Формирование коммуникативной культуры дошкольников

 в процессе танцевального творчества

Сообщение из опыта работы

 

Бушуева Снежанна Борисовна

Музыкальный руководитель

 

Пермь, 2020г.

Современная картина детства, как и картина всего мира, сильно изменилась за последние десятилетия: произошло заметное изменение игрушек, детской игры, психологического и физического статуса ребенка; появилась новая детская литература и “густое” информационное пространство. Произошли перемены в социальном окружении ребенка, которое сегодня состоит в основном из взрослых: малодетные семьи и отсутствие дворовых детских сообществ ведет за собой сбой в передаче от одних детей другим составляющих детской субкультуры. Немаловажен также все ускоряющийся темп жизни и детей, и родителей.

Задача педагогов дошкольного образования – правильно и умело помочь ребенку приобрести социальную компетентность, суть которой составляет сформированность социальных навыков.

Танец, танцевальная игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.

Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков и умений детей оказывают хороводные танцы и игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации. Фактически коммуникация в хороводах содержит различные уровни эмоционального взаимодействия, тактильное общение, невербальные формы с элементами мимики и пантомимики.

При этом, хороводы доступны ребенку, потому что они:

· просты по содержанию;

· музыкальны;

· имеют установку на забаву, развлечение.

Но не будем отходить и от современности. Дети любят современные танцы. Им нравится двигаться под ритмичную танцевальную музыку. Простая, доступная музыка будит их фантазию, увлекает. Ребёнок учится слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. В танцах музыка помогает детям следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.

Танец – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания детей дошкольного возраста со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Средства общения в танце облегчают взаимодействие и взаимопонимание партнеров.

В процессе изучения танцев дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое. Формируется динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развитие эмпатии и сочувствия к партнеру. Танцы и танцевальные игры способствуют развитию эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребёнка выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении.

 

И в заключении ещё раз хотелось бы отметить, что общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса развития детей. Танцы, хороводы, различные игры, включающие в себя танцевальные элементы являются действенным фактором социализации (куда входят и коммуникативные навыки) и развития личности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: