Древние песни, исполнявшиеся при обходе вокруг кладбища во время общественных поминовений предков – в «родительские дни»

Хороводные и игровые песни

2. Спеть на выбор:

· «Я селезня любила»;

· «Как во поле гречка расцветала».

Крылатое выражение «Ижицу прописать».

 

 Особую группу составляют игровые и хороводные песни. Игровыми называются песни, связанные с исполнением различных игр. Хороводные песни исполнялись в хороводе. Исполнение их было связано с определенными хореографическими движениями и действиями. В древности игровые и хороводные песни выполняли обрядовую, магическую роль. С помощью слова и действия человек заклинал природу и судьбу. Движение по кругу имитировало движение солнца, круговорот роста растений.

По тематике игровые и хороводные песни делятся на следующие группы:

1. песни о земледельческом труде (в них изображались известные сельскохозяйственные работы);

2. песни о выборе невесты;

3. песни на семейную тематику (в них изображались бытовые и семейные сценки);

4. шуточные и сатирические песни;

древние песни, исполнявшиеся при обходе вокруг кладбища во время общественных поминовений предков – в «родительские дни».

Наиболее древние песни – о земледельческом труде и те, которые исполнялись при обходе кладбища. В них мы можем найти много архаических мотивов. Например, в песне «А мы просо сеяли» воспроизводится древний тип обмолота зерна – вытаптывание ногами и с помощью коней.

Когда-то игровые и хороводные песни входили в цикл весенне-летних календарных песен, но уже в XVI в. выделились из обрядовой поэзии и стали самостоятельным жанром. Со временем функция этих песен изменилась, стала утилитарной, так как они помогали общению молодежи. В старой русской деревне это была единственная форма развлечения, дающая возможность для знакомств и завязывания брачных связей. Исследователи рассматривают их то как песни обрядовые, то как внеобрядовые лирические, ибо они находятся где-то на грани между теми и другими.

Обычно они исполнялись молодежью. Игры и хороводы устраивались в весенние праздники на лугу, а зимой в больших избах на «вечёрках» – увеселительных собраниях молодежи. Во время весенних хороводных гуляний и игр молодые люди знакомились, присматривались друг к другу. В играх обнаруживались симпатии парней и девушек.

Многие игры имели «поцелуйную» концовку, которая давала возможность молодежи проявить свои чувства. Примером такой песни может служить «Дрема», весьма популярная игра в начале XX в. и вплоть до войны. Сюжет песни: посреди избы на стул усаживали девушку, изображавшую «Дрему». Хоровод ходил вокруг нее и пел, повторяя дважды каждую строку:

Сидит Дрема, сидит Дрема

Сидит Дрема, сама дремлет, сама спит.

Вставай, Дрема, вставай, Дрема,

Вставай, Дрема, в хоровод, в хоровод.

Далее Дреме предлагается выйти на народ, выбирать себе, «кого хошь», сажать на коленочки себе и целовать. Дрема выбирала того парня, который ей нравился. Далее все повторялось, но с другой парой. Песня была очень удобна для того, чтобы девушка, не уронив своего достоинства, могла показать свою симпатию к парню. Близка к этой песне «Со вьюном я хожу» – тоже очень популярная песня о выборе жениха, заканчивающаяся поцелуем.

Игровые песни очень просты по композиции. В большинстве из них дается последовательное описание действий, которые выполняют играющие. Чаще всего песню исполняет хор. Используется и форма диалога хора и разыгрывающего сцену, например, при игре «Я селезня любила».

Существуют также хороводно-игровые песни. Исполнение их обязательно сопровождается игровыми действиями, обусловленными содержанием песни. Среди песен этого типа были широко распространены песни «А мы просо сеяли», «Уж я сеяла, сеяла ленок», «Заинька», «На горе-то мак, мак» и многие другие.

Формы разыгрывания хороводно-игровых песен могут быть различными. Наиболее распространенный вариант, когда в кругу находится один человек и под пение хоровода разыгрывает содержание песни. В кругу могут находиться два человека, которые разыгрывают, иллюстрируют содержание песни. Иногда в разыгрывании песни участвует весь хоровод. Хоровод может разделиться на две партии играющих (два полухора) и под пение песни двигаться навстречу друг другу (например, в песнях «А мы просо сеяли» и «Бояре, а мы к вам пришли»).

Большое распространение в народе имели собственно хороводные песни на любовную, семейную тематику, шуточные и сатирические. Их содержание не разыгрывалось. Чаще всего любовные песни исполнялись от имени девушек. В них выражались мечты о любви и счастливом браке с «ровнюшкой». Были песни и от имени «добра молодца» – неженатого парня, который размышляет о том, кто будет его суженой («Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке»).

В хороводах разрешалось принимать участие не только девушкам, но и «молодкам» – молодым женщинам. Поэтому совершенно естественно, что темой многих хороводных песен стали семейные отношения «молодки» с мужем и членами его семьи. Чаще в песнях показывается, что отношения в семье складываются трудно, «молодка» не может угодить свекрови, свекру, деверьям и золовкам. Ее все бранят, и только муж заступается за нее.

Часто в песнях шуточных и сатирических изображаются строптивые «молодки» и жены, не подчиняющиеся приказам мужа и его родителей. Частый мотив – молодая жена без разрешения уходит в хоровод, ее зовут домой поочередно все домочадцы, но она не идет домой, не слушает.

Сущность семейных хороводных и хороводно-игровых песен точно определил В.Я. Пропп: «Семейные хороводные и игровые песни по своим темам мало чем отличаются от песен проголосных: в них отражается та же семейная жизнь и те же неблагополучные семейные отношения. Но тон их совершенно иной. То, что в голосовых песнях показано с трагической стороны, здесь показано со стороны комической. Трагедия превращается в веселый фарс. Это – один из способов преодоления невзгод. Трагический герой или трагическая героиня протяжных песен здесь стряхивают с себя горе и выходят из борьбы победителями».

В хороводных песнях используются, как и в традиционных лирических, такие композиционные формы, как монолог, диалог и повествование. Примером монологического построения является песня «Я по сеням шла», «Я пойду ли, молодешенька». В форме диалога построена хороводная песня «Ой, мы просо сеяли, сеяли». Сюжетно-повествовательной с введением монолога является песня «Вдоль да по речке».

Для хороводных песен характерно двухчленное и трехчленное построение. Примером трехчленного построения может служить та же песня «Вдоль да по речке». В каждой из трех частей вначале повествуется о том, что молодец идет возле речки и разговаривает со своими кудрями: кому они достанутся, кто их будет расчесывать. В первой части говорится о том, что кудри доставались «старой бабушке чесать». «Она их не чешет, она их не гладит, Только волосы дерет».

Во второй части кудри достаются молодой вдове, которая тоже их дерет. Третья часть противопоставляется двум первым:

Доставались кудри, доставались русы

Красной девушке чесать.

Она их и чешет, она их и гладит, –

Волос к волосу кладет.

Поэтический стиль игровых и хороводных песен в основном таков же, как и стиль протяжных лирических песен. В них используются постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица, русы кудри, зеленый луг, высокий терем и т.д.). Часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (матушка, батюшка, дубравушка, перинушка, травушка, муравушка и др.).

Плясовые песни отличаются от всех других более быстрым темпом исполнения, четким ритмом. По своей тематике и эмоциональному тону они близки к игровым и хороводным песням. Встречается много плясовых песен шуточного и сатирического характера, например, «Дуня-тонкопряха». В плясовых песнях нередко имеются припевы: «Ой, калина, ой, малина», «То-то люли, то-то люли, то-то люшеньки мои» и др.

2.

· 1. Я селезня любила, я сизого любила.

Припев: Лели, лели селезень, молодой селезень.

    2. Я селезня любила, рубашку ему купила.

Припев: Люли, люли селезень, молодой селезень,

          В рубашке розовой.

3. Я селезня любила, жилетку ему купила.

Припев: Лели, лели селезень, молодой селезень.

          В рубашке розовой.

          В жилетке черненькой.

4. Я селезня любила, часы ему купила.

Припев: Лели, лели селезень, молодой селезень.

          В рубашке розовой.

          В жилетке черненькой.

При часах селезень

5. Я селезня любила, цепочку ему купила.

Припев: Лели, лели селезень, молодой селезень..

          В рубашке розовой.

          В жилетке черненькой.

При часах селезень

          При цепочке золотой.

6. Я селезня любила шляпу ему купила.

Припев: Лели, лели селезень, молодой селезень.

 В рубашке розовой,

В жилетке черненькой,

При часах селезень,

         При цепочке золотой.

В черной шляпе со пером.

7. Я селезня любила, платочек ему купила.

Припев:  Лели, лели селезень, молодой селезень.

 В рубашке розовой,

В жилетке черненькой,

При часах селезень,

          При цепочке золотой.

В черной шляпе со пером.

При платочке кружевном.

8. Пошёл наш селезень, пошёл наш молодой

          Во зелёный сад гулять, свою утицу искать.

Припев: Лели, лели селезень, молодой селезень.

9. Нашёл наш селезень свою утицу.

          Поди утица домой, поди серая домой,

          У тебя семь детей, а восьмой селезень.

 

· Как во поле гречка расцветала,

Как по полю зайка чебыряла.

Я бы эти ножки мала,

Я б не так почебыряла,

Как та зайка, чебыряйка.

Припев: Чер,быр, быр, да,

Чер,быр, быр, да,

Чер,быр, быр, да,

Чер,быр, быр.

 

3.В наши дни уже не грозят "прописать ижицу". Нет смысла грозить ею нерадивым ученикам по двум причинам: во-первых, никто теперь не помнит, какой вид имела эта буква, последняя в старом русском алфавите; во-вторых, ребят давно перестали пороть плетками.
Дело в том, что "ижица" выглядела, как римское "пять" (V), и чем-то немного напоминала перевернутый кнут. "Прописать ижицу" означало выпороть, выдрать, а в более широком смысле - устроить кому-либо головомойку, крепкий нагоняй.
Словом, очень хорошо, что этой буквы нет в нашей современной азбуке!




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: