Дисциплина: Страхование и сертификация перевозочного

План занятия №25

Тема занятия: «Сертификация, ее система и характеристика.»

Цель занятия: изучить основные положения об сертификации, ее системе и характеристики.

Планируемые результаты:

- образовательные формирование знаний об основах сертификация, ее система и характеристика.

- развивающие - развитие памяти, владение языковыми средствами: умение логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

- воспитательные развитие логического мышления, пространственного воображения необходимого для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования

Вид занятия: лекция

План занятия:

1. Состояние проблемы обеспечения качества работы автомобильного транспорта.

2. Цель, задачи и принципы сертификации на автомобильном транспорте.

3. Формирование системы сертификации на автомобильном транспорте

4. Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

5. Область применения системы. 

Оснащение: мультимедийный комплекс, презентация.

Литература:

1. https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-problemy-razvitiya-avtomobilnogo-transporta-v-rossiyskoy-federatsii

2. https://mirznanii.com/a/221523/sertifikatsiya-na-avtomobilnom-transporte/

3. Формирование системы сертификации на АТ

4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45225/

5. http://docs.cntd.ru/document/901702507

6. https://lektsii.org/12-43063.html

 

Преподаватель: Бондаренко М.С.

Тема занятия: «Сертификация, ее система и характеристика»

План занятия:

1. Состояние проблемы обеспечения качества работы автомобильного транспорта.

2. Цель, задачи и принципы сертификации на автомобильном транспорте.

3. Формирование системы сертификации на автомобильном транспорте

4. Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

5. Область применения системы. 

Вопрос 1. Состояние проблемы обеспечения качества работы автомобильного транспорта.

 

Автомобильный транспорт является одним из главных загрязнителей окружающей среды и источником постоянной опасности на дорогах. За последние пять лет его доля в загрязнении атмосферы возросла с 13 до 50% и продолжает неуклонно расти.

Накопление выброшенного автомобилями углекислого газа создает явление “парникового эффекта”, а окислы азота и серы, соединяясь с парами воды, вызывают “кислотные дожди”, отравляющие растительность и животный мир. Сжигание в двигателях автомобилей этилированного бензина приводит к выбросу высокотоксичных соединений свинца, имеющих свойство накапливаться в растениях и организмах животных и людей.

Развитие автотранспорта требует отторжения больших земельных участков под строительство гаражей, автопредприятий, автомобильных дорог, что выводит из естественного землепользования значительные площади.

Работа автотранспорта способствует накоплению различного рода отходов и мусора, создавая свалки и засоренные территории непригодные для развития сельского хозяйства.

Известно, что качество работы автомобильного транспорта, призванного обеспечивать все нужды государства и населения в перевозках грузов и пассажиров, зависит от многих причин, основными из которых являются следующие:

– наличие необходимого парка подвижного состава и его техническое состояние, обусловленное состоянием производственно-технической базы по техническому обслуживанию и ремонту этого состава;

– действия соответствующих организационных структур, обеспечивающих его работу в условиях рыночных отношений;

– наличие соответствующей правовой основы функционирования автотранспорта в рамках законодательства Российской Федерации.

В настоящее время, вопросам охраны окружающей среды и защиты прав автотранспортников со стороны государства уделяется большее внимание. Усилиями Госстандарта, министерства транспорта, МВД и Госкомприроды РФ разработана и внедряется в практику работы автотранспорта система сертификации, призванная повысить качество и эффективность его работы, обеспечить правовую защиту интересов потребителей и снизить негативные последствия от эксплуатации автотранспортных средств.

В развитых странах мира созданы и функционируют, ориентируясь на международные правила, национальные системы сертификации, а также системы контроля технического состояния автотранспортных средств.

Основной системой сертификации в Российской Федерации является Система сертификации ГОСТ Р, созданная под эгидой Госстандарта. Разработаны и действуют также другие системы сертификации, например Система “Автобиржа”, Система Международной ассоциации качества “СовАсК”.

Система сертификации способствует более равномерному насыщению рынка транспортных услуг за счет создания конкурентной среды. Введение этой системы обеспечивает накопление на государственном уровне объективной информации о транспортных средствах и их количестве, перевозчиках, характере транспортной работы, что позволит принимать решения, связанные не только с сертификацией, но и с лицензированием, политикой цен и тарифов, их регулированием в целях развития автотранспорта на перспективу.

Известно, что качество работы автомобильного транспорта в значительной мере зависит от оснащенности автопредприятий гаражным оборудованием. Гаражное оборудование, выпускавшееся до настоящего времени предприятиями Российской Федерации, имело низкий технический уровень, было опасно в работе для персонала и окружающей среды. В этих условиях, наиболее действенной мерой по повышению безопасности и технического уровня гаражного оборудования является его сертификация.

Важное значение в повышении качества работы автотранспорта и защите окружающей среды имеет рациональное и технически грамотное использование топлив и смазочных материалов. В условиях рыночных отношений, в мелких автопредприятиях и у владельцев единичных транспортных средств, произвольное использование топлив, смазок, различного рода присадок и промывочных жидкостей способствует резкому увеличению износа транспортных средств, увеличению выброса в атмосферу окислов азота, свинца, сажи. Введение сертификации нефтепродуктов и автопрепаратов позволит защитить интересы автотранспортников и существенно снизить загрязнение окружающей среды выбросами от использования топлив и смазок в процессе эксплуатации автотранспорта.

Таким образом, проблема обеспечения качества работы автотранспорта, с учетом всей ее сложности и важности, в значительной мере может быть решена посредством создания и функционирования системы сертификации.

 


 

Вопрос 2. Цель, задачи и принципы сертификации на автомобильном транспорте.

 

Создание и развитие системы сертификации на автомобильном транспор­те в настоящее время является одним из приоритетных направлений государст­венной политики в отрасли.

Цивилизованный рынок не может функционировать, если в его системе отсутствуют единые нормы, правила, законы. Участники рыночных отношений должны знать правила “игры” и следовать им.

Особую важность эта проблема приобретает на автомобильном транспор­те, который является источником повышенной опасности.

Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтвер­ждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (про­давца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

- создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в между­народном экономическом, научно-техническом сотрудничествах и междуна­родной торговле;

- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здо­ровья и имущества;

- подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготови­телем.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Отношения в области сертификации регулируются законодательными ак­тами Российской Федерации. К нормативным документам, используемым при обязательной сертификации, относятся законы Российской Федерации, госу­дарственные стандарты (в том числе принятые в Российской Федерации межго­сударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие доку­менты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции. Деятельность по серти­фикации основана на законах Российской Федерации “О защите прав потреби­телей”, “О сертификации продукции и услуг”, постановление Правительства РФ “Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертифика­ции, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации”.

Организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуще­ствляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сер­тификации (Госстандарт Росси). По отдельным видам продукции организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляют другие госу­дарственные органы управления РФ, если это предусмотрено законодательны­ми актами РФ.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольную сертификацию могут проводить юридические лица, взяв­шие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистриро­вавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте России, а также органы по обязательной сертификации (в пределах их области аккреди­тации).

При сертификации должно осуществляться информирование изготовите­лей, потребителей общественных организаций, органов по сертификации, ис­пытательных лабораторий, а также всех других заинтересованных предприятий, организаций и отдельных лиц о правилах и результатах аккредитации и серти­фикации, участниках сертификации.

При сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информа­ции, составляющей коммерческую тайну.

Задачи сертификации. Посредством сертификации потребителю гарантируется, что изделие (услуга) с определенной степенью уверенности (не абсолютной) соответствует требованиям действующих документов, независимо от того, когда, кем и где оно произведено или выполнено.

Создание и функционирование сертификации на автомобильном транспорте связано с решением следующих задач:

- обеспечение высокого технического уровня техники, материалов, оборудования, поставляемых и используемых на автотранспорте;

- обеспечение регламентируемого технического состояния автомобильной техники и ее безопасной технической эксплуатации;

- обеспечение высокого качества и безопасности услуг в сфере грузовых и пассажирских перевозок;

- обеспечение безопасности иной производственной деятельности предприятий, организаций автомобильного транспорта;

- обеспечение безопасности дорожного движения.


 

Вопрос 3. Формирование системы сертификации на автомобильном транспорте

 

Главной целью создания и функционирования системы сертификации на автомобильном транспорте является содействие развитию экономики страны и повышению эффективности работы автомобильного транспорта с учетом тре­бований безопасности его функционирования для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан. Эта проблема решается путем получения объ­ективной и достоверной оценки соответствия объектов сертификации норма­тивным документом в сфере транспорта и выдаче на этой основе сертификатов соответствия.

Объектами сертификации на автомобильном транспорте являются: про­дукция, услуги и иные объекты, которыми могут являться процессы, работы, системы качества и пр.

К сертифицируемой продукции относятся изделия, используемые на ав­томобильном транспорте в качестве предметов и средств труда:

- автотранспортные средства (автобусы, грузовые и легковые автомобили, специальные и специализированные автомобили и др.);

- эксплуатационные материалы (нефтепродукты и автопрепараты);

- гаражное оборудование;

К услугам могут быть отнесены:

- перевозки пассажиров и грузов;

- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.

Создание и функционирование сертификации на автомобильном транс­порте связано с решением следующих задач:

- обеспечение высокого технического уровня техники, материалов, обо­рудования, поставляемых и используемых на автотранспорте;

- обеспечение регламентируемого технического состояния автомобильной техники и ее безопасной технической эксплуатации;

- обеспечение высокого качества и безопасности услуг в сфере грузовых и пассажирских перевозок;

- обеспечение безопасности иной производственной деятельности пред­приятий, организаций автомобильного транспорта;

- обеспечение безопасности дорожного движения.

Система сертификации на автомобильном транспорте строится в соответ­ствии с правилами и процедурами Российской системы сертификации и пред­ставляет собой комплекс систем сертификации однородной продукции по раз­личным направлениям деятельности в сфере автомобильного транспорта.

Создание системы сертификации на автомобильном транспорте основано на следующих принципах:

- интеграция, позволяющая взаимодействовать с другими системами сер­тификации;

- бездискриминационный доступ к участию в системе любого юридиче­ского и физического лица;

- развитие системы, обеспечивающее создание новых систем в отдельных конкретных областях;

- независимость создаваемых органов по сертификации от производите­лей и потребителей, что обеспечивает сертификацию “третьей стороны”.


-Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Система сертификации услуг по ТО и Р автотранспортных средств введе­на в действие в 1993 г. постановлением Госстандарта России.

Система предназначена для проведения на территории России обязатель­ной сертификации соответствия услуг по ТО и Р автотранспортных средств требованиям безопасности для защиты здоровья и имущества граждан, а также окружающей среды, установленным действующими стандартами и другими нормативными документами.

Основным организационно-правовым документом системы является до­кумент “Система сертификации ГОСТ Р. Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств”, который устанавливает организационную структуру системы, определяет функции ее участников и по­рядок проведения сертификации услуг по ТО и Р автотранспортных средств, а также специфических понятий сферы услуг по ТО и Р (“услуга”, “потребитель”, “исполнитель” и др.) и “Правила предоставления услуг по техническому об­служиванию и ремонту автотранспортных средств”.

Постановлением Госстандарта России от 06.04.2001 г. № 33 утверждены “Правила сертификации услуг (работ) по техническому обслуживанию и ре­монту автомототранспортных средств”. Данные правила являются основопола­гающим документом системы, которые устанавливают основные принципы обязательной сертификации услуг (работ) по ТО и ремонту автомототранс­портных средств, организационную структуру системы сертификации услуг по ТО и Р, а также порядок сертификации услуг (работ) по ТО и Р.

Правила распространяются на легковые и грузовые автомобили, автобу­сы, специальные и специализированные автотранспортные средства, мототех­нику и прицепной состав и их составные части.

Организационную структуру системы сертификации услуг по ТО и Р ав­тотранспортных средств образуют:

- национальный орган по сертификации - Госстандарт России;

- центральный орган по сертификации - Департамент автомобильного транспорта Минтранса России;

- апелляционные комиссии;

- методические центры системы;

- органы по сертификации услуг по ТО и Р автотранспортных средств;

- исполнители услуг (заявители).

В системе приведен перечень конкретных услуг, а также нормативных документов, на соответствие которым проводится обязательная сертификация услуг по ТО и Р.

Сертификация услуг по ТО и Р автотранспортных средств в общем случае включает в себя:

- подачу заявки на сертификацию;

- принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;

- оценку мастерства исполнителя или процесса оказания услуги, системы качества;

- проведение сертификационных проверок результата услуги;

- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности вы­дачи сертификата соответствия;

- выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;

- осуществление инспекционного контроля за сертифицированной услу­гой;

- корректирующие мероприятия при нарушении соответствия услуги ус­тановленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

- публикацию информации о результатах сертификации.

Орган сертификации обязан:

- проводить сертификацию продукции по правилам системы сертифика­ции в пределах области аккредитации, выдавать сертификаты соответствия ус­тановленного образца;

- выдавать разрешения (лицензии) на применение знаков соответствия держателям сертификатов соответствия;

- приостановить (прекратить) деятельность по сертификации в случае приостановления действия (отмены) аттестата аккредитации и (или) приоста­новления действия (аннулирования) разрешения (лицензии);

- создавать необходимые условия для проведения аккредитирующим ор­ганом инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации, в том числе обеспечивать доступ лиц, уполномоченных на проведение инспекци­онного контроля, представление или необходимой документации, ознакомле­ние их с результатами проверок деятельности, проведенных самим органом по сертификации, участие персонала органа в инспекционном контроле, оплату инспекционного контроля в соответствии с установленным порядком;

- представлять в аккредитующий орган информацию о деятельности ор­гана по сертификации;

- своевременно извещать аккредитирующий орган о связанных с деятель­ностью по сертификации структурных и качественных изменениях, также из­менениях юридического адреса и платежных реквизитов;

- обеспечивать по договоренности с заявителем конфиденциальность ин­формации, полученной при проведении сертификации;

- представлять заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.


 

Вопрос 4. Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

 

Система сертификации услуг по ТО и Р автотранспортных средств введе­на в действие в 1993 г. постановлением Госстандарта России.

Система предназначена для проведения на территории России обязатель­ной сертификации соответствия услуг по ТО и Р автотранспортных средств требованиям безопасности для защиты здоровья и имущества граждан, а также окружающей среды, установленным действующими стандартами и другими нормативными документами.

Основным организационно-правовым документом системы является до­кумент “Система сертификации ГОСТ Р. Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств”, который устанавливает организационную структуру системы, определяет функции ее участников и по­рядок проведения сертификации услуг по ТО и Р автотранспортных средств, а также специфических понятий сферы услуг по ТО и Р (“услуга”, “потребитель”, “исполнитель” и др.) и “Правила предоставления услуг по техническому об­служиванию и ремонту автотранспортных средств”.

Постановлением Госстандарта России от 06.04.2001 г. № 33 утверждены “Правила сертификации услуг (работ) по техническому обслуживанию и ре­монту автомототранспортных средств”. Данные правила являются основопола­гающим документом системы, которые устанавливают основные принципы обязательной сертификации услуг (работ) по ТО и ремонту автомототранс­портных средств, организационную структуру системы сертификации услуг по ТО и Р, а также порядок сертификации услуг (работ) по ТО и Р.

Правила распространяются на легковые и грузовые автомобили, автобу­сы, специальные и специализированные автотранспортные средства, мототех­нику и прицепной состав и их составные части.

Организационную структуру системы сертификации услуг по ТО и Р ав­тотранспортных средств образуют:

- национальный орган по сертификации - Госстандарт России;

- центральный орган по сертификации - Департамент автомобильного транспорта Минтранса России;

- апелляционные комиссии;

- методические центры системы;

- органы по сертификации услуг по ТО и Р автотранспортных средств;

- исполнители услуг (заявители).

В системе приведен перечень конкретных услуг, а также нормативных документов, на соответствие которым проводится обязательная сертификация услуг по ТО и Р.

Сертификация услуг по ТО и Р автотранспортных средств в общем случае включает в себя:

- подачу заявки на сертификацию;

- принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;

- оценку мастерства исполнителя или процесса оказания услуги, системы качества;

- проведение сертификационных проверок результата услуги;

- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности вы­дачи сертификата соответствия;

- выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;

- осуществление инспекционного контроля за сертифицированной услу­гой;

- корректирующие мероприятия при нарушении соответствия услуги ус­тановленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

- публикацию информации о результатах сертификации.

Орган сертификации обязан:

- проводить сертификацию продукции по правилам системы сертифика­ции в пределах области аккредитации, выдавать сертификаты соответствия ус­тановленного образца;

- выдавать разрешения (лицензии) на применение знаков соответствия держателям сертификатов соответствия;

- приостановить (прекратить) деятельность по сертификации в случае приостановления действия (отмены) аттестата аккредитации и (или) приоста­новления действия (аннулирования) разрешения (лицензии);

- создавать необходимые условия для проведения аккредитирующим ор­ганом инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации, в том числе обеспечивать доступ лиц, уполномоченных на проведение инспекци­онного контроля, представление или необходимой документации, ознакомле­ние их с результатами проверок деятельности, проведенных самим органом по сертификации, участие персонала органа в инспекционном контроле, оплату инспекционного контроля в соответствии с установленным порядком;

- представлять в аккредитующий орган информацию о деятельности ор­гана по сертификации;

- своевременно извещать аккредитирующий орган о связанных с деятель­ностью по сертификации структурных и качественных изменениях, также из­менениях юридического адреса и платежных реквизитов;

- обеспечивать по договоренности с заявителем конфиденциальность ин­формации, полученной при проведении сертификации;

- представлять заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.


 

Вопрос 5. Область применения системы.

 

В области сертификации одним из основных является Закон «О сертификации продукции и услуг». Настоящий закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Как уже отмечалось, сертификация подразделяется на обязательную и добровольную. В последнее время обязательная сертификация часто называется сертификацией в законодательно регулируемой области, а добровольная – в законодательно нерегулируемой. Рассмотрим причины разделения облатсей распространения сертификации.

Обязательная сертификация распространяется на продукцию и услуги, связанные с обеспечением безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. Законодательно закрепленные требования к этим товарам должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке и импортерами при ввозе на территорию России. Номенклатура товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, определяется Госстандартом России в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».

Объекты обязательной сертификации:

Продукция:

· товары машиностроительного комплекса;

· товары электротехнической, электронной и приборостроительной промышленности;

· медицинская техника;

· товары с/х производства и пищевой продукции;

· товары легкой промышленности;

· товары сырьевых отраслей и деревообработки;

· средства индивидуальной защиты органов дыхания;

· тара;

· изделия пиротехники;

· ветеринарные биологические препараты.

Услуги:

· бытовые;

· пассажирского транспорта;

· связи;

· туристские и экскурсионные;

· торговли;

· общественного питания;

· прочие.

Добровольная сертификация проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию, услуги или процессы государством не предусмотрено, т.е. когда стандарты или нормы не касаются требований безопасности и носят добровольный характер для товаропроизводителя, например, серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 о моделях систем качества на предприятиях. Потребность в добровольной сертификации появляется, как правило, когда несоответствие стандартам или другим нормативам на объекты сертификации затрагивает экономические интересы крупных финансово-промышленных групп, отраслей индустрии и сферы услуг. На рис. приведены группы объектов добровольной сертификации. Рассмотрим особенности сертификации данных групп.

Объекты добровольной сертификации:

Продукция:

· производственно-технического направления;

· социально-бытового направления.

Услуги:

· материальные;

· нематериальные.

Системы качества предприятий:

· при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;

· при производстве, монтаже и обслуживании;

· при контроле и испытании готовой продукции.

Персонал в области:

· неразрушающего контроля;

· оценки земли, недвижимости, автотранспорта;

· сварки и др.

Добровольной сертификации подлежит продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению требования по безопасности. В то же время ее проведение ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей, как надежность, эстетичность, экономичность и др. При этом добровольная сертификация не подменяет обязательную и ее результаты не являются основанием для запрета (поставки) продукции. Она в первую очередь направлена на борьбу за клиента. Это в полной мере касается и добровольной сертификации услуг.

Стандарт устанавливает основные принципы организации работ по сертификации систем качества (производств). При сертификации должны быть обеспечены: добровольность; бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации; объективность оценок; воспроизводимость результатов оценок; конфиденциальность; информативность; специализация органов по сертификации систем качества (производств); проверка выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере; достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества нормативным требованиям. Рассмотрим эти принципы более подробно.

Добровольность. Сертификация осуществляется только по инициативе заявителя при наличии от него письменной заявки (если иное не предусмотрено законом).

Бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации. К сертификации в регистре допускаются все организации, подавшие заявку и признающие установленные в нем принципы, требования и правила. Исключается любая дискриминация заявителя и любого участника процесса сертификации (цена, завышенная в сравнении с другими заявителями, неоправданная задержка по срокам, необоснованный отказ в приеме заявки и пр.).

Объективность оценок. Она обеспечивается независимостью органа по сертификации и привлекаемых им к работе экспертов от заявителя или других сторон, заинтересованных в результатах оценки и сертификации, а также полнотой состава комиссии экспертов (далее – комиссии).

В совокупности комиссия по сертификации должна знать стандарты на систему качества, владеть техникой проверки, знать особенности производства продукции и нормативные требования к ней. В составе комиссии должен быть специалист по виду экономической деятельности (отрасли хозяйства). При необходимости в состав комиссии могут быть включены специалисты по метрологии, экономике и др.

Область аккредитации (орган сертификации) - одна работа или несколько работ, на выполнение которых аккредитована конкретная организация (орган по сертификации). Область аккредитации оформляется соответствующим до­кументом, определяющим виды продукции или услуг.

 

Домашнее задание:

Выполнить конспект лекции в тетрадь до 22.04.2020;
Изучить конспект;

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: