Формы и результаты теоретического познания

Эмпирический уровень научного познания. Предмет, объект и методы

Предмет

Предмет э.п.  – это явления и зависимости между ними.

Явление – это внешняя, поверхностная сторона действительности, которая воспринимается с помощью органов чувств, причем явления в скрытом виде несут себе сущность (этот принцип не принимает Кант и его последователи, но принимает научная философия).

 

Объект эмпирического познания

Объект эмпирического познания – это эмпирические объекты.

Эмпирические объекты – это специально сконструированные исследователем объекты, благодаря созданию которых он фокусируется, концентрируется на наиболее существенных сторонах объекта, релевантных (соответствующих) его исследованию.

Т.е. эмпирический объект не тождественен объекту реальности, потому что объект реальности бесконечен и неисчерпаем. Почему? ЕЗМП: физическая форма материя – не самая простая. В этом объекте есть неисчерпаемость субфизических уровней. Плюс этот объект связан со всеми другими объектами бесконечного мира.

Напр., человека можно рассматривать как систему рычагов – это будет эмпирический объект.

Активность познающего субъекта очень часто гипертрофируют, преувеличивают (вслед за Кантом), и тогда говорят о том, что объекты реальности сами по себе непознаваемы. Потому что мы познаем не объекты исследования, а эмпирические объекты («вещь для нас», а не «вещь в себе»). Это – агностицизм.

С позиции научной философии это (непознаваемость объекта) – ошибка. Потому что эмпирический объект указывает именно на сущность, на наиболее существенные стороны объекта реальности. Это не какие-то случайные, второстепенные характеристики. Это самое важное в объекте для данной науки. Именно поэтому он эффективен. Т.е. эмпирический объект – это не пропасть, разделяющая исследователя и объект реальности, а «мостик», который их связывает.

Проблема микрообъекта и макроприбора. Макроприбор не в состоянии передать сущность микромира (элементарные частицы). Это принципиально иная реальность.

Но макроприбор – это тоже «мостик», который связывает нас с микрометром. Во-первых, макроприбор сам состоит из элементарных частиц, т.е. он не чужд микромиру. Во-вторых, макрообъект объективно сложнее, чем микромир, и поэтому мы можем его адекватно познавать.

 

Методы эмпирического познания

Наблюдение, эксперимент, измерение и др общенаучные

Существует и множество конкретно-научных методов.

 

Результаты эмпирического познания

Результат э.п. – это факт, т.е. зафиксированное соответствующими научными средствами реальное событие. И эмпирические закономерности, т.е. связи явлений. Еще не понятно, каков фундаментальный закон приводит к этой связи, но уже выявлена повторяемость явлений.

На основании этого результата начинается работа теоретического уровня научного познания. В известной мере можно сказать, что связкой между эмпирическим и теоретическим познанием являются аксиоматико-дедуктивный метод АДМ и гипотетико-дедуктвиный метод ГДМ.

ГДМ – метод научной гипотезы. Основоположником считается Галилей:

Есть множество истинных утверждений. Ставится задача расширения этого множества за счет добавления новых истин. Формулируются гипотезы, из которых выводятся (дедуцируются) логические следствия. Следствия проверяют в опыте. Вероятность истинности гипотез либо повышается, если есть подтверждение гипотез в опыте, либо снижается, если нет подтверждения.

Индукция преобладает, но есть и момент дедукции.

Индукция – ход мысли от единичных фактов к общим выводам.

Дедукция – ход мысли от общей гипотезы к частным случаям.

АДМ и ГДЕ – это «мостики», которые связывают эмпирическое познание и теоретическое.

 

Теоретический уровень научного познания: предмет, объект, методы

 

Предмет теоретического познания

Это сущность, сущностная связи вещей.

Сущность – это скрытая, глубинная сторона действительности. Напр., какой-то фундаментальный закон.

 

Объект теоретического познания

Объект – это теоретический идеальный объект.

 

Теоретические идеальные объекты – это сконструированные исследователем в рамках теоретических исследований объекты, которые включают характеристики, свойства, стороны, которых вообще нет ни у какого объекта реальности.

Примеры: физика – материальная точка, т.е. объект у которого вообще нет размеров, но есть масса; абсолютно черное тело – вообще ничего не отражает, только поглощает волны. Экономика – идеальный товар: сразу после производства не проводит ни секунды на складе, сразу продается.

Есть соблазн дать агностическую интерпретацию теоретического идеального объекта, т.е. вслед за Кантом заявить, что объективная реальность непознаваема, мы сами конструируем объекты своей теории, человек «навязывает» законы природе. И действительно, не совсем понятно, как эти объекты могут служить познанию.

Ответ с позиции научной философии: теоретически идеальные объекты делают действительность более «законосообразной», чем она является сама по себе, то есть они позволяют выявить «чистые» законы, без исключений, без кажимостей, без неизбежного действия других законов. В отношении потенциала выявления закона ТИО «правдивее» самой объективной реальности. И после того, как сформулировали этот закон, успех практики подтверждает, что он в целом соответствует объективной реальности. Получается, ТИО – это эффективный способ познания, и в этом нас убеждает успех практики.

 

Методы теоретического познания

Идеализация как начало собственно теоретического познания, математическая гипотеза и др

 

Формы и результаты теоретического познания

Основные формы:

Проблема ® гипотеза ® теория

 

Проблема – это фундаментальный научный вопрос, для решения которого приходится выйти за пределы известного, за пределы существующих представлений.

По Попперу – это начало любого научного познания.

С позиции научной философии источником фундаментального познания являются факты.

Проблема – это знание о незнании, т.е. это не незнание в чистом виде, это связь знания и незнания. Если четко сформулирована проблема, то вы указали, четко определили границы между знанием и незнанием и хотя бы имплицитно (в скрытом виде) указали на методы, подходы к решению проблемы. В хорошо сформулированном вопросе содержится половина ответа.

Гипотеза – это пробное решение проблемы. Гипотез, как правило, много. Те из них, которые подтверждаются системой фактов, практикой, которые наиболее логически непротиворечивы, имеют шанс войти в состав научной теории.

Теория – это высшая форма научного познания. Это система объективно истинного, т.е. практического доказанного знания. Она включает в себя научные понятия, принципы и законы.

Иногда говорим что-то подобное: «теоретически, это не будет работать»… Если сомневаемся, говорим не о теории, а о гипотезе.

Это не значит, что теория – это абсолютное, окончательное знание. Теории развиваются, и рано или поздно они включаются в более общие теории как частный случай.

Эйнштейн говорил, что хорошая теория обладает способностью указывать на свою ограниченность, на тот путь, на котором появится новая, более общая теория, в которую старая включится как частный случай.

Если теория работает на практике, они никогда не будет полностью отвергнута, ибо в ней есть существенный момент объективно истинного знания. Эти моменты объективных истин накапливаются в ходе развития науки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: