Формирование коммуникативной культуры в процессе танцевального творчества

Автор:

Чудова Тамара Дмитриевна

музыкальный руководитель

высшей категории

 

Пермь, 2020г.

Тема: Формирование коммуникативной культуры в процессе танцевального творчества.

Задачи:

· формирование у старших дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками;

· формирование навыков эмоциональной отзывчивости и сопереживания;

· формирование навыков общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками;

· формирование моральных норм и нравственных ценностей, принятых в обществе.

 

Социально-коммуникативная образовательная деятельность является обязательным требованием к дошкольному образованию, так как дошкольный возраст – это период формирования индивидуально-психологических и социально-нравственных качеств личности.

Умение общаться с другими людьми начинает зарождаться и развиваться в дошкольном возрасте. И от того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, зависит и его дальнейшая судьба. Думаю, вы согласитесь, что для большинства современных детей лучшим другом является компьютер или телевизор, а любимым занятием – компьютерные игры или просмотр мультиков. Они меньше стали общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А живое человеческое общение значительно обогащает жизнь детей.

В детском саду общение детей происходит в различных видах деятельности общеобразовательного процесса, к ним относится и музыкальная.

Особое место в формировании коммуникативной культуры занимает танцевальное  творчество, в нем применяются танцы и игры, способствующие решению основных задач. Дети учатся понимать эмоции других, у них начинает формироваться позитивное отношение к своим товарищам, начинает формироваться сопереживание – учатся радоваться успехам других людей и огорчаться из-за чужих огорчений, учатся выражать свои эмоции, чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

Мне, как и другим музыкальным руководителям хочется работать так, чтобы все дети шли на музыкальные занятия с желанием, чувствовали себя там уверенными, раскрепощенными. Я думаю, что если они научатся общаться в группе, то это им непременно поможет и вне детского сада находить себе друзей и вести с ними непринужденный диалог.

 Для формирования коммуникативной культуры и творческого мышления я использую технику импровизации. Весь цикл занятий разделила на два этапа:

1. Первый этап - это снятие мышечных и эмоциональных зажимов.

2. Второй этап – это развитие фантазии, творческого мышления. Другими словами - развитие креативности.

Эти этапы между собой тесно связаны. Ведь нельзя раскрыть творческий потенциал, если ребенок зажат и не эмоционален. А после того, как страх уйдет, на лице у детей появляется улыбка, они начинают чувствовать свое тело, начинают им управлять и довольно успешно. Вот тогда у них и появляется желание творить! Чтобы движения у детей стали более выразительными, более пластичными, нужно помочь им снять мышечные блоки. Каждый человек переживает из-за каких-то своих промахов, а дети это чувствуют и переживают намного сильнее. Появившиеся комплексы из-за каких-то неудач тормозят налаживание отношений между сверстниками. Для того, чтобы снять зажимы, подготовить детей к совместной деятельности, использую в проведении занятий игры на установление визуального контакта. Основной целью которых является преодоление страха общения с окружающими, стараюсь помочь детям поднять собственное «Я».

Существует много игр и упражнений, которые помогают решить эти задачи. Среди них мне нравится упражнение «Доброе утро». Хочу предложить поиграть сейчас в эту несложную игру. Вы, уважаемые коллеги, будете двигаться под музыку по залу в любом направлении, обязательное условие, не сталкиваться друг с другом, и, проходя мимо товарищей обязательно должны задержать взгляд глаза в глаза и произнести: «Доброе утро!» Менять свое направление движения вы должны как можно чаще, движение по кругу исключается! Я думаю, вы на себе испытали появление положительных эмоций от общения друг с другом. Но что я заметила, вы двигались под музыку, используя разные танцевальные шаги, т.е. начинали импровизировать!

Детям, у которых наблюдаются зажимы, сначала бывает трудно установить даже несложный визуальный контакт, не говоря уже о каком-то телесном контакте или общении со сверстниками. Но используя в работе эту игру неоднократно, я замечала, что и они тоже начинают двигаться под музыку разными танцевальными шагами, тоже начинают импровизировать, сами того не замечая.

 Дети положительно реагируют на технику контактной импровизации. Ведь для них это только игра, но на самом деле контактная импровизация играет очень большую роль в формировании коммуникативной культуры.

Контактная импровизация – это такой совместный творческий процесс детей в условиях одной группы, при котором каждый ребенок включен в него и ориентирован на своего партнера. Дети общаются друг с другом через телесный и визуальный контакт. Для большинства людей прикосновение бывает очень значимо и сильно воздействует на их чувства. Бывает так, что одно легкое прикосновение способно совершенно изменить состояние человека. Когда упражнения выполняются в парах или подгруппах, у детей пропадает страх прикосновения, тем самым создаются очень хорошие условия к сотворчеству между детьми, содружеству, дети испытывают чувство «коллектива». Работа тогда опирается на чувства взаимопомощи, взаимодоброте, взаимодоверии, взаимоподдержке, что и способствует развитию коммуникативной культуры.

