Финансирование инновационной деятельности

Для достижения конкурентных преимуществ и максимизации прибыли, фирмам, приходится разрабатывать и предлагать потребителю новые виды товаров и услуг. Данные нововведения требуют больших финансовых затрат. Это могут быть капитальные вложения в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, затраты на проведение различных исследований и проектирование изделий и технологических процессов, а также на оплату работы сотрудников, рекламную кампанию и др.

В целом, общая сумма финансирования инновационного проекта фирмы складывается из средств, направляемых:

1. на финансирование затрат по техническому перевооружению, модернизации и увеличению производственных мощностей;

2. на финансирование затрат по подготовке и освоению новой и модернизированной продукции, конструкций и материалов, изготовления опытных образцов, прогрессивных технологических процессов;

3. проведение НИОКР (включая приобретение лицензий), на финансирование затрат на приобретение оборудования, приборов и других товарно-материальных ценностей для этих работ;

4. компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции в период ее освоения;

5. финансирование прироста собственных оборотных средств, а также на возмещение их недостатка;

6. погашение долгосрочных кредитов банков, а также на уплату по ним процентов.

Источники финансирования инновационной деятельности делятся на децентрализованные источники (прямые и косвенны) и централизованные.

Наиболее распространенными источниками прямого финансирования инновационных проектов являются: банковский кредит, средства от эмиссии ценных бумаг, средства от продажи или сдачи в аренду свободных активов, инновационный кредит, собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд). В свою очередь, к косвенным относятся методы, суть которых, заключается в обеспечении инновационных проектов необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами.

К Централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование: создание благоприятных условий для выполнения НИОКР: налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование).

Основной проблемой российской инновационной системы является то, что в результате трансформационных шоков рыночное равновесие установилось на крайне низком уровне, не соответствующем накопленным интеллектуальным и человеческим ресурсам, а также материальным активам.

В России инновационная активность отличает предприятия, относящиеся к отрасли машиностроения и металлообработки. Второе место занимают предприятия пищевой промышленности, далее следуют предприятия химической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности.

В экономически развитых странах средняя доля нематериальных активов в основном научного характера составляет на производственных предприятиях 30%, тогда как в России она практически не учитывается. Это ведет к безнаказанному воровству авторских достижений, а результаты НИОКР российских ученых коммерчески используются за рубежом без всякого долевого участия России и авторов достижений.

В России отсутствуют крупные наукоемкие фирмы, которые могли бы взять на себя финансовые и технологические риски создания нововведений. Например, в США научные исследования – область, отличающаяся очень высокой концентрацией ресурсов в небольшом числе крупных корпораций. Всего 1% из общего числа компаний, ведущих НИОКР, контролируют около 70% расходуемых средств.

Главной проблемой поддержки и развития научно-технической базы (и для малых инновационных предприятий особенно) остается проблема финансирования НИОКР. Отечественная банковская система слаба. Зарубежные банки очень осторожны и дают кредиты российским предприятиям только при наличии первоклассных гарантий возврата кредита, получить которые весьма сложно. Международные финансовые организации, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), другие если и принимают к рассмотрению тот или иной крупный инвестиционный проект, то в большинстве случаев на условиях частичного его финансирования, которое редко превышает 30% общей суммы.

В настоящее время в России реально функционируют только 20 венчурных фондов, под управлением которых находится около 2 млрд. долл. США. Примерно 25% от этой суммы инвестировано, 1,5 млрд. долл. должны быть инвестированы в ближайшее время. Для сравнения в США объем венчурного капитала в 1995 г. был 37,7 млрд. долл. Действующие в России венчурные фонды

– это почти исключительно финансовые институты с иностранным капиталом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: