Как пользоваться критериями оценивания

Самостоятельная работа № 32

Тема: Разработать шкалу оценок проектов

Цель: формирование умения проводить анализ и самоанализ проведенного исследования и правильно формулировать оценку и самооценку работы.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Задание: разработать шкалу оценок проектов.

Алгоритм выполнения:

Критерии оценки особенно важны на заключительном этапе, когда учебно-исследовательская работа представляется на суд научного сообщества. Это понятие мы трактуем расширительно, как сообщество заинтересованных в исследовательской работе и компетентных людей, готовых к сотрудничеству. Это, например, школьники, участники факультатива, которые в процессе исследования становятся коллегами, участвуя в создании (например, на стадии сбора материала) и обсуждении работ друг друга, научный руководитель исследования, участники научного общества учащихся (НОУ) – учителя и школьники, которые представляют и оценивают исследовательские работы. За рамками школы – организаторы научно-практических конференций: учителя и ученые, готовые провести предварительные консультации, оценить состоятельность учебного исследования, его актуальность и научную новизну, а затем в составе жюри выбрать наиболее интересные, состоявшиеся исследовательские работы.

Напомним, что, в отличие от научных конференций, конференция школьников предполагает обязательную оценку представленных работ. Ее главная задача – способствовать объективной самооценке исследователя.

Критерии оценки, которыми руководствуются члены жюри на конференции:

· постановка цели и задач, логика изложения, наличие самостоятельных исследований, творческий подход в решении задач;

· мастерство презентации (культура речи, наглядность, иллюстративность…);

· ответы на вопросы аудитории, если они были;

· оформление письменного варианта доклада.

Дополнительно (в специальных номинациях) отмечаются работы, которые отличают творческая, оригинальная постановка проблемы, практическая значимость и актуальность, личная значимость, тщательность в проведении исследования и др.

Критерии, которые выдвигаются на заочном конкурсе детских и юношеских исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» (Обнинская конференция):

· исследовательский характер работы;

· новизна исследования;

· актуальность работы;

· практическая и (или) теоретическая значимость;

· грамотность и логичность изложения;

· анализ литературы по теме.

Экспертами могут быть введены дополнительные критерии оценки. Решение экспертов доводится до сведения заявителей (указан срок).

Самооценка

Самооценка – следующий этап в учебно-исследовательской работе. Умение оценить собственную работу, найти в ней недостатки, связано со способностью к рефлексии, которую следует развивать у начинающих исследователей.

Форма представления задания: шкала оценок проектов

Критерии самооценки выполненной работы: соответствие содержание работы изучаемому вопросу; полнота, раскрытия вопроса; оформление работы в соответствии с требованиями.

Виды контроля качества выполненной работы: демонстрация шкалы оценок проектов на уроке, обсуждение выступлений на занятии

Рекомендуемые источники информации: и нтернет-ресурсы.

Методический материал.

Критерии дают учащемуся четкое представление об эталоне работы.

· цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована;

· развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;

· тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;

· работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

· способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты;

· представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы;

· работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;

· работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

· на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;

· проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

Для того чтобы понять, что представляет собой эталон работы, к которому надо стремиться, достаточно прочесть все самые «дорогие» дескрипторы каждого критерия. При этом на любом этапе работы учащийся может самостоятельно оценить свою работу и понять, что необходимо доработать.

При этом итоговая оценка может быть спрогнозирована самим учащимся заранее.

Критерий 1. Постановка цели проекта

Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта

Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта

Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

Критерий 6. Анализ хода работы, выводы и перспективы

Критерий 7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

Критерий 8. Соответствие требованиям оформления письменной части

Критерий 9. Качество проведения презентации

Критерий 10. Качество проектного продукта

Как пользоваться критериями оценивания.

Существуют определенные правила, регламентирующие использование критериев оценивания. После ознакомления с оцениваемой работой необходимо внимательно читать дескрипторы каждого критерия сверху вниз, выбирать дескриптор, соответствующий проверяемой работе и отмечать его балл. Далее технические баллы, выбранные по всем критериям, складываются, приравниваются к определенному количеству процентов и по приведенной ниже таблице перевода приравниваются к определенной отметке. При этом необходимо учитывать, что максимально возможное количество технических баллов, или 100% успешности работы, будет различным для разных параллелей.

Так для  учащихся 16-18 лет

100% это – 30 баллов.

Таблица перевода

Проценты       Отметки

От 1% до      40 %                 «2»

От 41% до     74%                  «3»

От 75% до     95%                 «4»

От 96% до     100%                «5»

Количество критериев оценивания проектов может меняться в соответствии с целями обучения. Может меняться и количество дескрипторов к отдельным критериям. Например, вы считаете нужным сделать критерий «Качество проектного продукта» дороже, допустим, за счет такого дескриптора, как самостоятельное выполнение продукта. В этом случае этот критерий будет выглядеть так:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: