На полях тетради с выполненным заданием пишем ручкой
(не карандашом) свою фамилию). Без фамилии работу проверять не буду. Не забываем!
Урок 55-56
Социальная роль
Социальный статус и престиж
Задание:
1. Изучить учебный материал п. 5.1-5.2
2. Посмотреть презентацию
3. Выполнить практическую работу № 18
4. Отправить выполненное задание преподавателю vishnyakova@bpcol.ru
Практическая работа № 18
«Социальный статус и престиж»
Цель работы: выяснить, что такое социальный статус, социализация, социальная адаптация, какие бывают разновидности социальных статусов, какую роль престиж и авторитет играют в жизни человека.
Оборудование:
1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на поставленные вопросы
Социальный статус и престиж.
|
|
Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется социальным статусом. Реально любой человек занимает в обществе много позиций. Возьмем, к примеру, школьника: помимо того, что он учащийся, он является молодым человеком, сыном, часто внуком, братом, возможно, членом спортивной секции. Поэтому социологи говорят о статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека. Если внимательно присмотреться к тем показателям, которые определяют статус личности, то можно увидеть, что одни из них — пол, расовая принадлежность, возраст — не зависят от личности. Эти статусы, данные от рождения, называют предписанными. В то же время образованным, владеющим определенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает новые статусы, их называют достигаемыми.
В открытых, динамично развивающихся обществах достигаемые статусы имеют существенно большее значение, чем предписанные. Конечно, и сегодня достичь высокого социального положения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социальных низов. Но целеустремленность, трудолюбие, поддержка родных становятся важным ресурсом человека и помогают преодолеть неблагоприятные «стартовые» условия. С понятием социального статуса связано другое понятие — «престиж».
|
|
Престиж (от франц. prestige — влияние, уважение, которыми пользуется кто-либо) — это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы в экономические вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рестораны и т. д. Понятием «авторитет» обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авторитетным — вполне определенный, конкретный человек.
Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм. Именно с их помощью общество предъявляет своим представителям те требования, которым должно удовлетворять их поведение. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется социализацией. Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Особенно эти контакты важны в раннем возрасте. В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно учится видеть себя так, как его видят другие, у него развивается самопознание. С этого момента, считают психологи, можно говорить о социальной личности.
Социализация личности продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих исследователей, сопровождает человека всю жизнь. Социализация взрослого человека — это освоение им новых социальных ролей: работника, родителя, супруга, руководителя и многих других.
Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в малой семье, конечно, являются родители. В большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки. Семья обеспечивает человеку его первичный социальный статус. В традиционном обществе она определяет социальное положение личности практически на всем протяжении ее жизни.
Как правило, родители стараются быть достойными воспитателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций, препятствующих полноценной социализации ребенка, к сожалению, немало.
Одним из главных «социализаторов» каждого человека в современном обществе является школа. Это стало возможным, когда школьное образование в большинстве стран стало не только доступным, но и обязательным. Через систему учебных занятий, организованных форм общения учащихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ориентирует подростка в основных видах деятельности, готовит к их освоению.
Долгое время в школьном образовании господствовало отношение к ученику лишь как к объекту педагогического воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение им норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности. Сегодня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресурсы и возможности — важнейшая задача школы.
В современном обществе большую роль в социализации личности играют средства массовой информации. Нынешний школьник проводит перед экраном телевизора, очевидно, не меньше времени, чем за учебниками.
Одной из сторон социализации является социальная адаптация.
|
|
Слово «адаптация» происходит от латинского adaptiо — приспособляю. Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного, совместного труда. Такие «раки-отшельники» — частые персонажи литературных произведений.
Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Адаптация носит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности.
Вопросы
1. Что такое социальный статус личности?
2. Какие позиции включает прирожденный статус; достигаемый
статус?
3. В чем сущность процесса социализации?
4. Какие институты общества помогают в процессе социализации личности?
5. Раскройте содержание понятия «социальная адаптация»
6. Определите свой статусный набор, поделив статусы на предписанные и достигаемые.
7. Приведите примеры социальных ролей, с которыми вы сталкиваетесь в жизни, и ожидаемого, в зависимости от роли, поведения. Разделите их на позитивные и негативные.