Когда пропадает страх у детей они, начинают осознавать своё «Я» и положительно воспринимать чужое, что непременно помогает им не только работать в парах в танцах, в играх, но и мобилизовать весь свой творческий потенциал. Когда пропадает страх, и ребенок чувствует огромные возможности своего тела, то навыки танцевальной импровизации формируются продуктивнее.

 Дети очень любят всем известную танцевальную игру «Зеркало». Так как она проходит в формате «кто-то делает, кто-то смотрит», поэтому у детей довольно быстро исчезает страх публичного выступления. У детей развивается чувствительность и готовность к неожиданности, что вытесняет страх неизвестного. Они перестают бояться оценки других детей. Кроме этого игра развивает творческое мышление и умение импровизировать.

Для того, чтобы у детей появились и развивались навыки уверенного поведения использую игру «Я – звезда!» Удобнее всего упражнение выполнять стоя в кругу. Каждый ребенок решает, кого он будет изображать. Это может быть сказочный персонаж, герой мультфильма или какого-то литературного произведения, хорошо известного всем детям. Потом ему необходимо провести самопрезентацию, так изобразить своего героя, чтобы все догадались, кто он. Дети, как правило, не ограничиваются одним двумя жестами, так как звучит музыка, то они постепенно вовлекаются в танцевальное творчество, пытаются создать танцевальный образ своего героя. И опять очень помогает формат «кто-то делает, кто-то смотрит», дети так увлекаются, что просто забывают, что "нужно бояться" публичного выступления.

Большой интерес у дошкольников всегда вызывает игра «Танец пяти движений». Для проведения этой игры понадобится запись с музыкой разных темпов, каждая часть игры должна длиться около одной минуты.

1. «Море». Медленная музыка, округлые, мягкие движения.

2. «Преодолеваем препятствия». Очень импульсивная музыка, резкие, четкие, рубящие движения.

3. «Роботы». Хаотичный набор звуков, использовать принцип последовательности движений.

4. «Танец бабочек». Лирическая, нежная музыка, тонкие, изящные движения.

5. «Релаксация». Музыка тихая, умиротворяющая, «слушаем свое тело» движений нет.

Когда игра закончится, то беседуем с детьми, какой образ им больше всего понравились, в чем были затруднения. При повторении игры дети начинают сами предлагать варианты образов, которые можно изобразить под данную музыку. Например, вместо «Моря» появляется танцующие водоросли, вместо бабочек дети превращались в мотыльков, стрекоз, в летучих мышей, в жар-птиц.

Ребята очень полюбили также игру «Джаз тела». Дети образуют круг. Когда начинает звучать ритмичная музыка, ведущий напоминает порядок выполнения движений. (Ведущий выбирается по желанию детей. Сначала в основном эту роль играли более активные дети, но постепенно стали участвовать в этой роли и остальные ребята. И чтобы никого не обидеть, стали выбирать при помощи считалки). Остальные дети повторяют за ведущим все предложенные движения. Сначала двигают только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад, в разном ритме. Затем двигаемся только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом — в кистях. Следующие движения — бедрами, затем коленями, далее — ступнями. Самое интересное начинается, когда дети пытаются прибавлять отработанные движения по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни, в завершении пытаются двигаться всем телом. Без улыбки на это смотреть просто невозможно! Глядя друг на друга, дети хохочут, расслабляются, активность их повышается! Они получают удовольствие от движений!

Есть очень простая игра, но тоже любимая детьми. Это «Огонь-лед».

По команде ведущего «Огонь!» стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.

По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой. С каждой командой ведущего дети становятся все более активными.

Вывод. В совместном творческом процессе детей, где каждый полностью включен в него и ориентирован на партнера, достигаются хорошие результаты в чувствовании и понимании друг друга. А взаимодоверие и взаимоподдержка становятся неотъемлемой частью таких занятий, что помогает развить коммуникативные навыки, то есть умение общаться, адекватно оценивать свои поступки в ситуации общения, чутко относиться к творчеству своих сверстников, а взрослым помогает корректировать отношения в коллективе.

Я думаю, что занятия импровизацией не только облегчают творческий процесс, но и способствуют развитию навыков, необходимых в дальнейшей жизни: детям становится легче понимать себя и других, они учатся правильно выстраивать межличностные отношения, работать в команде, перестают бояться принимать решения в какой-то ответственный момент, им становится проще адаптироваться в любых жизненных ситуациях.

Литература:

· Козлов В., Гиршон А., Веремеенко Н. «Интегративная танцевально – двигательная терапия», изд. 2-е, СПб., «Речь», 2006г.

· Бывшева, М. Социальное познание старшего дошкольника: проблемы и их решение: социальное познание и социализация дошкольника / М. Бывшева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9.

· Картушина, М.Ю. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности / М.Ю. Картушина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. – № 4

· Олейник, М.А. Проблемы музыкальной коммуникации в современной культуре / М.А. Олейник // Философия и общество. – 2009. – № 1

· ​ Рудестам К. «Групповая психотерапия», 2-е издание, СПб, «Питер», 2000г.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: