История создания. (более расширенный анализ)

Г. (1 час)

Тема № 96. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. (стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь,улица,фонарь,аптека»)

Учебник. Русский язык и литература,11 класс, базовый уровень, в 2-х частях, Часть 1, под ред. В.П.Журавлева, 3-е издание, М.: Просвещение, 2016 г.

Домашнее задание. Изучить стр.210-219, можно использовать методический материл. Пользуясь методическим материалом, прочитайте предложенные стихотворения и сделайте анализ (одного стихотворения на выбор)

Методический материал

Музыкальность поэзии А. А. Блока

Исследователи творчества А. А. Блока выделяют ряд особенностей музыкальности его поэзии. А музыкальность поэзии - вершина иерархии, в которую символисты выстраивали звукопроявления внешнего мира. Кратчайшую поэтическую формулировку этого восходящего к романтической эстетике звуковосприятия дал 18-летний А. Блок:

В ночи, когда уснет тревога,

И город скроется во мгле -

О, сколько музыки у бога

Какие звуки на земле!

"Звуки музыки - звуки природы - это гармония миров", в понимании символистов, что выделили и исследователи.

"Музыка" для Блока - это еще только путь к совершенству, это движение - внутренняя сущность любого явления, а музыка - основа всякого вида искусства. По словам Т. Манна, "мысль, образное слово, драматический прием и звук настолько неразрывно сливаются..., что это слияние уже перестает быть музыкой". Что мы и наблюдаем в стихах А. Блока.

Исследователи поэтики Блока (Д.Самойлов, А. Краснова, А. Михайлов, Б.С. Локшина, И.Т. Крук и др.) отмечают, как достигается эффект музыкальности стиха поэта:

- с помощью звукописи стиха;

- интонации ("смысловой" мелодии строя речи);

- мелодической основы (чередования рифмующихся строк), которую отмечает А. Михайлов.

К. Чуковский заметил, что музыка стихов Блока строится

а) на гласных;

б) на преобладании мягких звуков (ль, ли, ни, не);

в) преобладает аллитерация;

г) господствуют шипящие звуки.

Б. С. Локшина раскрыла ассонансность поэзии Блока:

Россия, нищая Россия, -

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Звучание построено на перекликающихся гласных [и] - [ы]

"Широко представлена у Блока и внутренняя рифма, создающая неповторимую мелодию его стихов, углубляющая конечные созвучия".

Некоторые исследователи поэтики Блока связывают такие звуки, как скрип, лязг, визг с темой антимузыкальности мира зла, "страшного мира".

С музыкальностью, напевностью связывает Брюсов блоковскую свободу ритмов. "Столь же свободно относится Блок к рифме. Часто он сознательно заменяет ее аллитерацией (гибели - вывели, прорубью - поступью) или созвучием неравносложных окончаний (изматывающий - падающий, оснеженный - безнадежный)".

Андрей Белый назвал следущие характерные для Блока стихотворные средства:

а) неточные рифмы - женские и дактилические, ударные окончания мужских спасают их от неточности;

б) усеченные рифмы (звонко - ребенком, ночи - пророчит);

в) перекличка звуков, находящихся на определенном удалении от образующей гласной, - у Блока означает движение, перемещение созвучий, преодоление барьера образующей:

соленый - вольный (л'о н - о л'н)

улица - поцелуемся (л'иц - цил).

"Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой", - утверждал В.Г. Белинский. Литературно-музыкальные сопоставления эстетически оправданы: музыка - душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте - творческая воля, пробуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение. Это единство музыки - искусства и стихийно - природной "музыки" мы видим у А. Блока. У поэта огромную роль играло слуховое восприятие мира, его отражение в "звукообразах".

Александр Блок

Незнакомка

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

* In vino veritas! — Истина — в вине! (лат.)

1906 г.








































Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1906 году, причем был даже непосредственно зафиксирован момент его создания. Это сделал друг поэта Андрей Белый.

Тема стихотворения – столкновение мечты с реальностью.

Композиция – произведение состоит из двух частей: в первое поэт реалистично и с иронией описывает петербургский пригород, а во второй показывает свою мечту, прекрасную незнакомку.

Жанр – рассказ в стихах.

Стихотворный размер – ямб с элементами пиррихия.

Эпитеты“горячий воздух”, “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “детский плач”, испытанные остряки”, “очарованный берег”.

Метафоры“дух правит окриками”, “бессмысленно кривится диск”, “стан, шелками схваченный”, “дыша духами и туманами”.

Сравнение“как я, смирен и оглушен”.

История создания. (более расширенный анализ)

Это стихотворение написано в 1906 году, когда в жизни Александра Блока наступил сложный период. История создания этого произведения тесно связана с личными переживаниями поэта: его любимая жена увлеклась Андреем Белым, с которым Блок был дружен, и между ними завязался роман. Не в силах перенести душевны страданий, поэт отправлялся бродить по петербургскому пригороду. Так он открыл для себя Озерки и маленький ресторанчик, где пьянствовали местные. Он приходил туда каждый вечер, заказывал вино и пил до тех пор, пока не начинал немного забываться.

И вот после одной из таких прогулок он вернулся домой и принес мятый листок с выстраданными строчками, которые показывали его разочарование в действительности. Свидетелем возвращения пьяного Блока, который показывал жене стихи, стал второй виновник его страданий – Андрей Белый, который позже описал этот случай в своих воспоминаниях.

Оно включено в поэтический сборник под названием “Город”, а напечатано впервые в 1907 году, в сборнике “Нечаянная радость”.

Тема

Стихотворение посвящено конфликту реальности, которую поэт видит как захудалую забегаловку в пригороде Петербурга, и мечты, воплощенной в образе прекрасной незнакомки, которая зачем-то туда приходит. Главный герой даже не знает, действительно ли это живая женщина или плод винных грез.

Композиция

Композиционно это произведение делится на две части.

Первая полностью посвящена реальности, которую поэт видит как захудалый ресторанчик, куда приходят только выпить, так что там есть только пьяные. Да и сам лирический герой ничем не отличается от местных забулдыг – он сидит с бокалом вина, оглушенный алкоголем. Даже солнцу не хочется смотреть, что происходит в этом месте.

Вторая часть противопоставляется первой – в ней поэт описывает прекрасную незнакомку, которая кардинально отличается от местного сброда. Лирический герой может детально описать ее образ и все же не уверен, что она не является плодом его фантазии. Она – то сокровище, которое он хранит в своем сердце. И все же заканчивается стихотворение печально: даже такая прекрасная места не в силах вырвать героя из винного плена.

Для Блока невозможно совместить эти два мира, мечта и реальность навсегда останутся на разных берегах.

Жанр

Это классический рассказ в стихах, неважно, описывает ли он реальность или грезы лирического героя. Блок намеренно придал своему полумистическому произведению такую приземленную форму, чтобы подчеркнуть свою идею о то, что Вечная Женственность не существует в реальности, ее место – в духовных эмпиреях. Оно написано четырехстопным ямбом, который иногда прерывается пиррихиями. В выборе стихотворного размера также прослеживается стремление к намеренной простоте. Перекрестная рифма помогает подчеркнуть и выделить важные для понимания произведения мысли и также делает его простым для понимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: