Семья - ряд социальных функций

2) Репродуктивная функция (от лат. productio— произ­водить):необходимость продолжения чело­веческого рода.

3) Воспитательная функции семьи: духовное воспроизводстве жизни, т. е. воспитание детей.

А) Важнейшее средство воспитания ребёнка — личный при­мер родителей: характер их отношений, степень взаимного согласия, любви, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров.

Б) Воспитательное влияние семьи на ре­бёнка: семейные норма, ценности, интересы.

В)  «Социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, мо­ральные нормы и жизненные ценности.

Другие функции семьи:

А)хозяйственная (ве­дение домашнего хозяйства),

Б) экономическая (материальное обеспечение семьи),

В) эмоциональная (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищённости каждого чле­на семьи),

Г)социально статуснуая (наследование принадлеж­ности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиоз­ной группе, к которым принадлежит семья), Д)функция первичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах),

Е) функция духовного общения и досуга (проведение семейных праздников, походов, вечеров отды­ха, организация семейного чтения и др.).

IV.информационный аспект- семья в современном обществе:

1) Влияние других социальных институтов на мир семьи: обществен­ные

явления и процессы: право, религия, мораль, тради­ции, характер социальной поддержки семьи обществом и государством.

2) Качественные изменения семьи:

А)глобальные социальные про­цессы индустриализации, урбанизации,

Б)традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми.

3) Изменение  положения женщины в семье, в обществе:

А) профессио­нальная и общественная занятость женщин;

Б)обра­зованность, интересы, работа;

В) высшее и средне специальное.

Типы семьи:  

А)патриархальная семья: глава семейства – отец; остальные члены семьи -выполнение его воли; роль женщины - рождение и воспитание детей, работа по дому без ведения денежных дел.

Б)семья партнёрского типа:  авторитет женщины как личности, матери, жены; совместное ведение супруга­ми домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная под­держка; быт -участие всех её членов.

5) Связи между родственниками:

А) нуклеарная (от лат. nucleus — ядро) семья: супруги с детьми Б) многопоколенная (расширенная, род­ственная) семья: разрушение.

6) Разделении е институтов брака и семьи.

А) зависимость единства семьи: меньше от дав­ления общества (законов,

нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, ритуалов); больше -от межлич­ностных отношений, взаимной привязанности, взаимопони­мания. Б) уменьшение числа лиц, вступающих в законный брак; рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.

В)материальное обеспече­ние детей в семье (пищей, одеждой и т. п.) и духовное раз­витие, общение с детьми; профессио­нальные и семейные интересы мужчин и женщин

Г)ухудшение здоровья людей: неспособность иметь детей.

Д)Рост количества разводов, повторных браков, непол­ных семей и брошенных детей: неподготовленность к браку; трудности первых лет семейной жизни; конфликтные ситуации.

8) Заинтересованность государства в укреплении семьи:

А) специальные меры, направленные на увеличе­ние или сокращение рождаемости, поддержку семьи.

Б) государственная поддержка семьи в России:

дополнительные отпуска (в связи с рождением ребёнка, по уходу за маленькими или боль­ными детьми и др.),

денежные пособия (на­пример, по уходу за ребёнком, по беременности и родам),

 выплаты материнского (семейного) капитала се­мье, в которой появляется (рождается или усыновляется) второй или последующий ребёнок,

особые льготы: перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, в соответствии с медицинскими требованиями на более лёгкую работу без уменьшения заработной платы и др.

V.организационный аспект- дом, в котором мы живём:

1) Дом — это отношения между живущими в нём людь­ми:

А)традиции, привычки.

Б)события, происшествия, встречи, расставания.

В)особая сфера культуры.

2) Культура топоса:

А) «топос» - место жительства.

Б)культура топоса - культура  места жительства.

3)Быт — это сфера, наиболее скрытая от социального кон­троля.

А) ответственность за свои поступки только пе­ред своей совестью; раздвоенность морали и поведения.

Б) благо­устройство дома.

3) Соз­дание нового типа жилья и новой застройки жилых рай­онов:

А)хозяйственные функции - блоки обслуживания,

Б) функциональное многообразие квартиры: оборудованные дворовые площадки, скве­ры..

VI.методологический аспект- бытовые отношения:

1) Бытовые отношения — это устойчивая система повседневных не

производственных связей между людьми по поводу удовле­творения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

2) Один из аспектов научного изучения быта — исследова­ние затрат

времени на удовлетворение бытовых нужд.:

А)домашнее при­готовление пищи;

Б)ведение домашнего хозяйства: стирка белья и глажение; покупка товаров для семьи

3) Другой аспект изучения быта — обязанности супругов:

А)тенденции более активного участия мужчин в домашних делах;

Б)справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в бы­ту.

4) Проблема  ответственного участия детей в домашних делах:

А)становление их личности,

Б)усвоение принципов ува­жения, равенства, взаимной поддержки,

В) ощущение общ­ности, чувства локтя, ответственности друг за друга и за семью в целом.

5) Бытовые отношения -зависимость от способов ведения домаш­него

хозяйства:

А) сокращение затрат труда и времени на удовлетворе­ние бытовых потребностей за счёт применения современной бытовой техники.

Б)сфера бытовых услуг: комбинаты бытового обслуживания с филиалами и приёмными пунктами, ре­монтные мастерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

6) Связь сферы быта со сферами торговли, здравоохранения,

транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг:

А) в узком смысле термин «быт» как синоним домашнего быта,

Б)в широком смысле слова термин «быт»как внепроизводственная область повседневной жизни, непо­средственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

7) Переход из домашнего быта в производственную сферу:

А) хлебопечение,

Б) приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы,

 В)покупка ча­стично приготовленной пищи - полуфабрикатов,

Г)основные блага, используемые в быту, - результат обще­ственного производства.

8) Налаженный быт: улучшение здоровья и настроения:

А) время для совместного отдыха на природе, посе­щения театров, кино, выставок,

Б)время для повышения профессиональ­ного уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

Тема 17. Мой конспект: Гендер — социальный пол

I.Социологический аспект:

1) Гендерные сте­реотипы:

А) термин «стереотип» -устоявшееся и закрепившееся отношение к явлениям, событиям:  упрощение реальности, влияние общения с други­ми, воздействие средств массовой информации и т. д.

Б) Гендерные стереотипы — это разделяемые большинством представления о различиях личностных качеств мужчин и женщин, об особенностях их поведения и выполняемых со­циальных ролях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: