Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия

БИЛЕТ № 1.

1. Спеть В dur  и в ней последовательность: Т 5/3- S 6/4- D6- D6/5-VII7 - Т 5/3

2. Чтение с листа №194

3. Спеть от звука b   вверх ч4,б6,   м3, Б6/4, D7 - Т3, D2- t6.

4. Спеть № наизусть №254

5. Мажорный лад и его  разновидности. Параллельные, одноименные и     

энгармонически равные тональности. Квинтовый круг

БИЛЕТ № 2.

1. Спеть гамму fis-moll  - гарм. вид и в ней последовательность: t64-S6- D53-D7-t3

2. Чтение с листа №277

3. Спеть от звука c  вверх  б7, м3, М64, D2 – T6, D7-T3; вниз – ч5.

4. Спеть № наизусть №264

5. Минорный лад и его разновидности. Параллельные, одноименные и     

энгармонически равные тональности. Квинтовый круг.

 

БИЛЕТ № 3.

1. Спеть  гамму   e moll и в ней последовательность: t6/4 - S6/4 - D5/3 - D7 - t3.

2. Чтение с листа №280

3. Спеть от звука h вверх ч5, м7, б3, М6/4, Б6, D4/3 – T5/3; вниз – М5/3.   

4. Спеть № наизусть №356

5. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. 

Консонирующие и диссонирующие трезвучия.

БИЛЕТ № 4.

1. Спеть d moll – гарм. вид и в ней последовательность: t5/3 - S6/4 - D6 - D6/5 - t5/3. 

2. Чтение с листа №366

3. Спеть от звука a  вверх  D7-T3, Б64, от fis  ч5, вниз б3, от c  вверх б7, D2-t6.

4. Спеть № наизусть №439

5. Вводные септаккорды МVII7 и УМVII7. Септаккорд II ступени (II7).

 

БИЛЕТ № 5.

1. Спеть g moll – гарм. вид и в ней последовательность:  t64 - S6 - D53 - D2 - t6.

2. Чтение с листа №394

3. Спеть от звука d   вверх Б64, D43 – t53, б6, м3, вниз ч4.

4. Спеть № наизусть №469

5. Доминантовый септаккорд Д7. Обращения. Разрешение.

БИЛЕТ № 6.

1. Спеть f moll – гарм. вид и  в ней последовательность: t64 - S6 - D53 - D2 - t6.

2. Чтение с листа №395

3. Спеть от звука е вверх  ч4, б3,  м6, Б6/4, D4/3 – Т5/3, вниз ч5.

4. Спеть № наизусть №476

5. Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. 

Простые и составные интервалы.

БИЛЕТ № 7.

1. Спеть с moll – гарм. вид и  в ней последовательность: t5/3 - S6/4 - D6 -D 6/5 - t 5/3.

2. Чтение с листа № 280

3. Спеть от звука d   вверх  м7, ч4, б2, M6/4, D2 – t6, вниз  м3, ч5.

4. Спеть № наизусть №254

5. Тритоны. Характерные интервалы. Энгармонизм интервалов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ.

БИЛЕТ № 1.

Мажорный лад и его разновидности. 

Параллельные и одноименные тональности. 

Квинтовый круг тональностей. Энгармонизм. 

Мажорной называется такая гамма, где на главных ступенях (I, IV, V) образуются мажорные трезвучия (б3 + м3).

Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

Или б2, б2, м2, б2, б2, б2, м2.

Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Или б2, м2, б2, б2, м2, б2, б2.

 

Мажор встречается натуральный (в котором ступени не изменены) и гармонический  

(с пониженной VI ступенью).      (Привести пример)

 

Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки, но разные тоники. Например: До-мажор и ля-минор; Соль-мажор и ми-минор; Фа-мажор и ре-минор; Ре-мажор и си-минор; СиЬ-мажор и соль минор.

Разница между тониками параллельных тональностей равна малой терции (м3).

 

Одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности,

 имеющие общую тонику, но разные ключевые знаки. Например: До мажор (нет знаков) 

и до минор (сиЬ, миЬ, ляЬ). Разница в ключевых знаках всегда равна трем.

 

Энгармонизм. 

Энгармонически равные звуки - это звуки одинаковые по звучанию, но различные по названию и написанию, например: фа-диез и соль-бемоль, до и си-диез.

Энгармонически равные тональности - это тональности одинаковые по звучанию, но 

различные по названию и написанию: Фа-диез мажор - Соль-бемоль мажор и т.д.

                        

  Квинтовым кругом  называется система, в которой все тональности одного лада 

расположены по чистым квинтам.

Мажорные тональности располагаются от ноты До: вверх по ч5 - диезные тональности, 

вниз по ч5 – бемольные тональности.

 

До мажор - Соль мажор - Ре мажор - Ля мажор - Ми мажор - Си мажор - Фа#мажор - До#мажор

--                1                2           3               4              5              6              7

 

До мажор - Фа маж. - СиЬ маж. - МиЬ маж. - ЛяЬ маж. - РеЬ маж. – СольЬ маж. – ДоЬ мажор

--           1          2              3             4            5               6                 7

 

Чтобы определить ключевые знаки в минорной тональности, нужно перейти в 

параллельную мажорную тональность (тоника на интервал м3 ниже тоники мажора) и воспользоваться квинтовым кругом.

БИЛЕТ № 2.

Минорный лад и его разновидности. 

Параллельные и одноименные тональности. 

Квинтовый круг тональностей. Энгармонизм. 

Минорной называется такая гамма, где на главных ступенях (I, IV, V) образуются минорные трезвучия (м3 + б3).

Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Или б2, м2, б2, б2, м2, б2, б2.

 

Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический

Натуральный – минор, в котором ступени не изменены.

Гармонический – минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический – минор, в котором при движении вверх повышаются VI и VII ступени, 

а при движении вниз эти повышения отменяются и гамма звучит как натуральный вид.

(Привести пример).

 

Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки, но разные тоники. Например: До-мажор и ля-минор; Соль-мажор и ми-минор; Фа-мажор и ре-минор; Ре-мажор и си-минор; СиЬ-мажор и соль минор.

Разница между тониками параллельных тональностей равна малой терции (м3).

 

Одноименными тональностями называются мажорная  и минорная тональности,

 имеющие общую тонику, но разные ключевые знаки. Например: До мажор (нет знаков) 

и до минор (сиЬ, миЬ, ляЬ). Разница в ключевых знаках всегда равна трем.

 

Энгармонизм. 

Энгармонически равные звуки  - это звуки одинаковые по звучанию, но различные по названию и написанию, например: фа-диез и соль-бемоль, до и си-диез.

Энгармонически равные тональности - это тональности одинаковые по звучанию, но 

различные по названию и написанию: Фа-диез мажор - Соль-бемоль мажор и т.д.

                        

  Квинтовым кругом  называется система, в которой все тональности одного лада 

расположены по чистым квинтам.

Мажорные тональности располагаются от ноты До: вверх по ч5 - диезные тональности, 

вниз по ч5 – бемольные тональности.

 

До мажор - Соль мажор - Ре мажор - Ля мажор - Ми мажор - Си мажор - Фа#мажор - До#мажор

--                1                2           3               4              5              6              7

 

До мажор - Фа маж. - СиЬ маж. - МиЬ маж. - ЛяЬ маж. - РеЬ маж. – СольЬ маж. – ДоЬ мажор

--           1          2              3             4            5                6                 7

 

 

Чтобы определить ключевые знаки в минорной тональности, нужно перейти в 

параллельную мажорную тональность (тоника на интервал м3 ниже тоники мажора) и воспользоваться квинтовым кругом.

БИЛЕТ № 3.

Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.

Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.

Нижний звук называется основным тоном, средний звук называется терцовым тоном,

верхний звук – квинтовым тоном.

Звуки трезвучия могут перемещаться. При этом образуются новые аккорды, состоящие из 

тех же звуков, но расположенных в другом порядке. Это обращения трезвучия.  

Трезвучие имеет два   обращения:

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту. Нижним звуком является III ступень тональности.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту, а нижний и средний – кварту. Нижним звуком является V ступень тональности.

 

Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные на главных ступенях лада. Главные ступени лада: I – тоника; IV – субдоминанта; V – доминанта.

На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3)

На IV ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

На V ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)

 

Трезвучия бывают консонирующие и диссонирующие.  

К консонирующим относятся мажорное и минорное трезвучия. 

К диссонирующим - уменьшенное и увеличенное.

Интервальный состав трезвучий:

Мажорное трезвучие: Б 5/3 = б3 + м3           Увеличенное трезвучие: Ув 5/3 = б3 + б3

Минорное трезвучие: М 5/3 = м3 + б3       Уменьшенное трезвучие: Ум 5/3 = м3 + м3

Увеличенное трезвучие (Ув 5/3) - это трезвучие, которое состоит из двух больших терций. Крайние звуки образуют увеличенную квинту.

Ув 5/3 строится в гармонических ладах. В мажоре - на VI пониженной ступени; в миноре - на III ступени. Разрешается в мажоре - в Т 6/4, в миноре - в t6.

     

До мажор ля минор

   Ув5/3 Т6/4 Ув5/3 t6   

 

Уменьшенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух малых терций. 

Крайние звуки образуют уменьшенную квинту (Ум.5/3)

Ум5/3 строится на VII и II ступенях натурального и гармонического мажора и минора. 

Разрешается в неполное тоническое трезвучие.

     

      До мажор       ля минор г.  До мажор г.  ля минор

            Ум5/3              Ум5/3                   Ум5/3            Ум5/3

 

Первый, приведённый выше способ построения трезвучий – в ладу (в тональности).

Также все виды трезвучий можно построить вторым способом – от звука.

БИЛЕТ № 4.

 Вводные септаккорды МVII7 и УМVII7. Септаккорд II ступени (II7).

 

Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по 

терциям. 

 

Наиболее распространенными в музыке после доминантсептаккорда являются вводные  септаккорды. Это септаккорды II и VII cтупеней.

 

Рассмотрим септаккорды   на   VII ступени лада.

 

В зависимости от септимы, которая образуется между крайними звуками, вводные септаккорды бывают:

Малый вводный – если крайние звуки образуют малую септиму. (МVII7)

Уменьшенный вводный - если крайние звуки образуют уменьшенную септиму. (УМVII7)

 

МVII7 строится только в натуральном мажоре. 

УМVII7 – в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

 

Интервальный состав:

                                        

МVII7 = м3 + м3 + б3 

 

УМVII7 = м3 + м3 + м3

 

Вводные септаккорды разрешаются  в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.  

 

Например:

          

           До маж. нат.  гарм.      ля мин. гарм.

      МVII7 Т 5/3  УМVII7 Т 5/3 УМVII7 t 5/3

 

 

Септаккорд II ступени - строится только в натуральном мажоре  (II7).

 

                                                 II7 = м3 + б3 + м3

 

Разрешается  в Т6 с удвоенным квинтовым тоном. 

БИЛЕТ № 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: