Формообразующие частицы используются для образования
ü условного наклонения глаголов,
ü повелительного наклонения глаголов,
ü а также сравнительной и превосходной степени наречий и прилагательных.
Условное наклонение глаголов образуется с помощью частиц бы, б.
Повелительное наклонение образуется с помощью частиц давай, давайте, да, пусть, пускай.
А составные формы сравнительной и превосходной степени образуются с помощью частиц более, менее, самый.
Функции смысловых частиц еще более разнообразны.
В зависимости от функций различаются такие смысловые частицы:
Отрицательные: не, ни, вовсе не, отнюдь не, совсем не, далеко не.
Не хочу учиться! Ни минуты покоя! Вовсе не смешно!
Утвердительные: да, так, точно, ну да.
Да, я собрался! Это так! Я точно еду!
Вопросительные: ли, разве, неужели.
Не так ли? Разве это правда? Неужели так и есть?
Указательные: вот, вон, это.
Вот и настала весна. Вон какая большая башня! Чего это ты смеешься?
Усилительные: даже, ведь, просто, прямо, же, и, уж, всё- таки
Я даже удивился. Ты прямо сияешь. Уж и спросить нельзя!
Выделительно-ограничительные: только, лишь, хоть.
Я люблю только тебя. Лишь умный одолеет задание. Хоть ты помоги мне!
Сравнительные: словно, будто, как будто, как, точно.
Он как будто уехал. Ты точно испугался чего-то! Он как взбесился!
Восклицательные: что за, то-то, ну и.
Что за чудо! То-то и оно! Ну и диковинка!! Как прекрасен это мир!
Уточняющие: именно, как раз.
Это именно тот мальчик. Как раз это предложение подходит для концовки сочинения.
Выражающие сомнение, неуверенность: вряд ли, едва ли.
Мне вряд ли повезет. Едва ли это так.
Частица - С вносит в речь оттенок почтительности или иронии (Слушаю-с. Ну-с, что такое у нас тут случилось?)
Частица - КА - смягчает просьбу, побуждение (помолчи- ка, сходим- ка вместе).
Что же нам требуется запомнить?
Частица – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение (это смысловые частицы) и служит
Задания. Ответы (выслать).
1. Если бы не было войны, не погибли бы 20 миллионов человек, не было бы разрухи, следовательно, ресурсы бы тратились на создание новых предприятий, технологий, а не на восстановление разрушенных. Пусть всегда будет мир во всем мире!
1). Какова основная мысль текста?
2). Частицы какого разряда представлены в тексте?
3). Определите по названию разряда, для чего служат эти частицы?
4). Для образования, каких наклонений нам необходимы частицы?
Тест.
A1. Укажите предложение, в котором пишется частица НЕ
1) Я увидел н.. большое, а миниатюрное строение.
2) В воздухе нет н.. дуновения.
3) Он был н.. рыба н.. мясо.
4) Кругом н.. звука.
А2. Укажите ряд, в котором все частицы усилительные
1) ведь, уж, все-таки
2) только, лишь, уж
3) разве, ли, что ли
4) как, ни, не