Экскурсия по комнате казачества мкудо «киреевский дпц»

 

Земля отцов – твоя земля!

Студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он.

 

Родина – ёмкое и бесконечное слово, но это жива действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни, кухня, обряды и традиции. Обряды и традиции казачества.

 

Что мы знаем о казачестве? В сознании большинства из нас – это отважные и сплоченные воины, которые в тяжелый для Родины час грудью вставали на её защиту, сражаясь, как правило, в конном строю. Кто-то почерпнул сведения о казачестве из бессмертных произведений М. Шолохова. Но только единицы наших земляков знают, что история Киреевского района тесно переплетена с историей казачества и что многие из нас являются потомками казаков, принявших самое активное участие в создании великого Российского государства.

 

В 1552 году крымский хан Девлет-Гирей, стремясь помешать Казанскому походу Ивана Грозного, напал на южные волости Московского государства и взял в осаду Тулу. Лишь благодаря героической обороне туляков и быстрой помощи русских ратей, ханское войско удалось отогнать от южных подступов к столице. На реке Шиворонь 15 тысячный отряд русских войск догнал отступавший 30 тысячный отряд крымских татар, освободил пленных и разгромил непереправившиеся войска, затем вернулись передовые отряды крымских татар, и снова закипела битва, наши воины разгромили и их, а потом стали подходить отставшие отряды и битва продолжалась два с половиной дня. Были захвачены большие трофеи, в том числе порох и орудия. Погибших в той битве похоронили на высоком холму над р. Шиворонь. После завершения похода наши воины вернулись на место битвы и поставили здесь две церкви. На месте битвы  Пятницкую церковь, а над братской могилой - Покрова пресвятой Богородицы церковь. Поэтому холм этот до сих пор называется Покровка. После разгрома крымских татар поход на Казань возобновился. А уже 2 октября 1552 года, на Покров, штурмом Казань была взята. Царь Иван Грозный за отвагу и геройство при взятии Казани даровал казачеству реку Дон с притоками на вечное житье, поэтому Покров Пресвятой Богородицы у казачества является главным праздником. Однако  нападение крымского хана показало, что необходимо наращивать усилия по дальнейшему укреплению южных границ. В 1554 году князь Жижемский закончил строительство первого степного города России  – Дедилова, который перекрыл кратчайшую дорогу из Дикого поля – степи на Тулу и Москву. Кремль был деревянный, дубы для него возили из веневских засек. Внешняя стена была толщиною в три бревна. В городе был поставлен гарнизон из стрельцов, пушкарей и двух казачьих сотен Луговой и Дергилевой, все жили в своих слободах. Кроме Пушкарской, Стрелецкой, Луговой и Дергилевой слобод, в Дедилове били также Слобода воротников – которые охраняли ворота крепости, слобода казенных плотников и Слобода вновь приборных казаков за рекою Шиворонью, там стояла и ныне стоит церковь Михаила Архангела. Михаил Архангел с огненным мечом охраняет вход в Рай, а тут он как бы охраняет вход в земли русские. Дедилов долгое время был пограничным городом. Дедиловский кремль был крепостью-поселением. Другими словами в крепости постоянно жил воевода со своими помощниками, дежурный караул стрельцов и пушкарей. В кремле было построено много сарайчиков – клетей, в которых укрывались женщины, дети и старики в случае набега. На стенах сражались стрельцы, пушкари и гражданские люди, которые поименно были расписаны по участкам стены. Казаки защищали Дедиловский кремль снаружи и если их враги начинали теснить к стенам, то в бой включалась артиллерия, затем стрельцы и в самый последний момент на головы осаждавших со стен летели камни и короткие, заостренные с двух сторон колья. В мирное время все жили по своим слободам. Казаки несли не только сторожевую и дозорную службу вдоль засечной черты и в Диком поле, но и участвовали во всех походах. Так в 1556 дедиловские казаки участвовали в походе, возглавляемым Вишневецким. За участие в том походе некоторые, особо заслуженные казаки, стали дворянами и получили свои поместья, а на Дергилеву и Луговую сотни за этот поход были добавлены земли. В 1559 году в соборной Никольской церкви Дедилова было явление Николая Угодника на коне, о чем была сделана запись в Летописи.

 

Что же представляла собой засечная черта? Она состояла из участков естественных заграждений: рек, лесов, болот, оврагов, которые были соединены между собой искусственными сооружениями – засеками. Деревья подрубались так, чтобы образовать непроходимые заграждения для конницы, то есть их рубили примерно в метре от земли, и укладывали, не срубая сучьев в сторону Дикого поля. В то время границы Московского государства заканчивались на Диком поле.

 

По мере удаления границ Московского государства к югу военное значение Тульской засечной черты снижалось, и соответственно снижалась роль Тульского казачества в защите от набегов крымских татар. В середине 16 века на землях Луговой казачьей сотни была обнаружена руда. И воинские люди Дедилова стали ее добывать и варить примитивную сталь, появились кузнецы, которые стали из той стали изготавливать необходимые вещи и оружие. К 1595 г. некоторые кузнецы так наловчились, что стали изготавливать огнестрельные оружие. Такие кузнецы назывались самопальщиками, ну которые самопалы умеют делать. В 1595 г.Дедиловские кузнецы готовы были производить оружие в больших масштабах, но постоянные набеги отвлекали людей от такой работы и они обратились к царю - сыну Ивана Грозного Федору Иоанновичу с просьбой помочь им организовать их труд, и Царь в 1595 г. переселил 30 семей Дедиловских кузнецов самопальщиков и учредил для них за Упой Кузнечную слободу, ныне Заречье г. Тулы. И некоторые выходцы их Дедилова стали прославленными оружейниками Лялин, Баранов, братья Мосоловы, которые не только хорошо работали сами, но и организовывали оружейные заводы в России, так ими построен Златоустовский завод, который до сего времени славится своим холодным оружием. В Туле активно развивалось металлургическое производство, что привело к спросу на Дедиловскую руду. Царь Алексей Михайлович  обязал казаков заниматься её добычей. Низкие заработки, многочисленные повинности заставляли казаков бежать на юг. В 1773 году царь Петр 1 подписал Указ о переименование тульских казаков в пашенных солдат с сохранением личной свободы и земельных наделов.

Но, несмотря на попытки расказачивания, историческая память дедиловских казаков сохранила традиции и обычаи своих отцов и дедов, первыми принимавшими на себя удары врагов.

 

В 16 веке, где сейчас стоит г. Киреевск, была земля Луговой казачьей сотни и были рудники. Первое название этого места Выселки Луговой слободы, затем в 18 веке появилась деревня Киреевка.  После строительства здесь рудоуправления и прокладки сюда железной дороги, повысился и статус Киреевки, она стала рабочим поселком Киреевский, в 1956 году получил статус города. В 1957 году, после объедения Болоховского и Дедиловского района, появился Киреевский р-н.  

 

«Мой дом – моя крепость» - казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем прослеживаются черты самобытной древнейшей истории.

 

Название «курень» - монгольское. Слово «курень» означает «круглый», ещё шире – «гармоничный», если попробовать «расчленить» это слово и перевести, то вот что получится: «куря» - круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу.

 

Если бы мы с вами перенеслись на 120-130 лет назад и попали в казачье село, то, конечно же, зашли в гости в казачью хату – курень. В первой комнате находилась печка, полы в доме были мазанные, у окна стоял стол (сырно), вокруг стола - деревянные лавки, далее – полки для посуды, где стояли большой глиняный горшок, горшки поменьше, чавуны для приготовления борща, каши, позднее появились шкафчики и буфеты. Сундук иногда деревянная кровать. В доме всё было украшено вышитыми полотенцами – рушниками.

 

Поскольку в конце 19 века в среде казачества были распространены большие семьи, жили казаки чрезвычайно скученно. На нарах спали покатом по несколько человек. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу.  Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках.

 В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно. Рассаживались за столом в определенном порядке: на почетном месте глава семьи, рядом с ним – старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины.

 

Жилищные условия во многих больших семьях в зимнее время были тяжелыми. Глинобитные полы, отсутствие вентиляции, теснота, плохое освещение, необходимость содержать зимой в жилых помещениях домашних животных – всё это создавало антисанитарные условия существования, приводившие к различным заболеваниям.

 

Костюм Дедиловского казака. Основа костюма – рубаха с косым разрезом ворота, так называемая косоворотка, чтобы предохранить грудь от переохлаждения,  и штаны – порты. Рубаха шилась почти до колен, с прямыми рукавами. Мундир Дедиловского казака был синего цвета. Одежда казачки: рубаха, на которую одевалась широкая длинная юбка (панева), кофта и платок.

 

По вечерам молодежь собиралась на вечёрку. Летом молодежь предпочитала улицу, а зимой же «посиделки» в хате. На посиделках девушки мяли и чесали шерсть, пряли, вязали и вышивали. Работа сопровождалась песнями. (Фольклорный ансамбль)

 

Культ коня у казаков преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Не принято было у казаков иметь боевого коня – кобылицу.

Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, при этом приговаривала: «На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой», а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении сына. Казак принимал повод, и только после этого, обминал и целовал жену, детей, а нередко и внуков, садился в седло, снимал папаху, осеняя себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора. Домой казак всегда возвращался где его ждала большая семья!!!(песня шел казак на побывку домой)

 

 

Экскурсия на Кургане

 

Курган Бессмертия – вечный памятник героям, защитникам тульской земли. Стоит величественно тихо на развилке дорог…

После провала попыток гитлеровцев летом 1941 года прорваться к Москве, в конце сентября – начале октября фашистский вермахт, подтянув свежие силы, вновь начал наступление на столицу. Советские войска оказали упорное сопротивление, проявили высокую стойкость, самопожертвование. Под натиском намного превосходящих сил противника, войска Брянского фронта отступили к Туле. Начались оборонительные бои. Советские войска совместно с местным гарнизоном и ополченцами отразили все попытки врага овладеть городом.

Под Дедиловым немцы появились в начале ноября. Пользуясь немногочисленностью советских войск в Дедилове, рота 108 танковой дивизии без техники, они прошли до с. Александровки. Начиная с 3 ноября по 6 413 стрелковая дивизия выбила немцев до с. Панино и вела ожесточенные бои, в которых было подбито много танков и убито до 500 немцев. 6 ноября на оборону Дедилова заступила 299 дивизия в составе 2 полков 956 (стоял в д.Жилой) и 958 командир Баранов, ветеран финской войны, оборонял Дедилово. 18 ноября немцы из Бородино начали наступление на наши позиции в д. Кубашево, артиллерийский узел обороны 413 дивизии, захватив его, немцы одним отрядом вышли в тыл обороняющим Дедилово, другим пошли захватывать Болоховку. В это же время со стороны Киреевки немцы сбили 6 роту 958 сп 299 сд, которая стояла на месте где сейчас Завод Легких Металлоконструкций, расстреляв всех выживших в бою наших воинов, прикрываясь местным населением начала форсировать р. Шиворонь. Дедиловская средняя школа несколько раз переходила из рук в руки. Нашим войскам пришлось отступить. 13 декабря у д. Криволучье 5 немецких танков разгромили наш передовой батальон 322 дивизии во главе с капитаном Мильером, за полчаса боя погибло 142 наших бойца, которые ныне покоятся в этом кургане. Освобождение пришло к нам 15 декабря 1941 г. в 8 утра 2 гвардейская кавдивизия 1Гвард кав корпуса освободила Дедилово и пос.Киреевский.

Тульская оборонительная операция, важнейшей частью которой являлась героическая оборона Тулы, сыграла большую роль в стабилизации линии фронта на южных подступах к Москве.

 

В ознаменование 30-летия Победы Советского народа над гитлеровской Германией 7 мая 1975 года на восточной окраине деревни Быковка Киреевского района сооружен Курган. Автор проекта – наш земляк художник Николай Николаевич Петровичев.

 

Курган представляет собой кругообразный холм, высотой 16 метров. На холме возвышается трехгранный 6-метровый стальной шпиль. В первой лобовой стеле Кургана замурована Книга Славы, где записаны имена земляков, погибших в 1941-1945 годах. Здесь же замуровано обращение к потомкам. Эти документы будут вскрыты в 2045 году к 100-летию окончания Великой Отечественной войны. Курган опоясан железобетонным кольцом высотой 80 см. Над кольцом по окружности расположены гранитные плиты с именами павших защитников Киреевского района.  Металлические ампулы с землей городов-героев – Тулы, Москвы, Ленинграда, Севастополя, Киева, Новороссийска, Минска и других, замурованы в боковых частях центральной аллеи.

 

Перед Курганом – четыре братские могилы, в центре могила «Солдатское сердце бьется». В них захоронены около 5 тысяч солдат, и лишь имена 77 из них известны. Рядом - гранитная плита с пятиконечной звездой, к которой подведен Вечный огонь. От него проходит главная аллея, по сторонам которой установлены мемориальные доски с наименованием частей и соединений 50-й армии и 1-го гвардейского кавалерийского полка, участвовавших в освобождении Киреевского района от гитлеровских захватчиков.

15 декабря 2017 года у кургана Бессмертия в Киреевском районе был открыт памятник 142 солдатам 322 горьковской дивизии погибшим в неравном бою 13 декабря 1941 г. у д. Криволучье установленный силами Нижегородского и Тульского землячеств г. Москвы.

В мемориал Курган бессмертия входят также скульптуры Скорбящей женщины с венком и Раненного солдата.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: