Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская музыкальная школа № 5 «Рапсодия» г. Архангельска
Учебный предмет «Музыкальная литература» 7 класс
Преподаватель Степанова Р. А.
Учебная неделя с 06 по 11 апреля 2019/20 учебного года
Задания выполняются с 06 апреля 2020 г. по 08 апреля 2020 г. включительно (до 21.00 час. мск/вр.)
Их можно сфотографировать и отправить:
на электронную почту Violinrufina@mail.ru
в Viber, WhatsApp по номеру 8- 952-254-03-15
ВК – Руфина Степанова
Обязательно указываем имя и фамилию ученика.
Задание:
Подготовить 1,2,3 билеты.
План ответа по теме:
«Жизненный и творческий путь (ЖТП) композитора»
1. Фамилия, имя, отчество (если есть) композитора.
2. Годы жизни композитора.
3. Охарактеризовать страну, представителем которой является данный композитор.
4. Затронуть события, происходящие во время рождения и проживания данного композитора в этой стране.
5. Значение творчества данного композитора.
6. Где и когда родился данный композитор.
7. В какой семье рос (важно указать на деятельность родителей – особенно музыкантов).
8. Уникальные музыкальные способности юного композитора.
9. Периоды жизни: перечислить и охарактеризовать каждый (чем занимался, что сочинил).
10. Первые музыкальные впечатления композитора.
11. Важные события, связанные с жизнью композитора, оказывающие определенное влияние на нее.
12. Влияние различных направлений или творчества конкретных композиторов на творчество изучаемого композитора.
13. Связь этапа творчества с любым жанром.
14. На кого данный композитор оказал влияние.
15. Упоминать имена людей, которые оказали влияние на формирование личности композитора.
16. Другие виды деятельности (успехи в других сферах жизни).
17. Этапные узловые моменты (к примеру, поездки в различные города – произведения).
18. Интерес к творчеству данного композитора (памятники).
По вопросам о Жизненном и творческом пути композитора нужно сделать презентацию.
Билет 1 Вопрос 2.
Исторические оперы русских композиторов
Основоположником жанра исторической оперы по праву считают М. И. Глинку. Его опера «ИванСусанин» - героическая народная музыкальная драма. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, во время оккупации России польскими захватчиками.
Действующие лица: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня, Собинин.
Основным действующим лицом является народ. В опере 4 действия и эпилог.
Опера «Иван Сусанин» - произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Созданный Глинкой новый тип народной музыкальной драмы оказал огромное влияние на последующие творения русских композиторов («Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского).
В основе оперы «Борис Годунов» Мусоргского - пушкинская одноименная трагедия. Жанр оперы - народная музыкальная драма. Состоит из пролога и четырех действий, которые делятся на картины. Основная идея - конфликт между преступным царем Борисом и народом.
Главное действующее лицо - народ. Мусоргского привлекла возможность воссоздать в опере пробуждение силы народа, которая выливается в стихийное восстание. «Борис Годунов» - великое произведение русской музыки. Создание этого произведения явилось важным этапом в развитии музыкального театра.
«Князь Игорь» Бородина - лирико-эпическая опера в четырех действиях с прологом. В основе оперы - произведение древней литературы XII века - «Слово о полку Игореве».
Музыка оперы основана на интонациях народных песен - русских и восточных.
Пролог и 1 действие характеризует русский народ. Важное значение имеет картина солнечного затмения из пролога. В народной эпической поэзии различные драматические события жизни людей нередко сопоставлялись с могучими и грозными явлениями природы.
II действие посвящено показу жизни восточных народов.
Центральное место в 1Y действии занимает плач Ярославны, который возник из старинных народных голошений и причитаний.
Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил ее памяти Глинки. В ней прославляется героический дух народа, его стойкость, патриотизм, душевная красота.
Билет 2. Вопрос 1. Жизненный и творческий путь П. И. Чайковского