№ | Вид ошибки | Примеры | Правильно | |||
Словообразовательные | ||||||
1 | Нарушение норм русского литературного словообразования: Ошибочное словообразование, искажение слов | Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка, подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство, публицизм разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает. | трудолюбивый | |||
2 | “Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы. | Укидываться, отвесить | ||||
3 | Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную) | мотовщик, рецензист, не оглядаемая. | ||||
Морфологические Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи
| ||||||
4 | Ошибочное образование формы существительного | Многие чуда техники, не хватает время | ||||
5 | образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного | Я попросила ветерка
| ||||
6 | образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного | Запрягли в сани два медведя
| ||||
7 | изменение рода при образовании падежных форм: | пирожок с повидлой, февральский лазурь; | ||||
8 | склонение несклоняемых существительных | играть на пианине; | ||||
9 | образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот | поднос чаев, небо затянулось облаком. | ||||
10 | Неправильный выбор полной и краткой форм | Шляпка была полная воды, мальчик был очень полон | ||||
11 | Неправильное образование форм степеней сравнения: | новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше | ||||
12 | Нарушение норм формообразования глагола | Человек метается по комнате; | ||||
13 | Нарушение образования деепричастий и причастий | Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам | ||||
14 | Ошибочное образование формы числительного | С пятистами рублями | ||||
15 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться | ||||
16 | Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы | ||||
Синтаксические | ||||||
17 | Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающемися джазом, Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его; По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон; Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной. | ||||
18 | Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более красивую, повествует читателей, согласно закона,
он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем; особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе; | ||||
19 | Ошибки в структуре простого предложения: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, | Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; | ||||
20 | Нарушение границы предложения | Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно. | ||||
21 | Неудачное употребление местоимений | Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону. Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет. Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку. | ||||
22 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества. Обычно молодежь является носителями передовых идей. Произошло еще ряд событий. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность); | ||||
23 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые. | ||||
24 | Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры | В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов. Порфирий был любимцем с детства матери. Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи. | ||||
25 | Ошибки, связанные с употреблением частиц | Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица “ всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”. | ||||
26 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. | ||||
27 | Разрушение ряда однородных членов | Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн. | ||||
28 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство…На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени. | ||||
29 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами;причалившая лодка к берегу. | ||||
30 | Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего. | Кусты, они покрывали берег реки. | ||||
31 | Пропуски необходимых слов. | Владик прибил доску и побежал в волейбол. | ||||
32 | Ошибки в структуре сложного предложения: смешение сочинительной и подчинительной связи. | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон.Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами. Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием “умный” связывалась представление о вольнодумстве. | ||||
33 | Отрыв придаточного от определяемого слова. | Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.
| ||||
34 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. | ||||
35 | Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: | Терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная. | ||||
36 | Неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего | Его храбрость - постоять за честь и справедливость привлекают автора текста. | ||||
37 | Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. | ||||
Шестнадцатое апреля
Домашняя работа