Организация контрольной деятельности на примере Контрольно – Счетной палаты Орловской области

Аннамаммедов Мейлис Овезмыратович

магистрант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

hmae@yandex.ru

научный руководитель:

к.э.н., доцент Ханенко Мария Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет экономики и торговли»,

г. Орел, Россия

Аннотоция. В последнее время очень серьезное внимание уделяется контролю за эффективным использованием государственной собственности. Контроль за использованием бюджетных средств по-прежнему остается важнейшей задачей. Контроль за использованием бюджетных средств необходимо постоянно совершенствовать, расширяя его задачи за счет контроля за использованием государственной собственности, созданной за счет этих средств.

Ключевые слова: государственный контроль, контрольно-счетные органы, Счетная палата РФ, государственные ресурсы, контрольные мероприятия.

 

Представляется, что важнейший внутренний риск финансовой безопасности заключается в недостаточном уровне социальной ориентированности экономики, падении платежеспособного спроса населения, что влечет развитие теневых процессов в экономике, криминализацию экономических отношений, коррупцию и нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств. [3]

Существенной угрозой финансовой безопасности России является криминализация экономических отношений. При этом в настоящее время особое внимание уделяется росту уровня коррупции в России, который за последние 15 лет увеличился в 4 раза.

Очевидно, что коррупция приводит к существенным материальным потерям для бюджета Российской Федерации: в частности, ежегодно из средств, выделяемых на осуществление государственных закупок, неэффективно расходуются около 1 трлн руб. - порядка 1,5% ВВП страны. [3]

Некоторое упорядочение системы органов государственного финансового контроля позволило наделить Счетную палату Российской Федерации полномочиями по внешнему государственному аудиту (контролю) на предмет эффективности и результативности использования бюджетных средств.

Результативность контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации в 2018 г. позволила констатировать нарушения при поступлении и использовании средств бюджетной системы и составила 965,8 млрд руб., что на 87% больше по сравнению с 2017 г.

Рассмотрим деятельность Контрольно-счетной палаты Орловской области (КСП), как контролера за эффективным использованием государственной собственности и государственных ресурсов.  

КСП в отчетном периоде, 2018 года осуществляла свою работу в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законов Орловской области от 12 июля 2011 года № 1229-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Орловской области», а также на основании плана деятельности на 2019 год, утвержденного приказом Контрольно-счетной палаты Орловской области от 27.12.2018 №17-осн.

В соответствии с действующим законодательством КСП является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями. Контрольно-счетная палата как постоянно действующий орган государственного внешнего финансового контроля осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль, проводит контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в бюджетной сфере.

КСП проводит проверку формирования и исполнения областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.    В своей деятельности контрольно-счетные органы Орловской области руководствуется Стандартом финансового контроля СФК 001 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденным приказом Контрольно – счетной палаты Орловской области от 29 декабря 2017 года №39-осн. Целью Стандарта является установление общих правил и процедур проведения Контрольно-счетной палатой Орловской области экспертно-аналитических мероприятий. [2]

Содержание направлений деятельности Контрольно-счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и иные вопросы внутренней деятельности Контрольно-счетной палаты определяются Регламентом Контрольно-счетной палаты.

Деятельность Контрольно-счетной палаты Орловской области в 2018 году осуществлялась в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты, утвержденным Приказом от 28 декабря 2017 года № 35-осн.

Для реализации полномочий, возложенных на КСП, в годовой план были включены 39 мероприятий, охватывающих основные направления расходования средств областного бюджета. Формирование плана производилось с учетом поручений Орловского областного Совета народных депутатов и предложений Губернатора Орловской области.

Так, на основании поручений Орловского областного Совета народных депутатов включено 11 мероприятий, на основании предложений Губернатора Орловской области – 11 мероприятий. В 2018 году Контрольно-счетной палатой Орловской области в рамках бюджетных полномочий, а также полномочий по проведению экспертизы нормативно-правовых актов Орловской области проведено 94 экспертно-аналитических мероприятия.

Общий объем проверенных средств по итогам деятельности за 2018 год составил 10,9 млрд рублей. Рост данного показателя к уровню 2017 года более чем в 1,5 раза обусловлен проведением комплексного финансового аудита государственных программ и учреждений Орловской области, получивших значительные объемы бюджетного финансирования, за продолжительный период деятельности объектов.

Выявлено нарушений на сумму 2,1 млрд рублей, в том числе за период 2018 года – 16,8 млн рублей, что составляет 0,8 % от общего объема выявленных нарушений. При этом в сопоставимых величинах (относительных показателях) объем выявленных нарушений к уровню 2017 года значительно снизился. Основные нарушения приходятся на период 2014–2017 годов.

Динамика показателей деятельности Контрольно-счетной палаты Орловской области отражена в таблице 1.

По итогам всех проводимых мероприятий Контрольно-счетной палатой Орловской области осуществлялся дистанционный контроль за реализацией материалов проверок и устранением выявленных нарушений.

На 01.03.2019 г. на дистанционном контроле находились 14 материалов контрольных мероприятий 2018 года и предшествующих периодов.

По результатам устранения нарушений и принятия соответствующих мер реагирования данные мероприятия сняты с дистанционного контроля.

Одним из важных вопросов при проведении в 2018 году контрольных мероприятий являлся контроль за деятельностью и эффективностью расходов государственных унитарных предприятий Орловской области и акционерных обществ, находящихся в собственности Орловской области, и иных юридических лиц.

 

Таблица 1 - Динамика показателей деятельности Контрольно- - счетной палаты Орловской области за 2017-2018 гг.

Показатель

2017 год

2018 год

Динамика, %

Проведено мероприятий

30

39

18,2

Объем проверенных средств, млрд рублей

6,9

10,9

58,0

Выявлено нарушений, млрд рублей, в том числе:

2,5

2,1

-16,0

Нецелевое использование средств, млн рублей

52,7

4,1

-92,2

Неэффективное использование средств,
млн рублей

353,3

888,8

в 2,5 раза

Нарушения в сфере закупок, млн рублей

1304,1

623,3

-52,2

Иные нарушения бюджетного законодательства, млн рублей

772,0

583,8

-24,4

 

По данному направлению проведено 8 контрольных мероприятий. В рамках данных мероприятий был проверен значительный объем средств, который составил 3,4 млрд рублей. Объем выявленных нарушений составил 1,3 млрд рублей.

Результаты проверок, в ходе которых были выявлены нарушения в сфере государственных закупок, направлялись в Орловское УФАС России и Департамент правового обеспечения и внутреннего финансового контроля Орловской области для рассмотрения и принятия мер в соответствии с установленной компетенцией.

Важная роль в деятельности Контрольно-счетной палаты Орловской области отводится взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации в рамках Плана работы Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ.

Особенность работы Контрольно-счетной палаты Орловской области в 2019 году связана с необходимостью уточнения приоритетов. В практическом плане данное уточнение обусловлено внедрением в деятельность КСП методологии стратегического аудита.

Переход на стратегический аудит отмечен в стратегии развития СП РФ на 2018–2024 годы как основной и наиболее перспективный способ оценки результативности и эффективности бюджетных расходов.

 

Список использованных источников

1. О Счетной палате Российской Федерации. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ. (в редакции от 29.05.2019) [Электронный ресурс] -  Режим доступа: http://www.consultant.ru/

2. О Контрольно - счетной палате Орловской области. Закон Орловской области от 12.07.11 № 1229-ОЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

3. Меликсетян С.Н. Роль органов государственного финансового контроля в обеспечение финансовой безопасности России / С.Н.  Меликсетян//Международный бухгалтерский учет. -2018. - №13-14 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: