Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория
Средства связи предложений в тексте.
Ссылки на видеоуроки:
1)https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16551123577114876809&text=%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B5%D0%B3%D1%8D%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%202020%2025%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%2011%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&path=wizard&parent-reqid=1587340003796214-1766418704451666324300205-production-app-host-vla-web-yp-315&redircnt=1587340442.1
2) https://www.youtube.com/watch?v=OvSAFCX76HE
Чтобы выполнить 25 задание, необходимо знать средства связи предложений в тексте.
Средствами связи предложения служат союзы, частицы, местоиме-ния, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.
Формулировка задания
Среди предложений 20–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью.... Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Алгоритм выполнения
1) Внимательно прочитайте задание. Если написано "найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ", то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано "найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ И ", то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.
|
|
2) Внимательно прочитайте фрагмент текста.
3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находиться в любой части предложения.
4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.
Теория для задания 25
Текст обладает определённой структурой, которая выражается во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста, поэтому предложения в тексте должны быть связаны, сцеплены между собой. В зависимости от того, какие смысловые отношения между предложения различают параллельную связь предложений и цепную связь.
При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются. Для параллельной связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, часты повторения первого слова в предложении.
В качестве средств связи могут выступать союзы, синтаксический параллелизм, анафора и др. Параллельная связь может усиливаться вводными словами и наречиями (места и времени)
Пример: Студентом Петровский думал стать биологом или химиком и поступил вначале на биологическое отделение. Но в руки его как-то попала книга великого Н. Е. Жуковского о механике
Цепная связь выражается в структурной соотнесенности двух соседних предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения в последующем предложении становится подлежащим.
|
|
Для цепной связи характерен повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением. При цепной связи основной способ соединения предложений - повтор.
Пример: За садом находился у них большой лес… Он был глух, запущен…
В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать…
Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей.
Языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями:
Лексические
- Слова одной и той же тематической группы
- Повторы слов
- Синонимы (в том числе контекстные)
- Антонимы (в том числе контекстные)
Морфологические
- Сочинительные союзы
- Местоимения (личные, указательные и притяжательные)
- Числительные (порядковые и собирательные)
- Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях)
- Видовременные формы глаголов
Синтаксические средства:
- Порядок слов
- Параллелизм строения предложений
- Использование вводных слов и словосочетаний
- Парцелляция
Лексические средства
Слова одной и той же тематической группы – это слова, которые обозначают сходные (но не одинаковые) понятия, действия, признаки и обладают общностью лексического значения.
Пример:
Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и казалось, что лето кончилось и земля уходит в глухие туманы, в неуютную темень и стужу (К. Паустовский) – раскрывается тема осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает: лил дождь, холодный; мокрый ветер; глухой туман; темень и стужа – передающих физическое и душевное состояние автора.
Повторы слов/словосочетаний – использование в соседних предложениях одного и того же слова или словосочетания.
Примеры:
Жил на селе одинокий старик. Старик был слаб и нуждался в постоянном уходе.
Жил на селе одинокий старик. Одиноким он был потому, что дети его не вернулись с фронта.
Жил на селе одинокий старик. На селе он жил с первого дня своего рождения.
Синонимы - слова, полностью или частично совпадающие по значению.
Жадный – скупой, идти – брести, открыть – распахнуть, разговор – болтовня, тушить - гасить и тд.).
Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами в определенном контексте.
Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение.
Холодно – жарко, дальний – ближний, дружба – вражда и др.
Контекстные антонимы – слова, являющиеся антонимами в пределах одного текста. Вне контекста такие слова не осознаются как противоположные по значению.
Морфологические средства связи
Сочинительные союзы
Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и)
Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то)
Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же)
Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько)
Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем)
Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть))
Местоимения
В качестве средств связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения.
Личные: я, ты, он, она, мы, вы они (во всех падежах).
Указательные – тот, этот, это, та, столько, таков, оный, сей, те (во всех падежах).
Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их (во всех падежах)
Примеры:
Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд образовал и испугал мать. Это событие взволновало соседей.
Младшая сестра, Женя…молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой.
Числительные (порядковые и собирательные)
|
|
Собирательные числительные - это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (Двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро)
Порядковые числительные - это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете. (пятый, десятый)
В качестве средств связи такие числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении.