Тема «Музыка в театре. Балет»

Домашнее задание по музыкальной литературе для 4 и 1 классов

Неоходимо  записать краткий конспект в тетради по музыкальной литературе. Сфотографировать и прислать мне в личных сообщениях. А так же ответить на вопросы в конце статьи на видео и так же прислать их мне в личных сообщениях.


1. Из истории балета.

Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее совершенно способен воплотить балет. Он наряду с оперой стал одним из самых сложных и богатых видов музыкально-театрального искусства.

Основа балета - танец. В балете танец нашёл своё высшее выражение. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». Назвать точную дату рождения и «родителей» балета невозможно. Он дитя многих европейских стран; его предки - народные танцы, игры, обряды, состязания, торжественные шествия. Современный балет - это вид музыкально-сценического искусства, в основе которого танец и пантомима. В балетном спектакле объединяются и другие виды искусства: музыка, живопись, архитектура.

В эпоху средневековья, когда образ жизни сельских и городских жителей стал резко отличаться, танцы сельские и городские также изменились. Эти перемены происходили в разных европейских странах. В XV веке придворные балы превратились в маленькие спектакли. Теперь порядок выходов придворных, последовательность танцев организовывал «мастер бала» - балетмейстер. А ряд танцев, объединённых в единое целое, получил название балета. Возможно, эта танцевальная сюита и стала родоначальницей классического балета. На протяжении XV -XVI веков в моде были танцевальные спектакли с незатейливым сюжетом - интермедии, «выходы» придворных, дивертисменты - ряд танцев, не связанных между собой общим сюжетом.

Но вот во Франции в XVII веке произошёл подлинный переворот: балет поднялся на уровень профессионального искусства и надолго соединил свою судьбу с оперой. Объединение театральных жанров оперы и балета утвердилось в творчестве французского композитора Жана-Батиста Люлли.

Природа наградила его редким сочетанием талантов - композитора и танцовщика. Свою блестящую карьеру он начал в Париже как танцовщик. Его партнёром бывал сам король - 15-летний Людовик XIV. В 1661 году в Париже была основана «Королевская академия танца», а позднее оперный театр «Королевская академия музыки», которую в течение 15-ти лет возглавлял, при поддержке Короля-Солнца, Люлли. В 1713 году при театре возникла балетная школа, ставшая главной балетной школой Европы, «цитаделью» классического балета. Парижская школа танца дала прочную профессиональную основу многим поколениям учеников. Она продолжает работать и сейчас.

Люлли был также и постановщиком своих спектаклей, часто показывая исполнителям танцы и пантомиму. Что же это такое? Об искусстве балетных танцовщиков великий современник Люлли Мольер писал: «...Актёры своими па, жестами и движениями поясняют взорам всё что угодно, и это называется пантомимой». Итак, пантомима - язык выразительных жестов, поз и мимики.

В школе танца сложились строгие правила классического балета. Балетные танцы разделились на сольные, массовые. В качестве сольных танцев исполнялись менуэты, гавоты, сарабанды, бурре (те же, что и в инструментальных сюитах XVII- XVIII веков). Массовые танцы исполнял кордебалет – «хор балета». Сочинял и записывал танцы хореограф (слово «хореография» обозначает искусство записи танцев, а в последние столетия - и танцевальное искусство в целом).

Уже в операх Люлли танцы были самостоятельным эпизодами. Эту традицию продолжили в XVII - XVIII веках Г. Пёрселл, Ж.-Ф. Рамо, К. В. Глюк. Лишь во второй половине XVIII века балет отделился от оперы и стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства.

Балетные школы появились во многих странах Европы, включая Россию.

Балет, как и опера, относится к жанрам, неразрывно связанным с литературой, сюжетным первоисточником. И хотя в балете не звучат слова, отсутствуют вокальные сцены - замысел писателя или драматурга, воплощённый в романе, пьесе, сказке, в балете выражает себя через музыку и танец, жест и мимику с огромной художественной силой и убедительностью.

Это означает, что литература не всегда непосредственно «звучит» в музыкальном произведении, что множество образных характеристик, заложенных в словесном тексте, может быть подхвачено и по-своему развито в других видах искусства. Читая истории о Ромео и Джульетте, Щелкунчике, Золушке и Коньке-Горбунке, мы переживаем и радуемся вместе с их героями, однако их облик, их обаяние остаются за пределами нашего восприятия, существуя лишь в воображении. Как иногда хочется нарисовать полюбившиеся персонажи, увидеть их в движении, ощутить их характер в звучании музыки, в обрамлении красочных декораций!

Балет открывает перед нами такую возможность. Ведь балетный спектакль не просто исполнение музыки: это результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов - словом, огромного художественного коллектива, вдохновлённого единой творческой целью.

Искусство балета восходит к ранним формам творческой деятельности человека - народным танцам, пантомиме, музыкально-драматическим представлениям. С этим связано сочетание музыкального, танцевального и зрелищного начал в балете, делающего его одним из синтетических видов искусства.

- Как вы думаете, а почему балет так привлекал композиторов? (Наверное, среди причин - высокая изобразительность балетной музыки.)

- Да, конечно. Уже известный нам с вами Жан Жорж Новер говорил: «Хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка». Послушайте музыку, быть может, она вам знакома?

Слушание: П. И. Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».

Да, вы правы, это музыка из балета «Щелкунчик», «Танец феи Драже», Петра Ильича Чайковского.

Вы оказались в сказочном новогоднем царстве с его чудесами и неожиданностями. Нежные, «хрустальные» тембры челесты придают музыке очарование и хрупкость. В ней отчётливо рисуются и мерцание ёлочных игрушек, и причудливая игра света, и медленное кружение снежинок. Сколько простора для творческой фантазии художника открывает такая музыка!

Пётр Ильич Чайковский произвёл настоящий переворот в балетной музыке. Он приблизил её к симфонической. Оставаясь в основе своей танцевальной, она приобрела драматическую выразительность, непрерывное симфоническое развитие. Его «Щелкунчик» - музыкальная поэма о высокой любви, о борьбе с силами зла. Смелая девочка Маша, спасая уродливого Щелкунчика от полчищ Мышиного короля, вознаграждена за отвагу и бескорыстие. Деревянный Щелкунчик превращается в прекрасного принца и под просветлённо-радостную музыку ведёт её в волшебное царство феи Драже. И, хотя превращения эти происходят с Машей во сне, они реальны, как правдива всякая сказка.

Не менее изобразительна и прекрасна музыка из балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка». Удивительно точно передаёт композитор своей музыкой характеры различных персонажей, а также рисует времена года, изображаемых в музыке Феями Зимы, Весны, Лета, Осени. Сейчас мы с вами послушаем Вариацию Феи Зимы из этого замечательного балета.

Слушание: С. С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».

- Расскажите об этой музыке. (Под эту музыку можно представить себе, как Фея Зимы обходит свои владения и, прикоснувшись волшебной палочкой, замораживает всё на своём пути. Музыка очень красивая, но какая-то холодная.)

Балет является настолько ярким средством образной характеристики, что часто вводится в действие опер. Насколько многограннее стал образ поляков в уже знакомой нам опере «Жизнь за царя», после того, как композитор включил в неё балетный фрагмент - польский бал. Ребята, а кто написал эту оперу? (Эту оперу написал М. И. Глинка.)

Так вот, образ поляков на балу отображён через национальные танцы - полонез, краковяк, мазурку. Глинка нарочно подчёркивает резкие и угловатые интонации, обнажая негативные качества врагов – самодовольство и тупость.

Слушание: М. И. Глинка. Полонез из оперы «Жизнь за царя».

- Что вы заметили в этой музыке? (Да, действительно, музыка звучала как-то напыщенно, резко, угловато, остро.)

А теперь послушаем, как совсем по-другому - нежно и трепетно – звучат мазурки Шопена! Великий музыкант, воспевающий душу своего народа, способного создавать прекрасные мелодии и прекрасные танцы, - это уже совсем другая Польша, поэтичная и мечтательная, Польша Огинского и Адама Мицкевича. Вслушайтесь в звучание мазурки Шопена - вы поймёте, как много может рассказать незатейливая танцевальная мелодия.

Слушание: Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4.

- Как звучит эта музыка? (Мазурка звучит поэтично, нежно, мечтательно, мягко.)

Итог урока:

При всей важности танцевальных жанров музыка балета не просто отдельные характеристики, это единый художественный замысел, целостное эмоционально-смысловое содержание. Поэтому подлинного расцвета балет достигает в тех случаях, когда все его выразительные возможности - музыка, живопись, танец, режиссура, исполнение - раскрываются с наибольшей яркостью и полнотой, превращая спектакль в подлинное событие культурной жизни.

Вопросы и задания:

1. Что означает слово «балет»? Что составляет его основу?

2. Каковы истоки балета?

3. Какая страна стала родиной классического балета?

4. Кто из композиторов XVII-XVIII веков писал оперы-балеты?

5. Почему балет, так же как и оперу, принято считать синтетическим жанром?

6. Какими качествами, по-вашему, должно обладать литературное произведение, чтобы оно «зазвучало» в балете?

7. Назовите балеты П. Чайковского.

8. В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуйте костюмы, подходящие для Золушки и её сестёр.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: