Богоявленская церковь в селе Щекурьинском

 

Мои предки жили и живут более двухсот лет в Щекурье. Здесь родилась и выросла моя мама. Я знаю эту деревню с малых лет,  знаю всех жителей деревни, улицы деревни. Но я не знаю, когда же возникла Щекурья и поэтому я решила начать изучать историю деревни.

В Щекурье много старинных зданий. История одного из них заинтересовала меня. Это Щекурьинская церковь. Про нее уже много писали, но я решила провести собственное исследование.

Для начала надо было выяснить: когда она появилась, как работала и по какой причине закрылась. Из архивного документа «Ведомость о церкви Богоявленской господни в селе Щекурьинском Березовского уезда Тобольской епархии за 1903 год» я узнала, что церковь построена в 1875 году. По рассказам жителей церковь предположительно построил Саранпаульский немой мастер Филипп Федотков. Здание церкви было деревянное. 

29 мая 1897 года  в церкви случился пожар. Как описывает священник Василий Герасимов: «29 мая с. г. прихожан села Щекурьинского, Берёзовского округа посетило грозное прещение Божье. В 4 часа по полудни от сильного удара шарообразной молнии охвачена была огнём колокольня церкви, находящаяся в связи с церковью. Удар был настолько силён, что обнажил шпиц креста на колокольне, расщепав столб, на котором водружен крест. Доски крыши колокольни сорвало и разбросало за ограду церкви и на церковную кровлю. Огонь мгновенно охватил колокольню, не помешав, однако дать сигнальный набат для оповещения жителей о несчастии. Колокольня горела и сверху и снизу. Живо и расторопно Щекурьинцы спасали храм Божий. Женщины, девицы, старушки и подростки – ведрами, ушатами, даже кто-то бочонком из под церковного вина носили воду; смельчаки с псаломщиком стоя на горящей колокольне заливали огонь. Гроза ещё продолжалась, вот послышались крики «не носить из церкви, огонь гаснет» огонь прекратился, повредив только колокольню; сама же церковь, благодаря Богу, осталась цела и сохранна».

После пожара церковь отреставрировали, покрасили внутри и снаружи, во все окна были вставлены железные решётки. И 7 декабря 1897 года церковь была освящена. Снова обращаюсь к записям священника Василия Герасимов: «7 декабря, дню освящения, наша небольшая церковь была полна народу, многих тянуло сюда как желание посмотреть на полное освящение церкви, ранее многими из них никогда не виданное. Когда после полугодичого перерыва совершалась первая литургия. Освящение церкви прошло чинно и стройно».

Вокруг церкви находилась деревянная решётчатая ограда. Так же была караулка  для сторожа внутри церковной ограды.

В церкви была небольшая библиотека, которая ежегодно пополнялась книгами, периодическими изданиями религиозно-нравственного содержания. Составлялась церковная летопись. В церкви хранились с 1876 года копии с метрических книг. Согласно утвержденного штата в церкви работали священник и псаломщик. Они получали заработную плату: священник - 360 рублей, а псаломщик -  120 рублей в год.

Ближайшая к Щекурьинской церкви была Сосьвинская Рождественская церковь, которая располагалась в 240 верстах в деревне Сартынья. В 5 верстах от Щекурьи находилась деревянная часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, которую на деньги Сибирякова, по разрешению Тобольской духовной Консистории, в феврале 1903 года перенесли в юрты Ломбовожские на расстоянии от церкви в 100 вёрст. Часовня была поставлена вчерне, не отделана и работы начали производиться с 1904 года.

В приходе Щекурьинской церкви находятся жители разных поселений: юрты Щекурьинские(проживало 90 мужчин, 99 женщин, в 23 дворах в 1903 году), Хонгласские (15 вер. 3 двора 10муж., 13 жен.,), Мункесские (50 в. 10 дворов 40 муж., 42 жен.,), Хурумнаульские (60 вер. 16 дворов, 65 муж, 68 жен.,), Меженские (70 в. 9 дворов., 40 муж, 44 жен.,) Лономвожские (100 вер.7 дворов 28 муж, 28 жен.), Рахтыньинские (130 в. 4 двора, 16 муж, 18жен.,), Ясонские (15 в. 4 двора, муж 18, жен 16), Маньинские (11 в. 7 дворов 29 муж., 18 жен.,) и кочевья самоедов(15 дворов, 58 жен., 51) Всего в приходе 101 двор, прихожан мужского пола - 414, женского пола  - 425.

Для священника в 1894 году  на средства купца Александра Михайловича Сибирякова был выстроен деревянный дом стоимостью в 800 рублей, для псаломщика в 1905 году построен деревянный дом прихожанами за 250 рублей.

Что касается священников, я выяснила фамилии некоторых из них: была семья священников Пономаревых. В деревне Щекурья есть могилка, где покоится их дочь Пономарева Елена. Затем был отец Игнат. После отца Игната Щекурьинский приход возглавил отец Василий – яркая, неординарная личность. Благодаря его просветительской и научно-исследовательской деятельности о Ляпинском крае узнали далеко за пределами России. В 1900 году во Франции в Париже проводилась всемирная этнографическая выставка. На ней демонстрировалась коллекция, собранная отцом Василием по селениям Ляпина.

 Василий Николаевич Герасимов родился в 1870 году. Сведения о жизненном пути щекурьинского священника сохранились благодаря его активной деятельности. Он занимался всесторонним изучением своего прихода: собирал этнографические, палеонтологические, археологические, ботанические, исторические коллекции. Регулярно вёл дневник наблюдений, где отражал события жизни Ляпинского края, фенологические явления; публиковал статьи, рассказы, очерки в журналы и газеты Тобольской губернии. С 1917 года священником Щекурьинской церкви был Иоанн Дмитриевич Егоров, выпускник Ялуторовского городского училища.

      В 1893 году при церкви открыли школу грамоты. Там учились в основном дети коми-ижемцев из Саранпаульского селения. Потом школа была переведена в деревню  Саранпауль.

С момента наступления советской власти с конца 20-х годов  прошлого столетия всем райисполкомам Тобольского округа было предписано развернуть антирелигиозную работу среди населения, уделив ей максимум внимания, и ужесточить контроль за деятельностью религиозных обществ. В 1929 году  всем религиозным обществам объявили о необходимости перерегистрации. Если в срок церковь не пройдет ее, то можно было прекратить ее деятельность. Заседание президиума Берёзовского райисполкома, состоявшееся 11 февраля 1930г, признало необходимым «воспретить религиозному обществу Щекурьинской церкви производство в нем (здании) религиозным обрядов и таковое припечатать», так как оно «пришло в ветхость вследствие не производства ему ремонта и угрожает опасностью обвала потолков».

Воспоминания жителя деревни Щекурья Вьюткина Николая Васильевича:

«В декабре 1929 года церковь закрыли. В октябре 1937 года (тогда мне было 8 лет, и я хорошо помню) возле церкви собрались люди. И мы, мальчишки, тоже побежали туда. Коммунисты стали опускать с часовни колокола. Один колокол был большой – и они долго с ним возились. Вынесли из церкви иконы и разные церковные принадлежности и стали все бросать в одну кучу. Затем несколько комсомольцев поднялись на крышу церкви и спилили кресты. Было три креста, один большой, над часовней. Вечером коммунисты стали сжигать все, что вынесли из церкви. Моя мама пробралась туда и успела забрать икону и пояс от верхней одежды священника.

 В 1962 году нашей плотницкой бригаде было поручено отремонтировать крышу сельского клуба, поменять полностью кровлю. Тогда мы сняли купола и убрали часовню. Летом 1983 года опять же нашей бригаде поручили  там же отремонтировать пол. Когда мы разбирали крыльцо, я нашел саблю. Мы думали, что саблю туда положили белогвардейцы. Впоследствии выяснилось, что есть такой обычай, при заложении церкви под крыльцо перед сенями нужно положить саблю. Сабля была изготовлена из хорошей жести.  Я хотел сделать из неё ножи. Но так как деревня маленькая все быстро узнали о находке, в том числе и в Саранпауле. В то время в Саранпауле находился милиционер из Березова, он пришел к нам домой и сказал: «Николай Васильевич, Вы нам не сообщили что Вы что-то нашли. Это холодное оружие и имеет историческую ценность». Я отдал саблю с условием, чтобы ее передали в музей. Сейчас эта сабля находится в Березовском музее».

Галина Николаевна Ларионова, дочь Николая Васильевича,  добавляет: «Так же когда они меняли пол, один из работников нашел золотое кольцо. Мне моя бабушка рассказывала, когда она венчалась со своим супругом, он должен был одеть ей колечко на палец, он случайно выронил его. Кольцо так и не нашли. Многие говорили, что это  плохая примета, когда падает кольцо с пальца у невесты».

После официального закрытия церкви в 1930 году в этом здании сначала было правление колхоза, а затем деревенский клуб, который  существует до сих пор. 

Я спрашивала у жителей деревни, как они воспринимают здание клуба, в котором раньше была церковь. Это здание как церковь проработало 54 года, построено здание 142 года назад.  Мнения были разные, но в большой степени люди даже и не задумывались над этим, а, значит, расценивали это здание как сельский клуб.

Мне рассказали интересный случай. В конце прошлого столетия, в 1990 – х годах, летом детвора играла возле церкви, это было излюбленное место для них. Вдруг пришел из Саранпауля настоящий священник, он был в длинной черной одежде. Он сказал детям: «Пройдете в церковь, я окрещу вас». Детей было человек двенадцать, они с интересом зашли в здание. Священник попросил снять обувь. Потом читал молитвы, брызгал водой на них, что-то дал пригубить и подарил всем крестики. Вскоре пришли родители детей, молча стояли и наблюдали за происходящим. Женщина, которая рассказала мне эту историю, считает себя с тех пор крещенной.

 

Валерия Исаева, 2018 год

 

 




double arrow
Сейчас читают про: