Избирательные системы

Сложность статьи узнать больше, чем в школепобедить в олимпиаде

Выборы — это тип политического участия граждан. Выборами называют процедуру формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом.

Избирательная система — политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения и определения результатов голосования и распределением мандатов (юридическое отношение представительства, вакантное место, занимаемое посредством избрания) между партиями.

Компоненты избирательной системы:

  1. Избирательное право — это принцип и условие участия граждан в формировании выборных органов, комплекс правовых норм о порядке выборов. Избирательное право может быть активным (правом избирать) и пассивным (правом быть избранным). Избирательное право может быть ограниченно цензами: возрастными, имущественными, образовательными, национальными, расовыми, сословными.
  2. Избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов.

Демократическими выборами называются такие, которые проходят при условии соблюдения «четырехчленки». В таком случае выборы должны быть всеобщими, прямыми, равными и тайными.

  1. Всеобщий характер избирательного права выражается в том, что участвовать в выборах могут все граждане, достигшие определенного возраста, независимо от пола, расы, социального происхождения и других факторов.
  2. Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях.
  3. Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата.
  4. Тайное голосование означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.

Этапы избирательного процесса:

  1. Назначение выборов.
  2. Организация избирательных округов.
  3. Создание избирательных комиссий.
  4. Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей.
  5. Выдвижение кандидатов.
  6. Предвыборная агитация.
  7. Процесс голосования.
  8. Подведение итогов голосования.
  9. Установление результатов и распределение мест в выборных органов по итогам голосования.

Избирательными системами называют порядок формирования выборных органов государства.

Избирательные системы могут быть двух типов — мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Мажоритарная избирательная система может быть двух типов: относительного большинства и абсолютного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства предполагает, что избранным считается тот кандидат, который набрал большее количество голосов, чем каждый из его оппонентов в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре, однако зачастую выбранным становится тот кандидат, который по абсолютным показателям набрал весьма незначительный процент голосов.

Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по избирательному округу голосов избирателей (50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения победившего кандидата, недостатком — невысокая представительность голосов. В теории может быть потеряно свыше 49% голосов.

Пропорциональная избирательная система это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов.

При такой системе образуются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: голосование идет по партийным спискам, и население голосует не за конкретных кандидатов, а за политическую партию. Недостатком этой системы является невозможность выдвижения так называемых «независимых» кандидатов.

Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания, затем применялась пропорциональная система, на выборах 2016 г. вновь применена смешанная система. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов — по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там, исключаются из федеральных списков.

Типы избирательных систем:

Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система — это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Пропорциональная система — это система определения результатов выборов, в основе которой лежит принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) система — это система определения результатов выборов, при которой часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть — с пропорциональной.

Достоинства

  • прямая ответственность избранного перед избирателями и населением округа (голосуют за конкретного кандидата, а не за список представителей партии);
  • формирование устойчивого правительства.
  • широкий спектр политических партий (выражение воли меньшинств);
  • гарантия представительства мелких и средних партий.
формирование действительно представительного органа власти.

Недостатки

  • мелкие партии могут быть не представлены в сформированном органе власти;
  • не отражает реальной расстановки политических сил (голоса проигравших партий могут составлять до 49%).
  • отсутствие прямой ответственности избранных перед избирателями;
  • избранный орган власти состоит из множества оппозиционных фракций, что затрудняет его работу.
 
усложненный процесс проведения выборов.
     

 

 

ВОПРОСЫ:

1. Найдите в приведенном ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) равноправие избирателей
2) наличие альтернативных кандидатов
3) открытая подача голосов
4) наличие имущественного ценза
5) доступность правдивой информации о кандидатах
6) регистрация избирателей на избирательных участках

 

2. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

«Партийная система отнюдь не независимая, а скорее зависимая переменная и определяется состоянием поли­тической системы и её институтов, избирательной фор­мулой, активностью членов партий и избирателей, об­щим состоянием социума. Со своей стороны партийная система служит своеобразным индикатором состояния общества и может сигнализировать о его расколе или консенсусе, солидарности или автомизированности, ус­тойчивости или нестабильности. <…>

Говоря о месте партий, отметим, что каждая из них име­ет свои корни в гражданском обществе, а вершиной проби­вает себе путь во властные структуры. Кроме того, каждая партия имеет свою внутреннюю организацию. Получается своеобразная модель дерева со своей корневой системой, проросшей в самую толщу народной почвы и питающейся оттуда соками в виде интересов и потребностей, которые, переходя в ствол, т. е. в партийный аппарат, актуализи­руются в виде партийных программ, стратегий, тактик, лозунгов, являя собой своеобразную крону и листву. Вер­шина этого дерева-партии достает в случае успешного роста до самого неба, т. е. до властных структур, и за­нимает там положение, соответствующее мощи корней и высоте ствола. <…> Место партийной системы в общест­ве вытекает из расположения партий между государст­вом и обществом, добавим между правовым государством и гражданским обществом».

(Исаев Б. А. Современное со­стояние теории партий и партийных систем//Социально-гуманитарные знания. 2008. № 2. С. 129−130.)

1) Что, по мнению автора, представляет собой пар­тийная система? Чем она определяется?

2) В чем видит автор роль партийной системы в об­ществе?

3) Опираясь на содержание текста и знания обще­ствоведческого курса, сформулируйте не менее двух ос­новных признаков политической партии.

4) Почему автор, говоря о месте партийной системы в обществе, делает акцент на правовом государстве и гражданском обществе? Аргументируйте свою точку зре­ния, используя знания обществоведческого курса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: