Тема урока: Лед- твердое тело

План-конспект урока

Дисциплина «Методика обучения естествознанию (Природоведение, Биология»

Тема: «Лед- твердое тело»

Группа З-С (Д)О-16

Выполнила

Зевадинова Зулейха Шамсединовна

 

 

Симферополь, 2020г.

Предмет: Биология

Класс: 6

Тема урока: Лед- твердое тело

Цель урока: познакомить с некоторыми физическими свойствами льда, сформировать представление о том, что лёд – это замёрзшая вода, расширить представления об окружающем мире на примере сообщения об айсбергах, горных ледниках.

Задачи урока:

· Образовательные:

Закрепить знания учащихся об изученных свойствах воды - текучести и твердости; познакомить с некоторыми физическими свойствами льда; сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода; расширить представления об окружающем мире на примере сообщения об айсбергах, горных ледниках.

Коррекционно-развивающие:

учить сравнивать жидкое и твердое состояние воды, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи на примере опытов со льдом, развивать устную связную речь путем развернутых ответов на вопросы, рассказов детей о зимнем отдыхе, расширять активный словарный запас (ледник, айсберг).

Воспитательные:

воспитывать наблюдательность, чувство коллективизма, осторожность при поведении на покрытых льдом водоемах; закрепить знания о правилах поведения на водоемах зимой..

Оборудование: термос с широким горлом, в котором находятся кубики льда и 2–3 ледяных пластинки; стакан обыкновенный; прозрачное стекло (края для безопасности заклеены скотчем или чем-либо аналогичным); небольшой молоточек; лоток для льда; плакаты для демонстрации на доске: а) с горными ледниками и текущей селью, б) айсберг в море и корабль; крупно отпечатанные слова «ледник», «айсберг» (с выделенными орфограммами).

Оборудование: мультимедийный проектор, 2 глобуса, стикер наклеивающийся в виде флажка, раздаточный материал для 2х групп.

Этап урока Время Содержание урока Деятельность ученика
1. Орг. момент. 1мин -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли вы приготовили для урока: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Дети стоят у парт, садятся.  
2. Проверка домашнего задания 2-3 мин -Ребята, скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке (изменение состояния воды при замерзании) -Бывает ли вода твёрдой? -Когда? Назовите условия, при которых это происходит. -Почему? Объясните. -Почему на морозе бутылка с водой лопается -Молодцы! Вы хорошо подготовили домашнее задание   Дети отвечают на вопросы
3. Вводная беседа. Введение в тему.   5 мин. - Сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте. Я прозрачный и бесцветный, Я холодный, твёрдый, детки! Весь со мной знаком народ, Называюсь же я … (лёд) -А как вы догадались, что это лёд? (потому что, он холодный, твёрдый).       Дети слушают учителя и отвечают на вопросы.    
4. Сообщение нового материала 10-12мин. 1.-На прошлом уроке мы с вами узнали, что вода бывает не только жидкая, но при замерзании становится твёрдой. Она может превращаться в лёд. И сегодня на уроке мы познакомимся со свойствами льда. -Откройте тетради, запишите число и тему урока «Лёд – твёрдое тело». -Ребята, скажите, вы видели когда-нибудь лёд? (да). -А где именно? (ответы детей) -Можете описать какой он? (ответы детей) -Давайте сейчас поиграем в учёных – исследователей и совершим открытия, какими свойствами обладает лёд. Перед началом опытов педагог вывешивает карточку со словом «Лёд» -Проведём опыт со льдом. (исследование свойств льда с последовательной записью их на доске) Проведение опыта. Учитель выкладывает из термоса кубики льда в лоток, берёт пустой стакан и, проходя по рядам, предлагает каждому ученику бросить в стакан один кубик льда из лотка. -Посмотрите внимательно на стакан с кубиками льда и скажите, принял ли лёд форму стакана (нет) -Почему кубики льда не изменили своей формы? (потому что лёд твёрдый и имеет свою форму) -А сейчас к доске пойдет Вася и попробует молотком расколоть кубик льда. Выкладываем на деревянную доску кубик льда, накрываем лёд салфеткой, чтобы кубик не убежал и аккуратно ударяем. -Легко ли расколоть лёд? (трудно) -Да, лёд расколоть трудно, потому что он твёрдый. Запись на доске под карточкой «Лёд»: твёрдый, имеет форму (запишем в тетрадях) Учитель наливает в стакан холодную воду и просит когонибудь из учеников бросить кусочек льда в воду. -Посмотрите, утонул ли лёд или нет? (нет) -Он не тонет, потому что лёд легче воды, и она его выталкивает. -Так мы открыли еще одно свойство льда: он легче воды. Запись на доске: «Лёд»: легче воды (запишем в тетради) Учитель достаёт из термоса ледяную пластинку и показывает кусочек стекла. -Посмотрите на эту ледяную пластинку и на стекло. -Похожи ли они? (да) -Посмотрите через ледяную пластинку можно разглядеть помещённые за нею предметы? (да можно). -А через стекло? (да можно) -А чем лёд похож на стекло? (лед и стекло прозрачные,) А имеет ли лёд цвет? (он бесцветный) -Оказывается лед прозрачный и бесцветный! Запись на доске: «Лёд»: прозрачный и бесцветный (запишите в тетради) Учитель раздаёт детям в руки по кусочку льда. -Какой лёд? -Что вы чувствуете? Расскажите. -Какими становятся у вас руки после того, как вы подержали кусочек льда в ладошке? -А что стало с кубиком? Запись на доске: «Лёд»: холодный, гладкий, скользкий. (запишите в тетрадь) -Смотрите, сколько свойств льда вы открыли! -Давайте перечислим их ещё раз. 2. Работа с учебником -0ткройте учебник на странице 29 -Рассмотрим рисунок 13. -Почему на льду можно кататься на коньках? (потому что он гладкий) -Почему лёд находится на поверхности рек и озёр? -Почему жизнь водных организмов не прекращается, когда на реках образуется толстый слой льда? -Прочитайте последний абзац. -Откройте страницу 30 и найдите, что называют ледниками? -Огромные толщи льда, которые при недостатке тепла накапливаются из года в год, называют - ледниками (рассматривание плаката с изображением ледников) -А теперь прочитайте, что называют айсбергами? -Громадные глыбы льда, оторвавшиеся от ледников называют - айсбергами. - Ребята, давайте запишем значение этих слов в тетрадь.   Дети выполняют задания учителя и отвечают на вопросы.
5. Физминутка 2мин. Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя) Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны) Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают) Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутсявверх)   Выполняют упражнения.
6. Закрепление знаний учащихся   17 мин.   а)Чтение статьи учебника. Откройте учебники на с. 18 и прочитайте самостоятельно текст. – Кто назовет свойства льда? Какой он? – Когда образуется лед? б) Работа с тетрадью (с. 7, № 9). – Откройте рабочую тетрадь на с. 7, задание № 9. Прочитайте его вслух. – Ответьте на вопрос, какой из рисунков выполнен правильно. – Почему? г) Рассказ учителя о местах скопления льда (ледники, айсберги). Демонстрация по ходу рассказа плакатов ледников с селью (без употребления этого слова), айсбергов. Опасность схождения горных ледников для людей, опасность столкновения кораблей с айсбергами. Мы с вами уже знаем, что лед образуется, когда вода замерзает. В природе много мест, где холодно и зимой, и летом. Например, в горах. Там лед покрывает вершины гор огромными, сверкающими шапками, которые называются ледниками. Когда они тают, то с гор стекают бурные реки, наполняются водой озера. Но большую беду людям приносят сползающие с гор ледники. При таянии они всё сметают на своем пути, могут разрушить деревни и поселки, погубить людей и животных. Посмотрите на иллюстрацию на доске: какие красивые горные вершины, покрытые ледниками, но как опасно оказаться в горах во время их сползания! – Кто-нибудь видел по телевизору горные ледники (вариант: кто-нибудь бывал в горах)? А слышали о катастрофах, происходивших от их таяния? Но ледниками покрыты не только высокие горы, но и полярные острова. От толстых многовековых ледников отрываются огромные глыбы льда и падают в океан. Эти глыбы называются айсбергами. Посмотрите на эту иллюстрацию. Айсберги могут далеко уплыть от того места, откуда оторвались. С ними нередко встречаются корабли. Они очень опасны для кораблей, потому что над поверхностью океана видна лишь часть ледяной глыбы около 70–100 м, а под водой находится большая часть айсберга, которая может иметь огромные размеры и причудливую форму. Столкновение с айсбергом может погубить корабль. От айсберга погибло очень большое пассажирское судно «Титаник» в начале 20 века. Вот к каким бедам может приводить такое свойство льда, как твердость и сохранение им формы. Но на долю ледников приходится большая часть запасов пресной воды на нашей планете. д) Словарная работа: во время рассказа на доске прикрепляются слова «ледник», «айсберг», обращается внимание на их написание, вопросы детям, почему эти слова пишутся именно так. Придумывание предложений с данными словами. б) Беседа о поведении на покрытых зимой льдом водоемах и правилах безопасности. – А кто видел зимнюю речку или пруд? Чем они покрыты? Когда река или пруд покроются льдом, некоторые дети любят кататься на коньках или просто играть на льду. А есть люди, которые хотят сократить дорогу и не идут в обход, по мосту, а прямо по льду с одного берега на другой. На самом деле переходить реку по льду и играть ней или водоеме опасно. Лучше не полениться и пройти по мосту. А для игры безопаснее пользоваться катками в городе. Почему это так? Как вы думаете? Лед на реке не везде одинаковой толщины. Поэтому не так уж редки случаи, когда лед ломался, и люди проваливались в образовавшуюся полынью. Это очень опасно, особенно, когда некому помочь или друзья не знают, как правильно нужно спасать оказавшегося в воде человека. Поэтому избегайте игр на льду водоемов и рек, для перехода на другой берег реки идите только по мосту.     .Учащиеся выполняют задания
7. Отчет о проделанной работе. Оценки 5 мин. Мы сегодня были с вами учёными – исследователями. -Что мы изучали? -Какие свойства льда открыли? -Где лёд встречается в природе?   Дети подводят итоги
8. Домашнее задание   2 мин. Откройте дневник и запишите домашнее задание. -Покажите, где вы будете записывать домашнее задание -Страница 28-31, прочитать, ответить на вопросы    

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: