План-конспект урока
Дисциплина «Методика обучения естествознанию (Природоведение, Биология»
Тема: «Лед- твердое тело»
Группа З-С (Д)О-16
Выполнила
Зевадинова Зулейха Шамсединовна
Симферополь, 2020г.
Предмет: Биология
Класс: 6
Тема урока: Лед- твердое тело
Цель урока: познакомить с некоторыми физическими свойствами льда, сформировать представление о том, что лёд – это замёрзшая вода, расширить представления об окружающем мире на примере сообщения об айсбергах, горных ледниках.
Задачи урока:
· Образовательные:
Закрепить знания учащихся об изученных свойствах воды - текучести и твердости; познакомить с некоторыми физическими свойствами льда; сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода; расширить представления об окружающем мире на примере сообщения об айсбергах, горных ледниках.
Коррекционно-развивающие:
учить сравнивать жидкое и твердое состояние воды, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи на примере опытов со льдом, развивать устную связную речь путем развернутых ответов на вопросы, рассказов детей о зимнем отдыхе, расширять активный словарный запас (ледник, айсберг).
|
|
Воспитательные:
воспитывать наблюдательность, чувство коллективизма, осторожность при поведении на покрытых льдом водоемах; закрепить знания о правилах поведения на водоемах зимой..
Оборудование: термос с широким горлом, в котором находятся кубики льда и 2–3 ледяных пластинки; стакан обыкновенный; прозрачное стекло (края для безопасности заклеены скотчем или чем-либо аналогичным); небольшой молоточек; лоток для льда; плакаты для демонстрации на доске: а) с горными ледниками и текущей селью, б) айсберг в море и корабль; крупно отпечатанные слова «ледник», «айсберг» (с выделенными орфограммами).
Оборудование: мультимедийный проектор, 2 глобуса, стикер наклеивающийся в виде флажка, раздаточный материал для 2х групп.
Этап урока | Время | Содержание урока | Деятельность ученика |
1. Орг. момент. | 1мин | -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли вы приготовили для урока: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. | Дети стоят у парт, садятся. |
2. Проверка домашнего задания | 2-3 мин | -Ребята, скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке (изменение состояния воды при замерзании) -Бывает ли вода твёрдой? -Когда? Назовите условия, при которых это происходит. -Почему? Объясните. -Почему на морозе бутылка с водой лопается -Молодцы! Вы хорошо подготовили домашнее задание | Дети отвечают на вопросы |
3. Вводная беседа. Введение в тему. | 5 мин. | - Сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте. Я прозрачный и бесцветный, Я холодный, твёрдый, детки! Весь со мной знаком народ, Называюсь же я … (лёд) -А как вы догадались, что это лёд? (потому что, он холодный, твёрдый). | Дети слушают учителя и отвечают на вопросы. |
4. Сообщение нового материала | 10-12мин. | 1.-На прошлом уроке мы с вами узнали, что вода бывает не только жидкая, но при замерзании становится твёрдой. Она может превращаться в лёд. И сегодня на уроке мы познакомимся со свойствами льда. -Откройте тетради, запишите число и тему урока «Лёд – твёрдое тело». -Ребята, скажите, вы видели когда-нибудь лёд? (да). -А где именно? (ответы детей) -Можете описать какой он? (ответы детей) -Давайте сейчас поиграем в учёных – исследователей и совершим открытия, какими свойствами обладает лёд. Перед началом опытов педагог вывешивает карточку со словом «Лёд» -Проведём опыт со льдом. (исследование свойств льда с последовательной записью их на доске) Проведение опыта. Учитель выкладывает из термоса кубики льда в лоток, берёт пустой стакан и, проходя по рядам, предлагает каждому ученику бросить в стакан один кубик льда из лотка. -Посмотрите внимательно на стакан с кубиками льда и скажите, принял ли лёд форму стакана (нет) -Почему кубики льда не изменили своей формы? (потому что лёд твёрдый и имеет свою форму) -А сейчас к доске пойдет Вася и попробует молотком расколоть кубик льда. Выкладываем на деревянную доску кубик льда, накрываем лёд салфеткой, чтобы кубик не убежал и аккуратно ударяем. -Легко ли расколоть лёд? (трудно) -Да, лёд расколоть трудно, потому что он твёрдый. Запись на доске под карточкой «Лёд»: твёрдый, имеет форму (запишем в тетрадях) Учитель наливает в стакан холодную воду и просит когонибудь из учеников бросить кусочек льда в воду. -Посмотрите, утонул ли лёд или нет? (нет) -Он не тонет, потому что лёд легче воды, и она его выталкивает. -Так мы открыли еще одно свойство льда: он легче воды. Запись на доске: «Лёд»: легче воды (запишем в тетради) Учитель достаёт из термоса ледяную пластинку и показывает кусочек стекла. -Посмотрите на эту ледяную пластинку и на стекло. -Похожи ли они? (да) -Посмотрите через ледяную пластинку можно разглядеть помещённые за нею предметы? (да можно). -А через стекло? (да можно) -А чем лёд похож на стекло? (лед и стекло прозрачные,) А имеет ли лёд цвет? (он бесцветный) -Оказывается лед прозрачный и бесцветный! Запись на доске: «Лёд»: прозрачный и бесцветный (запишите в тетради) Учитель раздаёт детям в руки по кусочку льда. -Какой лёд? -Что вы