Эссе по творчеству и картине Августа Васильевича Ланина «На краю» (Работу выполнила Ершова Алина гр. 17818.1)

Современное искусство последних 50-ти лет мало изучено. С позиции человека, который только начинает знакомиться с искусством углубленно и с конкретной целью, сложно сказать, какие яркие произведения можно вспомнить за последние пол века. В основном все заканчивается на советском искусстве 80-х годов, деревенской теме и суровом стиле. Это картины чаще всего традиционны по своей подаче и в плане формы довольно привычны для зрителя. Создается ощущение, что искусство испытало свой застой, мы уже все видели и знаем. Новые формы изображения иногда кажутся абсурдными и бессмысленными. Лучше, чем классическое искусство (те произведения, которые имеют образцовое значение и ценность для культуры), уже ничего не будет.

Но оценка «лучше-хуже» не совсем правильная для искусства, и я это понимаю. Сложно перейти грань «обывателя», мнение которого о искусстве основано на стереотипах и визуальном эффекте от произведения, и стать осознанным зрителем, который умеет понимать и интерпретировать произведение.

Поэтому, если смотреть на произведения Августа Васильевича Ланина с позиции простого зрителя, создается ощущение, что его произведения – очередная попытка превзойти то, что все мы уже видели, открыть новые формы, поиск которых изрядно уже надоел.

Но слушатель курса живописи уже априори не может быть «обывателем», если только он не занимается своими делами во время лекций. Пришлось прочесть некоторую литературу, изучить биографию, публикации художника и о художнике. И до сих пор я не уверена, что могу воспроизводить свои мысли с точным пониманием творческого замысла Ланина (но дедлайн задания давно прошел, поэтому я попробую).

Сам Ланин говорил, что «моя жизнь уже кончается, а жизнь моих картин еще не началась». Сложно понять, что именно автор имел введу, то, что его творчество оказались не признанным и уйдет вместе с ним, или то, что его талант и картины будут замечены позже, когда придет их время. Но его творчество явно отличалось от общепринятого советского. Не буду судить и высказывать свои предположения, опять же в силу своей некомпетентности, но некоторые произведения все же привлекли мое внимание.

Одно из них картина «На краю» из цикла «Поэты России» посвященная памяти Владимира Высоцкого, творчество которого было так же признано в широких массах только после смерти. Картина написана в 1983 году, спустя три года после смерти поэта. Ланин не подражал кому-то из признанных художников, а искал свой особенный оригинальный изобразительный язык, который сможет передать его мировосприятие и художественный взгляд. Это видно в композиции его картин, в том числе и в «На краю». Картина у художника — это монтаж множества сюжетов, связанных общей темой. Чаще всего, как в выбранной мной картине, эта композиция симметричная с центральным образом, вокруг которого круговорот частных эпизодов и событий, как-то относящихся к главному герою.

Такой монтаж дает возможность изобразить ход времени и сочетание моментов прошлого, настоящего, а возможно и будущего. Если рассматривать центральный образ как портрет – он становится вне времени, а хоровод образов вокруг превращается в синтез событий жизни, ставших частью жизни героя, в нашем случае Владимира Высоцкого.

Обратим внимание на саму картину. Центральный образ – Высоцкий, изображен не один. Думаю, это какая-то из его женщин (все их фотографии черно-белые, не смогла определить). Они сидят за столом, Высоцкий занимается делом своей жизни – игрой на гитаре, девушка будто бы засыпает. На столе очевидно алкоголь и тарелка с огурчиков. Про тягу к алкоголю в жизни Высоцкого говорили много. Эта же тема алкоголя появляется в образах вокруг. Здесь и мужчина, собирающий бутылки, и ларек с вывеской «пиво», к которому устремлена толпа людей (актуальная в то время для всего союза проблема алкоголизма), и сидящая под забором женщина (думаю, эта та же женщина, что сидит за столом) с пустой бутылкой в ногах. Очень важный момент – это феникс, вылетающие из Высоцкого. Картина посвящена памяти поэта, поэтому образ птицы, возрождающейся после гибели, олицетворяет его. Даже если умер Высоцкий, творчество его со смертью будто бы заново возродилось. Образы вокруг почти все носят негативный характер – пьяные, бедные, с фингалом под глазом, по цвету и свету на этих героях мы видим, что Ланин хотел передать их негативную окраску. Персонажи серые, будто бы бездушные. Но на них есть красный блеск – это отблеск от птицы феникса, то есть Маяковского, который возможно превозносит в жизнь этих людей хоть какой-то яркий теплый свет. Думаю, что каждый сюжет, изображенный вокруг главного героя, имел значимое значение на его судьбу, но к сожалению, я не смогла сопоставить биографию Маяковского с изображенными героями. Я больше склоняюсь к тому, что здесь Ланин изображает общую ситуацию жизни поэта в той эпохе, ее связи с частной жизнью. Так, сюжет с танцующими народниками переносит нас к театральной жизни писателя, а два портрета над танцорами возможно режиссёры или руководители театральной группы, в которой учился Высоцкий. В любом случае, именно такая кольцевая (если можно ее так назвать) композиция дает возможность увидеть не просто центральный портрет, но и связь его со всеми эпизодами и событиями частной и общественной жизни.

Попробуем зрительно убрать все с картины, кроме центрального образа. Остается один сюжет – Высоцкий с гитарой, вылетающий из него феникс, какая-то женщина, пребывание которой на картине становится бессмысленным и алкоголь. Это картину уже можно интерпретировать совсем по-другому, скорее даже негативно, и она потеряет возможно один из главных сюжетов – блеск от феникса на лицах других героев. Эти эпизоды относятся к конкретным моментам прошлого, но благодаря свету от феникса момент и связь жизненных событий становятся единым, рамки времени стираются. Свет в этой картине метафоричен и символичен, он объединяет все изображение – все темное и светлое, негативное и позитивное, яркое и серое соединяется в единую композицию. Благодаря этому объединению негативная окраска центрального героя исчезает и становится объяснимой.

Названия своим картинам Ланин тоже давал не случайно, он как художник наделял слова большим смыслом. Я могу интерпретировать ее так – скорее всего, здесь изображены последние годы жизни Высоцкого, когда он уже был «На краю» жизни и смерти. Поэтому здесь и изображен феникс, а события жизни (кстати, хочу отметить, что ни в одном из этих эпизодов не изображен сам Высоцкий, он как будто сам становится зрителем своей жизни) как интерпретация фразы «жизнь перед глазами пробежала».

В начале своего эссе я говорила о своих поверхностных и немножко стереотипных знаниях о искусстве. После таких, пусть и не сильно углубленных, анализов происходит некоторое понимание произведений. Так по крупицам собирается личный взгляд на искусство. Предстоит еще долгий путь на пути к его формированию, но часто изучение именно таких, не входящих в основной курс истории и теории искусств, картин и художников дает более полное представление о живописи. Исчезает привычное видение современного искусства, как чего-то пугающего и непонятного, а иногда даже абсурдного и бессмысленного. Создается личный взгляд, со своим ощущением и пониманием.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: