Классификация стратегий самореализации»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

Эссе на тему:

 «Модус жизнедеятельности (по Абульхановой-Славской).

Классификация стратегий самореализации».

 

  Выполнил обучающийся: Козлова Анастасия Андреевна, по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры), направленность (профиль) Психология организационно-управленческой деятельности, очная форма обучения   Научный руководитель: Тузова Ольга Николаевна, кандидат психологических наук

 

Мурманск

2020

 

Анализу жизненного пути с учетом философских, психологических и социологических аспектов посвящены работы К. А. Абульхановой-Славской. В работе «Диалектика человеческой жизни» автор раскрывает специфику индивидуального бытия человека через три его характеристики: взаимодействие с условиями, развитие и воспроизводство самого себя. Все они находятся во взаимодействии друг с другом. Изменение или сохранение индивида определяет изменчивость или стереотипность его сознания и действий. Поскольку жизнь человека разворачивается во времени в форме отдельных событий, то здесь возможны два способа воспроизводства жизни: человек не определяется по отношению к жизненным событиям; человек предопределяет логику своей жизни.

Жизнь может рассматриваться и как задача или проблема, складывающаяся из ряда отдельных задач. В этом случае человек через систему социальных стереотипов соотносит себя с обстоятельствами жизни. Стереотипы жестко заданы и выступают в качестве обязательных требований, определяющих образ жизни человека. Однако человек сам определяет линию своей жизнедеятельности, выделяя только те обстоятельства, которые в значительной мере могут влиять на его жизнь. В этом состоит избирательность, которая иногда может носить неосознанный характер. Другими словами, человек не всегда осознает значимость происходящих событий и может приобщаться к обстоятельствам, которые никак не влияют на его жизнь.

Включение обстоятельств в ход своей жизни является признаком того, что индивид является субъектом собственной жизни. Субъективность проявляется и в способе интерпретации действительности. Здесь важную роль играют последствия интерпретации: изменяется ли позиция индивида. Под позицией понимается способ разрешения противоречий между объективными и субъективными отношениями. Человек как субъект жизни проявляет свое отношение к действительности в силу необходимости. На основе позиции человек может устанавливать либо нерефлексивное отношение к действительности (определяется обычаем), либо выступать в качестве субъекта, выражающего свое решение жизненных противоречий. Решая жизнь как задачу, субъект сам создает ситуацию неопределенности для того, чтобы решить ее определенным образом. Он вводит множество возможностей и как субъект выделяет единственную. Определение жизни как задачи подчеркивает ее индивидуальный характер, так как решение задачи у каждого свое. При этом преодолевается раздробленность жизни на отдельные обстоятельства. Индивид не рассматривается как отдельное проявление действий, чувств, сознания и т. д. Он может выступать в качестве субъекта жизни, если способен интерпретировать действительности таким образом, что это меняет его позицию.

Теперь обратимся к классификации жизненных стратегий. Если рассматривать классификацию стратегий с позиции отечественных психологов, то они выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

К. А. Абульханова-Славская рассматривает концепцию жизненной стратегии как интегральную характеристику, включающую поиск, обоснование и реализацию своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований (надо) с личностной активностью, ее ценностями, способом самоутверждения. На основе личностной активности (внутренний фактор) и типе организации времени (внешний фактор) каждая личность может строить свою стратегию жизни как стратегию учета своих возможностей или стратегию развития способностей к чему-либо.

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:

1. Творческая уникальность – отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;

2. Пассивная индивидуальность – представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его индивидуальное своеобразие в основном зависит не от его усилий, а определяется внешними обстоятельствами;

3. Активная типичность – отражает стремление человека «быть как все», когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей;

4. Пассивная типичность – характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественным нормам.

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью.

Р. Пехунен одним из возможных оснований для классификации жизненных стратегий рассматривает способ разрешения конфликтов. Обнаружив наличие конфликта, человек обычно действует одним из трех способов.

1. Прекращение всяких попыток борьбы. Отказ переживается как чувство беспомощности. Отход от социальных контактов и занятий;

2. Стратегия приспособления, для которой характерно принятие изменившейся ситуации. Приспособление может проходить различными путями. Пассивное приспособление означает, что человек смирился со своей судьбой, и передает функции контроля своей жизни внешним инстанциям. При активном приспособлении человек способен изменять отношение к своим занятиям и даже принимать новые способы действия;

3. Преодоление конфликта. Для стратегий развития характерно стремление расширить границы существующих жизненных ситуаций. При творческом развитии происходит поиск и освоение новых областей жизни, что обогащает личность. При ограниченном развитии прогресс затрагивает только одну область, в то время как другие остаются на периферии жизни.

В работах Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова выделяют три направления развития жизненных стратегий. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности – в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий.

Таким образом, в своих работах К. А. Абульханова - Славская предприняла попытку целостного рассмотрения жизненного пути человека с учетом взаимодействия внешних и внутренних факторов. Автор предлагает рассматривать жизнь как задачу или проблему, а человека в качестве потенциального субъекта собственной жизни.

И если мы обратимся к жизненным стратегиям, то увидим, что авторы предлагают различные классификация как жизненных стратегий, так и в частности стратегий самореализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: