Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

Урок по теме «ТЕМБР»

  Дирижер, крутой и своевольный,Жаждой бури явно обуян:В скрипках зыбь, в виолончелях волны,В контрабасах воет океан…

- Сегодня, слушая музыку, мы с вами нарисуем музыкальные картины. И у каждого из вас, они будут состоять из тех цветов, которые вы услышите в этих музыкальных произведениях. Ведь все мы слышим, казалось бы, одинаково, но воспринимаем звуки все по-разному.

Также мы определим роль тембра в создании музыкально-живописного образа произведения.

- Каждый музыкальный инструмент имеет своё неповторимое звучание, свой ТЕМБР и звучат все инструменты по-разному.

Несколько музыкальных инструментов могут сыграть одно и тоже. Мы сразу отличим по тембру один от другого.

Тембр в переводе с французского означает «окраска звука».

Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса.

Тембр в музыке ценится чрезвычайно высоко – не меньше, чем краска в живописи.

- На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с разными музыкальными произведениями и сможете ответить на вопрос: Почему тембры в музыке можно назвать музыкальными красками?

Музыка и цвет: о феномене цветного слуха.

Ещё в древней Индии сложились своеобразные представления о тесной взаимосвязи музыки и цвета. В частности, индусы считали, что в каждом человеке заложена своя мелодия и цвет.

Гениальный Аристотель утверждал в трактате «О душе», что соотношение цветов подобно музыкальным созвучиям.

В представлении пифагорейцейцев цвета спектра соответствовали семи музыкальным тонам.

ФЕНОМЕН «ЦВЕТНОГО» СЛУХА

Явление цветового видения музыки обнаруживали у себя некоторые выдающиеся музыкальные деятели. Великому русскому композитору Н.А. Римскому-Корсакову все тональности мажора и минора виделись окрашенными в определённые цвета. Австрийский композитор XX в. А. Шёнберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами инструментов симфонического оркестра. Каждый из этих выдающихся мастеров видел свои цвета в звуках музыки.

Сочинения Н.А. Римского-Корсакова музыковеды часто именуют «звуковой живописью». Такое определение связано с дивной изобразительностью музыки композитора. Оперы и симфонические композиции Римского-Корсакова насыщены музыкальными пейзажами. Выбор тонального плана картин природы отнюдь не случайный. Увиденные в синих тонах ми мажор и ми-бемоль мажор в операх «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Золотой петушок» употреблены для создания картин моря, звёздного ночного неба. Восход солнца в тех же операх написан в ля мажоре – тональности весенней, розовой. В опере «Снегурочка» ледяная девочка впервые появляется на сцене в «синем» ми мажоре, а её мать Весна-Красна – в «весеннем, розовом» ля мажоре. Проявление лирических чувств передано композитором в «тёплом» ре-бемоль мажоре – это и тональность сцены таяния Снегурочки, получившей великий дар любви. (по ходу рассказа сыграть на рояле тональности).

Портрет Н.А. Римского-Корсакова -Сейчас я вам предлагаю послушать тему «Шехеразады» из симфонической сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада». Обратите внимание на солирующий музыкальный инструмент. ♫ Н.А. Римский-Корсаков тема «Шехеразады» из симфонической сюиты «Шехеразада». - Думаю, вы узнали тембр скрипки. Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая ПЕВУЧЕСТЬ, поэтому ей нередко поручаются мелодии ПЛАВНОГО, ПЕСЕННОГО ХАРАКТЕРА, обладающего особой закруглённостью линий. -Как же передан образ Шехеразады в звучании скрипки? Слышится прелесть волшебной арабской ночи и нежный голос Шехеразады.

- Слушая фрагмент из сюиты, предлагаю вам мысленно подобрать цвета к музыке.
- Известна скрипка и ВИРТУОЗНОСТЬЮ, её способностью исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском.

- Предлагаю послушать«Полёт Шмеля» из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Вспомним литературный сюжет о полёте Шмеля.

Гости князю поклонились, Вышли вон и в путь пустились… Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился, Полетел и зажужжал; Судно на море догнал, Потихоньку опустился На корму - и в щель забился. Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, В царство славногоСалтана, И желанная страна Вот уж издали видна. Вот на берег вышли гости. Царь Салтан зовет их в гости, И за ними во дворец Полетел наш удалец.

- Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.
- Обратите внимание на то, что в произведении указан быстрый темп «виваче» - «живо». Стремительный полёт шестнадцатых ноток рисует нам кружащее движение Шмеля. Слушая фрагмент музыки, раскрасим следующий цвет радуги.

- В семейство струнных смычковых инструментов помимо скрипки входят АЛЬТ, КОНТРАБАС и ВИОЛОНЧЕЛЬ.

-Что мы знаем о характере звучания виолончели? Необычайная теплота и выразительность виолончели сближает её интонации с живым голосом – глубоким, волнующе-эмоциональным.
Эта удивительная способность виолончели звучать    необыкновенно  тепло    и

 Портрет С.В. Рахманинова

выразительно и позволило исполнять вокальные произведения в инструментальном переложении. «Вокализ» С.В. Рахманинова звучит с широким, всеохватывающим, пением. Слушая фрагмент музыки, выберем цвет третьего лепестка.

♫ С.В. Рахманинов «Вокализ» (в переложении для виолончели и фортепиано).
Предлагаю вам послушать это произведение, уже знакомое по 5 классу (тогда его исполнял детский хор).

Там, где требуются легкость, изящество и грация, царит флейта.

Прелестная «Шутка» И.С. Баха из Сюиты №2 для оркестра – пример такого изящно-юмористического звучания флейты. Предлагаю вам послушать это произведение.

♫И. С. Бах. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра.

Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность, грациозное остроумие как в «Мелодии» из оперы К.В. Глюка «Орфей и

Портрет И.С. Баха.

Эвридика», о которой мы говорили на одном из предыдущих уроков.

♫К.В. Глюк фрагмент «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

Прослушав все произведения сегодняшнего урока, мы увидели богатую палитру тембров (а ведь речь шла лишь о нескольких инструментах, на самом деле, вы знаете, что их гораздо больше).

Видим, что ТЕМБР – одно из важнейших выразительных музыкальных средств.

Давайте сделаем вывод: что мы сегодня узнали?

Портрет

К.В. Глюка

         

- Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр

- Музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи

-Тембр помогает «увидеть» музыкального героя (узнать и понять его характер).

- Музыка неотделима от тембра.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow