Социальный статус и престиж

На полях тетради с выполненным заданием пишем ручкой

(не карандашом) свою фамилию). Без фамилии работу проверять не буду. Не забываем!

Урок 55-56

Социальная роль

Социальный статус и престиж

Задание:

1. Изучить учебный материал п. 5.1-5.2

2. Посмотреть презентацию

3. Выполнить практическую работу № 18

4. Отправить выполненное задание преподавателю vishnyakova@bpcol.ru

 

Практическая работа № 18

«Социальный статус и престиж»

Цель работы: выяснить, что такое социальный статус, социализация, социальная адаптация, какие бывают разновидности социальных статусов, какую роль престиж и авторитет играют в жизни человека.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;

2. Проанализируйте текст;

3. Ответьте на поставленные вопросы

Социальный статус и престиж.

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответ­ствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семей­ным положением и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется социальным ста­тусом. Реально любой человек занимает в обществе много пози­ций. Возьмем, к примеру, школьника: помимо того, что он уча­щийся, он является молодым человеком, сыном, часто внуком, братом, возможно, членом спортивной секции. Поэтому социо­логи говорят о статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее сущест­венной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека. Если внимательно присмотреться к тем показателям, ко­торые определяют статус личности, то можно увидеть, что од­ни из них — пол, расовая принадлежность, возраст — не зави­сят от личности. Эти статусы, данные от рождения, называют предписанными. В то же время образованным, владеющим оп­ределенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает новые статусы, их называют достигаемыми.

В открытых, динамично развивающихся обществах дости­гаемые статусы имеют существенно большее значение, чем пред­писанные. Конечно, и сегодня достичь высокого социального по­ложения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социаль­ных низов. Но целеустремленность, трудолюбие, поддержка род­ных становятся важным ресурсом человека и помогают преодо­леть неблагоприятные «стартовые» условия. С понятием социального статуса связано другое понятие — «престиж».

Престиж (от франц. prestige — влияние, уважение, ко­торыми пользуется кто-либо) — это оценка обществом или со­циальной группой общественной значимости тех или иных по­зиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы в экономические вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рес­тораны и т. д. Понятием «авторитет» обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их чле­нов. Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть про­фессия, должность, вид деятельности, авторитетным — вполне определенный, конкретный человек.

Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм. Именно с их помощью общество предъявляет своим представителям те требования, которым долж­но удовлетворять их поведение. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социаль­ных норм и духовных ценностей называется социализацией. Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Особенно эти контакты важны в раннем возрасте. В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно учит­ся видеть себя так, как его видят другие, у него развивается самопознание. С этого момента, считают психологи, можно го­ворить о социальной личности.

 Социализация личности продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих исследователей, сопровождает человека всю жизнь. Социализация взрослого человека — это освоение им но­вых социальных ролей: работника, родителя, супруга, руково­дителя и многих других.

Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в малой семье, конечно, являются родители. В большой семье воспиты­вают все: родители, старшие братья и сестры, бабушки и де­душки. Семья обеспечивает человеку его первичный социаль­ный статус. В традиционном обществе она определяет социальное положение личности практически на всем протяжении ее жиз­ни.

Как правило, родители стараются быть достойными воспи­тателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бы­вает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций, препятствующих полноценной социализации ребенка, к сожалению, немало.

Одним из главных «социализаторов» каждого человека в современном обществе является школа. Это стало возможным, когда школьное образование в большинстве стран стало не толь­ко доступным, но и обязательным. Через систему учебных за­нятий, организованных форм общения учащихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накоплен­ные обществом знания, общепринятые социальные нормы, ду­ховные ценности. Она ориентирует подростка в основных видах деятельности, готовит к их освоению.

Долгое время в школьном образовании господствовало от­ношение к ученику лишь как к объекту педагогического воз­действия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвое­ние им норм и ценностей должно проходить в единстве с само­развитием, самоизменением личности. Сегодня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресурсы и возможности — важ­нейшая задача школы.

В современном обществе большую роль в социализации лич­ности играют средства массовой информации. Нынешний школь­ник проводит перед экраном телевизора, очевидно, не меньше времени, чем за учебниками.

Одной из сторон социализации является социальная адап­тация.

Слово «адаптация» происходит от латинского adaptiо — при­способляю. Социальная адаптация — это процесс приспособле­ния человека к меняющейся социальной среде с помощью раз­личных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятель­ности, они предпочитают те, которые не требуют согласованно­го, совместного труда. Такие «раки-отшельники» — частые пер­сонажи литературных произведений.

Однако большинство людей стремится органично вписать­ся в окружающую социальную среду. Свойство адаптации при­суще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Адаптация но­сит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности.

 

 

Вопросы

1. Что такое социальный статус личности?

2. Какие позиции включает прирожденный статус; достигаемый

статус?

3. В чем сущность процесса социализации?

4. Какие институты общества помогают в процессе социализации личности?

5. Раскройте содержание понятия «социальная адаптация»

6. Определите свой статусный набор, поделив статусы на предписанные и достигаемые.

7. Приведите примеры социальных ролей, с которыми вы сталкиваетесь в жизни, и ожидаемого, в зависимости от роли, поведения. Разделите их на позитивные и негативные.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: