2) Репродуктивная функция (от лат. productio— производить):необходимость продолжения человеческого рода.
3) Воспитательная функции семьи: духовное воспроизводстве жизни, т. е. воспитание детей.
А) Важнейшее средство воспитания ребёнка — личный пример родителей: характер их отношений, степень взаимного согласия, любви, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров.
Б) Воспитательное влияние семьи на ребёнка: семейные норма, ценности, интересы.
В) «Социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности.
Другие функции семьи:
А)хозяйственная (ведение домашнего хозяйства),
Б) экономическая (материальное обеспечение семьи),
В) эмоциональная (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищённости каждого члена семьи),
Г)социально статуснуая (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья), Д)функция первичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах),
|
|
Е) функция духовного общения и досуга (проведение семейных праздников, походов, вечеров отдыха, организация семейного чтения и др.).
IV.информационный аспект- семья в современном обществе:
1) Влияние других социальных институтов на мир семьи: общественные
явления и процессы: право, религия, мораль, традиции, характер социальной поддержки семьи обществом и государством.
2) Качественные изменения семьи:
А)глобальные социальные процессы индустриализации, урбанизации,
Б)традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми.
3) Изменение положения женщины в семье, в обществе:
А) профессиональная и общественная занятость женщин;
Б)образованность, интересы, работа;
В) высшее и средне специальное.
Типы семьи:
А)патриархальная семья: глава семейства – отец; остальные члены семьи -выполнение его воли; роль женщины - рождение и воспитание детей, работа по дому без ведения денежных дел.
Б)семья партнёрского типа: авторитет женщины как личности, матери, жены; совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка; быт -участие всех её членов.
5) Связи между родственниками:
А) нуклеарная (от лат. nucleus — ядро) семья: супруги с детьми Б) многопоколенная (расширенная, родственная) семья: разрушение.
6) Разделении е институтов брака и семьи.
А) зависимость единства семьи: меньше от давления общества (законов,
нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, ритуалов); больше -от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Б) уменьшение числа лиц, вступающих в законный брак; рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.
|
|
В)материальное обеспечение детей в семье (пищей, одеждой и т. п.) и духовное развитие, общение с детьми; профессиональные и семейные интересы мужчин и женщин
Г)ухудшение здоровья людей: неспособность иметь детей.
Д)Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и брошенных детей: неподготовленность к браку; трудности первых лет семейной жизни; конфликтные ситуации.
8) Заинтересованность государства в укреплении семьи:
А) специальные меры, направленные на увеличение или сокращение рождаемости, поддержку семьи.
Б) государственная поддержка семьи в России:
дополнительные отпуска (в связи с рождением ребёнка, по уходу за маленькими или больными детьми и др.),
денежные пособия (например, по уходу за ребёнком, по беременности и родам),
выплаты материнского (семейного) капитала семье, в которой появляется (рождается или усыновляется) второй или последующий ребёнок,
особые льготы: перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, в соответствии с медицинскими требованиями на более лёгкую работу без уменьшения заработной платы и др.
V.организационный аспект- дом, в котором мы живём:
1) Дом — это отношения между живущими в нём людьми:
А)традиции, привычки.
Б)события, происшествия, встречи, расставания.
В)особая сфера культуры.
2) Культура топоса:
А) «топос» - место жительства.
Б)культура топоса - культура места жительства.
3)Быт — это сфера, наиболее скрытая от социального контроля.
А) ответственность за свои поступки только перед своей совестью; раздвоенность морали и поведения.
Б) благоустройство дома.
3) Создание нового типа жилья и новой застройки жилых районов:
А)хозяйственные функции - блоки обслуживания,
Б) функциональное многообразие квартиры: оборудованные дворовые площадки, скверы..
VI.методологический аспект- бытовые отношения:
1) Бытовые отношения — это устойчивая система повседневных не
производственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).
2) Один из аспектов научного изучения быта — исследование затрат
времени на удовлетворение бытовых нужд.:
А)домашнее приготовление пищи;
Б)ведение домашнего хозяйства: стирка белья и глажение; покупка товаров для семьи
3) Другой аспект изучения быта — обязанности супругов:
А)тенденции более активного участия мужчин в домашних делах;
Б)справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту.
4) Проблема ответственного участия детей в домашних делах:
А)становление их личности,
Б)усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки,
В) ощущение общности, чувства локтя, ответственности друг за друга и за семью в целом.
5) Бытовые отношения -зависимость от способов ведения домашнего
хозяйства:
А) сокращение затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счёт применения современной бытовой техники.
Б)сфера бытовых услуг: комбинаты бытового обслуживания с филиалами и приёмными пунктами, ремонтные мастерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.
6) Связь сферы быта со сферами торговли, здравоохранения,
транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг:
А) в узком смысле термин «быт» как синоним домашнего быта,
|
|
Б)в широком смысле слова термин «быт»как внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.
7) Переход из домашнего быта в производственную сферу:
А) хлебопечение,
Б) приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы,
В)покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов,
Г)основные блага, используемые в быту, - результат общественного производства.
8) Налаженный быт: улучшение здоровья и настроения:
А) время для совместного отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок,
Б)время для повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.
Тема 17. Мой конспект: Гендер — социальный пол
I.Социологический аспект:
1) Гендерные стереотипы:
А) термин «стереотип» -устоявшееся и закрепившееся отношение к явлениям, событиям: упрощение реальности, влияние общения с другими, воздействие средств массовой информации и т. д.
Б) Гендерные стереотипы — это разделяемые большинством представления о различиях личностных качеств мужчин и женщин, об особенностях их поведения и выполняемых социальных ролях.