Тема № 9. Западноевропейское искусство XVII века

 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА:

1. Многосторонняя и активная связь искусства с реальной действительностью, с самыми разнообразными её явлениями.

2. Мир – это безграничное, изменчивое и противоречивое единство, с которым неразрывен человек.

3. Усиление интереса к конкретной личности, к индивидуальным особенностям физического облика и характера человека → расцвет портретного искусства, развитие психологического портрета.

4. Новое представление о мире → стремление глубже познать жизнь, её многообразие, её сложные взаимосвязи с человеком → иное восприятие природы → важные открытия в передаче пространства, освещения → развитие пейзажа.

5. Развитие бытового и исторического жанра (античная история), натюрморта; изображение животных.

6. Расцвет садово-паркового искусства. Французские (регулярные) и английские (пейзажные) парки. Создание грандиозных дворцовых ансамблей и появление смелых градостроительных идей.

 

   

7. Два больших стиля в 17 веке: барокко и классицизм.

 

II. БАРОККО:

1. В переводе с итальянского «barocco» - странный, вычурный, причудливый; с португальского – «жемчужина неправильной формы».

2. Противоречивый стиль, соединивший черты мистики, фантастичности, экспрессии. Стиль построен на контрастах и асимметрии, тяготеет к грандиозности и перегружен декоративными мотивами.

3. Барокко тесно связано с монархией, аристократией и высшим духовенством, прославляет и пропагандирует их могущество. Наибольшее развитие получило в тех странах, где торжествовали феодальные силы и церковь (Италия, Испания, Португалия, Фландрия, Германия, Австрия). Ни во Франции, ни в Голландии не получило большого развития.

4. Барокко строится на противопоставлениях, используются неожиданные композиционные эффекты, сочетается реальность и вымысел, чувственность и религиозность. В живописи предпочитаются цветовые пятна, светотеневые контрасты, за счёт которых создаётся форма композиции.

Художники:

Гвидо Рени, Караваджо (Италия), Рембрандт (Голландия), Рубенс (Фландрия), Эль Греко (Испания).

 

III. КЛАССИЦИЗМ:

 

1. Пришёл на смену барокко из Франции в 30-е годы 17 века. В переводе с лат. «classicus» – образцовый. Происходит укрепление высокой дисциплины разума, чувства ответственности личности за свои поступки, интереса к государственным проблемам.

2. Классицизм рассматривал мир как разумно организованный механизм → рационализм в искусстве, стремление к разуму и порядку. В центре – образ человека, для которого важны моральные элементы, понятия о норме и добродетели. Резко противопоставлялись добро и зло, возвышенное и низменное.

3. Античный мир явился образцом гармоничного общественного устройства. Идеализация сюжетов.

4. Обязательное условие художественного произведения – это симметрия, возвышенность художественного языка, подчас чрезмерная патетика.

Художники:

Лоррен, Пуссен (Франция).

 

IV. РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИСКУССТВЕ:

 

1. Непосредственный контакт с жизнью, с натурой, с действительностью.

2. Реалистические черты искусства больше проявлялись там, где побеждали буржуазные отношения в обществе (Голландия, Англия).

3. Развиваются жанры в живописи: бытовая картина, жанровая сценка, портрет, натюрморт.

Художники:

Веласкес (Испания), Снейдерс (Фландрия), Ян Вермеер (Нидерланды).

ВОПРОСЫ:

1) В чём своеобразие барокко, и каковы его отличия от искусства Возрождения?

2) Укажите некоторые отрицательные стороны классицизма?

3) Почему реализм в 17 веке нельзя считать стилем?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: