значение имела подушная подать в сборе средств на военные нужды?

        Говоря о преобразованиях государственного управления, нужно подчеркнуть, что Пётр I сосредоточил в своих руках всю полноту власти законодательной, исполнительной и судебной. Высшим органом управления являлся Сенат, заменявший царя в его отлучках из столицы. Как формировался Сенат? Кто его возглавлял? Что такое «коллегии»? Какова их структура, функции управления? Ознакомьтесь с документом «Генеральный регламент». См. Хрестоматия …, с. 172-173. Кто осуществлял контроль за работой коллегий?

        В каком году введено деление государства на губернии? Кто стоял во главе губерний?

        Составьте схему «Органы власти и управления в России в первой четверти XVIII в.».

        Для размещения органов власти и управления было построено в Петербурге специальное здание. Как оно называлось? Кто его архитектор? Какое учебное заведение в нём находится сейчас?

        Какую роль играл указ Петра I о единонаследии? Что такое «Табель о рангах»? Как изменилось положение дворян после того, как Пётр I установил единый порядок прохождения службы? Познакомьтесь с документом «Табель о рангах», опубликованном в Хрестоматии …, с. 173-174.        Пётр I придавал большое значение развитию промышленности главным образом для вооружения и снабжения армии и флота. Вспомните, какие известны вам промышленные центры России, где построены заводы по производству металла, оружия, боеприпасов? Назовите города, в которых было развито мануфактурное производство, и какие виды продукции изготавливались для нужд вооружённых сил? Каким образом пополнялась рабочая сила на заводах и мануфактурах?

        Какую политику в области внешней торговли проводил Пётр I? В допетровское время Россия имела один порт для торговли с иностранными купцами. Назовите его. Через какие порты при Петре I была налажена внешняя торговля?

        Что сделано Пётром I для развития светского образования. Что собой представляло начальное обучение? Назовите специальные учебные заведения, учреждённые в Москве и Петербурге. Что было предпринято Петром I для развития печати в России? Кроме учебников, какая печатная продукция выходила в петровское время? Кому принадлежит мысль об учреждении в Петербурге Академии наук? Какова структура Академии? Познакомьтесь с документом «Основание Академии наук, 28 января 1724 г.». См.: «Хрестоматия …», с. 176-180. Какие научные экспедиции были организованы в петровское время? Какую роль в пропаганде научных знаний играла Кунсткамера? Что нового произошло во время правления Петра I в области литературы, театрального искусства, живописи и архитектуры?

        Завершая подготовку ответа, отметьте, что петровские преобразования коснулись в первую очередь жизни городов. В русских деревнях многое осталось в неизменном виде.

 

        Оценивая реформы Петра Великого, следует сказать, что петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы. С одной стороны, отечественная история доказывает, что во время правления Петра I Россия добилась блестящих воинских побед, продемонстрировала большие успехи в экономическом развитии, шагнула вперёд в области просвещения, науки и культуры. С другой стороны, преобразовательная деятельность Петра, по мнению ряда историков, привела к созданию полицейского государства, т.е. государства бюрократического, опиравшегося на слежку и шпионаж. Укрепилось авторитарное управление, сильно возросла роль императора, влиявшего на все стороны жизни общества и государства.

        Оценку реформ Петра и его личности можно найти в книге Е.В. Анисимова, А.Б. Каменского «Россия в XVIII – первой половине XIX века». – М., 1994 на с. 49-71, где напечатаны отрывки из сочинений М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва и др.

     Вопрос 3. Дайте краткую характеристику царствований Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Ивана VI, перечислите отличительные черты этих правлений. Особое внимание обратите на период царствования Елизаветы Петровны (1741-1761гг.). Укажите какие мероприятия провела императрица Елизавета с целью восстановления некоторых петровских преобразований? Что было предпринято Елизаветой Петровной для расширения прав и привилегий дворянства? Однако, при этом надо иметь ввиду, что внеся определенные коррективы в петровские «Табели о рангах», Елизавета по сути дела лишила многих прав «личных дворян», вышедших в люди благодаря своим заслугам при Петре I. Перечислите мероприятия, проведенные Елизаветой Петровной в области в образования и просвещения. В заключении остановитесь на непродолжительном правлении Петра III и приходе к власти Екатерины II.

       Вопрос 4. Первоначально необходимо перечислить основные черты политики «просвещённого абсолютизма» и подчеркнуть, что данная политика была характерна не только для екатерининской России, но и для ряда других европейских стран, например, Франции, Германии, Австрии и др. Затем следует коротко остановиться на таких проблемах как территория и население России во II-ой половине XVIII века, состояние сельского хозяйства, промышленности, торговли, финансов в данный период. В чём заключались преобразования, предпринятые правительством Екатерины II в экономической сфере в 1762-1764 гг. и меры в дальнейшем изложенные в Манифесте 1775 г. и таможенных тарифах 1766 г., 1782 г. и 1796 г. Далее следует обратить внимание на существенные изменения в структуре административных органов, в частности, на реформу Сената, ликвидацию гетманства на Украине, а также открытие Вольного экономического общества (1765 г.) и деятельность Уложенной комиссии (1767-1768 гг.). Какую политику проводила Екатерина II в отношении церкви?

       После Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва (1773-1775 гг.) начался новый этап в преобразовательной деятельности Екатерины II, направленный, в первую очередь, на окончательное оформление и усиление дворянского сословия и абсолютизма в целом (см. «Жалованная грамота дворянству», губернская реформа// Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней/ А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. М., 1999. С. 208-214, 214-217). Одновременно правительство Екатерины II осуществило ряд мер в пользу городского населения, особенно купечества; имеется ввиду «Жалованная грамота городам». Перечислите эти меры. В заключении следует подвести итоги 34-летнего царствования Екатерины II, показать противоречивость, неоднозначность как самой личности императрицы, так и её деяний.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: