В пробирку налейте 4-5 капель раствора перманганата калия, подкислите 1-2 каплями серной кислоты и добавьте 2-3 капли раствора сульфата железа (II).
Запишите наблюдения:____________________________________________ Напишите уравнение реакции окисления сульфата железа (II) перманганатом калия в кислой среде и расставьте коэффициенты методом электронного баланса: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте положение железа в периодической системе.
2. Какие степени окисления проявляет железо?
3. Какие оксиды и гидроксиды образует железо?
4. С какими простыми веществами реагирует железо?
5. С какими сложными веществами реагирует железо?
6. Какими свойствами обладает оксид и гидроксид железа (II)?
7. Какими свойствами обладает оксид и гидроксид железа (III)?
Литература
Ю.М. Ерохин «Химия» М. 2003 Глава 22 стр. 257-271
Лабораторное занятие № 5
«Качественные реакции на хлорид -,сульфат -, фосфат - и карбонат - анионы. Решение экспериментальных задач».
Цель: закрепить и проверить знания и умения по теме: «Неметаллы»; проверить практические умения и навыки при решении качественных и экспериментальных задач, составлении молекулярных и ионных уравнений реакций.
Теория
Качественный анализ позволяет определить из каких элементарных веществ состоит данное сложное вещество или смесь.
При качественном анализе испытуемое вещество переводят в другое новое вещество, обладающее каким - либо характерным свойством: малой растворимостью, определенной окраской, специфическим запахом и т.п. Вещества, которые дают характерную реакцию с испытуемым веществом, называют реактивами.
Чаще всего качественный анализ проводят в растворах, так как большинство неорганических соединений являются электролитами, распадающимися в водном растворе на ионы. Таким образом, реакции между испытуемым веществом и реактивом в растворе - это реакции между ионами.
Таблица распознавания анионов
Определяемый ион | Реактив | Условия проведения реакции | Признаки химической реакции |
PO43- | Ионы Ag+ | Нейтральная среда | Выпадение светло-желтого осадка |
CO32- | Ионы Н+ | обычные | Выделение газа без запаха CO2 , вызывающего помутнение известковой воды |
SO42- | Ионы Ba2+ | обычные | Выпадение белого мелкокристаллического осадка, нерастворимого в азотной и др. кислотах |
SO32- | Ионы H+ | обычные | Появление характерного запаха SO2 |
Cl- | Ионы Ag+ | обычные | Появление белого творожистого осадка, который не растворяется в азотной кислоте |
Br - | Ионы Ag+ | обычные | Появление светло-жёлтого осадка, который не растворяется в азотной кислоте |
I- | Ионы Ag+ | обычные | Появление жёлтого осадка, который не растворяется в азотной кислоте |
Порядок выполнения работы
Оборудование и реактивы: растворы карбоната натрия, хлорида бария, хлорида натрия, бромида натрия, иодида калия, фосфата натрия, нитрата серебра, соляной кислоты, серной кислоты, известковая вода, универсальная индикаторная бумага, пробирки, пробиркодержатель.
Опыт №1. Качественные реакции на хлорид-ион
В пробирку налейте 0,5 мл раствора хлорида натрия и прилейте столько же раствора нитрата серебра.
Запишите наблюдения:____________________________________________
Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2. Качественные реакции на карбонат-ион
1) В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия и прилейте столько же раствора соляной кислоты.
Запишите наблюдения:____________________________________________
Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) К выделяющемуся газу прибавьте около 1 мл известковой воды Са(ОН)2.
Запишите наблюдения:____________________________________________
Составьте уравнение реакции в молекулярном виде: _____________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________