Творческий проект
Выжигание по дереву
Панно «Наседка»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................................................
Глава 1. Основная часть, цели, задачи ……………
1.2. История ………………………………………………………………
Глава 2. Приемы выжигания.............................................................................
2.1.. Обоснование выбора материалов......................................................
2.2. Технология изготовления панно........................................................
Глава 3. Технология изготовления панно
3.1. Подготовка материала к выжиганию.
3.2. Инструменты и приспособления......................................................
3.3.Технологическая карта изготовления панно ……………….........
Глава 4. Экономическая оценка проекта.........…..……......................................
Глава 5. Экологическая оценка проекта...............................................…...........
Заключение.......…......................................................................….........
Список литературы.................................................................................
|
|
1.Введение
Обоснование выбора темы проекта.
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
Я с удовольствием занимаюсь выжиганием. Изготовила уже несколько разных картин. Их можно подарить маме или друзьям на день рождения, ими можно украсить квартиру.
Проблема: В продаже много подарков, но иногда трудно что-то подобрать или есть финансовые затруднения для приобретения подарка в магазине.
Цель: изготовить подарок для мамы своими руками – панно «Наседка».
Проектные шаги
- планированию этапов своих действий;
- выбор материала и способа действия;
- изготовление изделия.
Планируемый результат: панно «Наседка»
.
Изделие для выставки |
Изделие на продажу |
Изделие для школы |
Изделие для дома |
Банк идей |
Изделие для себя |
Изделие-подарок |
Изделие на заказ |
Цели и задачи проекта
Цель: изготовить панно «Наседка».
Задачи:
· изучить историю выжигания по дереву
· изучить основные приемы и правила выжигания по дереву
· сохранять и развивать традиции по художественной обработке дерева
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Узнатьисторические сведения о пирографии. |
Научитьсяосновным приемам и правилам выжигания по дереву |
Усовершенствовать – знания и умения по изготовлению изделий в технике «пирография». |
Изготовить панно «Наседка», используя технологически правильные приемы работы с выжигателем. |
|
|
Историческая справка
Выжигание, или правильнее сказать пирография- это рисование огнём, в переводе с древнегреческого. Очень красивый и занимательный вид творческого рукоделия.
Выжиганием по дереву люди стали заниматься очень давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700г. до н.э.. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно ещё в 9 - 10 веках. Сначала выжигали с помощью огня, потом стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.
Начиная с 17 века в Сергиевом Посаде выделилось производство деревянной игрушки, получившей название «Троицкой». А к концу 19 века началось массовое изготовление матрёшек, украшенных выжиганием. В начале прошлого века выжженными узорами начали украшать солонки, ковши, шкатулки.
В конце 19 века, в начале 20 в. выжигание стало популярным среди населения. Им стали увлекаться и высшие слои общества.
В это же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой с двумя отверстиями, с выходящими резиновыми трубками.
В середине 20 века появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно и детям. Кроме того, учёными новосибирского академгородка был придуман ещё один, дополнительный инструмент для выжигания. В этой технике, она называется «новосибирская тоновая пирография», вместо раскалённой иглы используется специальный прибор, представляющий собой духовую горелку, которая позволяет выжигать огнём, как кистью.
Выжигание осуществляется не только по древесине, а вообще по любому материалу, изменяющему внешний вид под воздействием температуры — ткани, кожи, бумаге, картону и др.
2. Приемы и способы выжигания
Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.
Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.
Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.
Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».
Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.
|
|
Способы выжигания.
Существует несколько способов выжигания: плоское, глубокое и кислотами.
Плоское выжигание - на одной плоскости.
Глубокое выжигание - рисунок уходит вглубь доски.
Я выбрал плоское выжигание.
2.1. Подготовка материала к выжиганию
Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола,
поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудестых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.
Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.
Я, чтобы облегчить себе работу, купила разделочную доску в магазине.
Разработка аналогов изделия
модель № 1 | модель № 2 |