чувствуете? Расскажите. -Какими становятся у вас руки после того, как вы подержали кусочек льда в ладошке? -А что стало с кубиком? Запись на доске: «Лёд»: холодный, гладкий, скользкий. (запишите в тетрадь) -Смотрите, сколько свойств льда вы открыли! -Давайте перечислим их ещё раз. 2. Работа с учебником -0ткройте учебник на странице 29 -Рассмотрим рисунок 13. -Почему на льду можно кататься на коньках? (потому что он гладкий) -Почему лёд находится на поверхности рек и озёр? -Почему жизнь водных организмов не прекращается, когда на реках образуется толстый слой льда? -Прочитайте последний абзац. -Откройте страницу 30 и найдите, что называют ледниками? -Огромные толщи льда, которые при недостатке тепла накапливаются из года в год, называют - ледниками (рассматривание плаката с изображением ледников) -А теперь прочитайте, что называют айсбергами? -Громадные глыбы льда, оторвавшиеся от ледников называют - айсбергами. - Ребята, давайте запишем значение этих слов в тетрадь. | Дети выполняют задания учителя и отвечают на вопросы. |
5. Физминутка | 2мин. | Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя) Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны) Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают) Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутсявверх) | Выполняют упражнения. |
6. Закрепление знаний учащихся | 17 мин. | а)Чтение статьи учебника. Откройте учебники на с. 18 и прочитайте самостоятельно текст. – Кто назовет свойства льда? Какой он? – Когда образуется лед? б) Работа с тетрадью (с. 7, № 9). – Откройте рабочую тетрадь на с. 7, задание № 9. Прочитайте его вслух. – Ответьте на вопрос, какой из рисунков выполнен правильно. – Почему? г) Рассказ учителя о местах скопления льда (ледники, айсберги). Демонстрация по ходу рассказа плакатов ледников с селью (без употребления этого слова), айсбергов. Опасность схождения горных ледников для людей, опасность столкновения кораблей с айсбергами. Мы с вами уже знаем, что лед образуется, когда вода замерзает. В природе много мест, где холодно и зимой, и летом. Например, в горах. Там лед покрывает вершины гор огромными, сверкающими шапками, которые называются ледниками. Когда они тают, то с гор стекают бурные реки, наполняются водой озера. Но большую беду людям приносят сползающие с гор ледники. При таянии они всё сметают на своем пути, могут разрушить деревни и поселки, погубить людей и животных. Посмотрите на иллюстрацию на доске: какие красивые горные вершины, покрытые ледниками, но как опасно оказаться в горах во время их сползания! – Кто-нибудь видел по телевизору горные ледники (вариант: кто-нибудь бывал в горах)? А слышали о катастрофах, происходивших от их таяния? Но ледниками покрыты не только высокие горы, но и полярные острова. От толстых многовековых ледников отрываются огромные глыбы льда и падают в океан. Эти глыбы называются айсбергами. Посмотрите на эту иллюстрацию. Айсберги могут далеко уплыть от того места, откуда оторвались. С ними нередко встречаются корабли. Они очень опасны для кораблей, потому что над поверхностью океана видна лишь часть ледяной глыбы около 70–100 м, а под водой находится большая часть айсберга, которая может иметь огромные размеры и причудливую форму. Столкновение с айсбергом может погубить корабль. От айсберга погибло очень большое пассажирское судно «Титаник» в начале 20 века. Вот к каким бедам может приводить такое свойство льда, как твердость и сохранение им формы. Но на долю ледников приходится большая часть запасов пресной воды на нашей планете. д) Словарная работа: во время рассказа на доске прикрепляются слова «ледник», «айсберг», обращается внимание на их написание, вопросы детям, почему эти слова пишутся именно так. Придумывание предложений с данными словами. б) Беседа о поведении на покрытых зимой льдом водоемах и правилах безопасности. – А кто видел зимнюю речку или пруд? Чем они покрыты? Когда река или пруд покроются льдом, некоторые дети любят кататься на коньках или просто играть на льду. А есть люди, которые хотят сократить дорогу и не идут в обход, по мосту, а прямо по льду с одного берега на другой. На самом деле переходить реку по льду и играть ней или водоеме опасно. Лучше не полениться и пройти по мосту. А для игры безопаснее пользоваться катками в городе. Почему это так? Как вы думаете? Лед на реке не везде одинаковой толщины. Поэтому не так уж редки случаи, когда лед ломался, и люди проваливались в образовавшуюся полынью. Это очень опасно, особенно, когда некому помочь или друзья не знают, как правильно нужно спасать оказавшегося в воде человека. Поэтому избегайте игр на льду водоемов и рек, для перехода на другой берег реки идите только по мосту. | .Учащиеся выполняют задания |
7. Отчет о проделанной работе. Оценки | 5 мин. | Мы сегодня были с вами учёными – исследователями. -Что мы изучали? -Какие свойства льда открыли? -Где лёд встречается в природе? | Дети подводят итоги |
8. Домашнее задание | 2 мин. | Откройте дневник и запишите домашнее задание. -Покажите, где вы будете записывать домашнее задание -Страница 28-31, прочитать, ответить на вопросы |
|
|
|
|
|
|