Погребальный обряд срубной культуры в Оренбуржье

Покидова Ирина ОБ-ИО-11

В начале XX в. русский археолог В.А. Городцов выделил три последовательно сменявших друг друга в степях Восточной Европы культуры эпохи бронзы: ямную, катакомбную и срубную.

Сру́бная культу́ра — протоскифская или киммерийская археологическая культура эпохи бронзы (17-12 вв. до н. э.). Сформировалась на основе полтавкинской культуры. Распространена в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии от Румынии до Туркмении и Прибалхашья.

Срубная культура или срубная культурно-историческая общность бронзового века получила свое название от погребений, совершенных в деревянных срубах, которые опускали в могилы, перекрытые курганными насыпями.

Некрополи срубной культуры, как правило, расположены в высоких поймах, либо на первых надпойменных террасах малых рек. Гораздо реже срубные могильники устраивались на II речных террасах или сыртовых водораздельных холмах. Все погребальные памятники срубной культуры на описываемой территории являются курганными могильниками, грунтовые кладбища пока неизвестны.

Насыпи в могильнике могут быть расположены цепочкой, которая состоит из одного или нескольких рядов и вытянута в широтном направлении, либо по линиям северо-восток – юго-запад или северо-запад – юго-восток.

Курганные насыпи были земляными, в основном, имели округлую форму, но встречаются и курганы овальной формы. В основном, овальная форма кургана образовывалась путем ряда последовательных присыпок к основной насыпи, либо она повторяла форму естественного ландшафта, в который был вписан могильник. Как правило, население срубной культуры для захоронения членов коллектива создавало собственные родовые кладбища.

Срубные памятники Оренбургского Предуралья в отличие от одновременных памятников, расположенных на территории Поволжских степей, делятся на две большие группы по типу надмогильного перекрытия: деревянного, либо каменного. К I группе курганных могильников относятся: Лабазовский, Скворцовский, II Перевозинский, IV Свердловский, V Свердловский, I Герасимовский, III Гера-симовский, V Мустаевский, I Кинзельский, II Пролетарский, Алексеевский, Ли-повский, Ново-Елшанский могильники, КМ у с. Погоромное, ОК у с. Красная Дача.

Ко II группе некрополей относятся: II Плешановский, Комиссаровский, Першинский, Уранбашский, Боголюбовский, Бурдыгинский, VI Рязановский, Биккуловский могильники, КМ у с. Новая Белогорка.

Умерших хоронили в скорченном положении на левом боку в основном головой на СВ.В некрополях I и II групп памятников, помимо «классического» размещения костей рук, отмечены также следующие позиции: одна или обе кисти находились под черепом; кисти рук переплетены в запястьях; обе руки протянуты к коленям; одна рука протянута к коленям, вторая – у лица; одна рука находилась у лица, другая была вытянута вдоль туловища; одна рука находилась у лица, другая располагалась на животе; кисть одной из рук находилась у плеча, другой – у лица; кисти рук отделены от костяка и сложены под прямым углом друг к другу; одна рука находилась у лица, другая касалась лба. Это говорит о связи срубной культуры с абашевской, ямной и криволукской посткатакомбной культурной группы.

Основное различие, положенное в основу выделения различных групп памятников – надмогильное перекрытие. Для захоронений I группы памятников срубной культуры Оренбургского Предуралья характерно наличие деревянных поперечных, реже продольных перекрытий. В основном, перекрытия представляли собою несколько положенных над могилою колотых плах, в некоторых случаях деревянные конструкции являлись мощными накатниками, сложенными из бревен.

Как уже было сказано выше, умерших хоронили в скорченном положении, рядом с погребенными ставили глиняную посуду, реже клали бронзовые и каменные изделия. Для I группы памятников основным установленным каноном можно считать размещение гончарных изделий пред лицом погребенного – этот способ постановки сосуда отмечен практически во всех памятниках I группы. То же самое можно сказать о варианте постановки сосуда перед грудью – он представлен в меньшем количестве, чем предыдущий, но также имеет широкое пространственное распространение. Способ помещения посуды над черепом хоть и является количественно преобладающим среди общей массы сосудов I группы памятников, в пространственном отношении представлен не столь широко, как два предыдущих. Основная масса сосудов, установленных относительно тела усопшего подобным образом, происходит из I Герасимовского КМ, то же самое можно сказать о размещении горшков за черепом костяка. Во II группе памятников четыре указанных выше варианта размещения керамической посуды относительно тела костяка и в количественном и в пространственном отношении на всех памятниках представлены примерно в одинаковом числе. Также во II группе некрополей в пространственном отношении довольно устойчиво проявляется способ помещения посуды перед животом усопшего. Остальные вариации размещения керамики относительно частей тела костяка и в I и во II группе некрополей встречаются менее часто, и какого-либо системного распространения не имеют.

Размещение горшков перед лицом и перед грудью костяка является типичным признаком для срубной культуры, на всей территории ее распространения, помещение сосудов над головой и за головой здесь тоже не исключен.

Погребальный обряд срубной культуры в Оренбуржье можно рассмотреть, за счет исследования Боголюбского курганного могильника и Лабазовского курганного могильника срубной культуры

Рассмотрим Курган 1 и его погребения Боголюбского курганного могильника. Курган 1 занимал центральное положение в северной части могильника. Насыпь кургана темно-серая гумусированная супесь мощностью от 60 до 120 см, сильно перерыта норами. Погребенная почва — более темная, чем насыпь, гумусированная супесь, сильно перерытая норами, плохо отделялась от насыпи. В насыпи кургана обнаружены следующие находки: 1) развал сосуда, который имел баночную форму, был орнаментирован. В верхней части сохранился узор в виде пояса из трех горизонтальных параллельных линий, под которыми изображены заштрихованные треугольники, направленные вершинами вниз. По придонной части нанесены заштрихованные треугольники, направленные вершинами вверх. Орнамент выполнен зубчатым штампом.2) череп человека на глубине –57 см от 0, в 2,5 м к юго-востоку от условного центра кургана. 3) берцовая кость человека на глубине –150 см от 0, в 0,2 м к северу от условного центра кургана. Погребение 3 обнаружено в 18,5 м к ЮВ от центра кургана. На уровне погребенной почвы, оно было перекрыто каменной подпрямоугольной плитой размерами 100×70 см, толщиной до 10 см. Под перекрытием на глубине –152 см от 0, на уровне погребенной почвы, зафиксированы контуры могильной ямы подпрямоугольной формы с закругленными углами размерами 95×75 см. Яма, как и перекрытие, ориентирована длинными сторонами по линии С — Ю. Стенки ямы отвесные, дно погребения горизонтальное. Заполнение могилы состояло из смешанного грунта. На дне могильной ямы лежал костяк ребенка скорченно на левом боку. Кости плохой сохранности. Кисти рук не сохранились, предположительно, лежали перед лицом погребенного; ноги — в сильно скорченном положении. Костяк ориентирован головой на север. Перед лицом погребенного стоял сосуд. К востоку от локтевого сгиба находились три путовые кости и бабка лошади. В заполнении могильной ямы найдены два амулета из клыка хищника с просверленным отверстием. Был найден сосуд — чашевидная банка.. Поверхность сосуда светло-коричневого цвета, с темными пятнами от обжига. Большая часть тулова не орнаментирована. В одном месте зафиксированы ногтевые вдавления. Рассмотрим Курган 1 Лабазовского курганного могильника. В насыпи кургана 1 обнаружены кости животных и раздробленные кости человека. Погребенная почва на всем пространстве раскопа состояла из супеси бурого цвета мощностью до 30 см. На межкурганном пространстве она не прослеживалась и переходила в более темный слой гумусированной супеси. Материк желтого цвета состоял из суглинков и песка.

Погребение 3. Здесь на глубине -95 см от 0, выше погребения, в основании насыпи, были обнаружены обломки 4 плах, лежавших на краю могилы с северной стороны, перпендикулярно ей. Длина плах около 1 м, толщина до 10 см. Продолжение перекрытия провалилось в заполнение ямы. Оно не было сплошным, а представляло собой разрозненные плахи, лежавшие вдоль могилы. Деревянные плахи были сделаны из сосны. Могильное пятно имело прямоугольные очертания со скругленными углами. Заполнение ямы состояло из рыхлого, смешанного с обломками дерева, гумуса, сильно изрытого грызунами. Стенки ямы отвесные, дно зафиксировано на глубине -199 см от 0. Таким образом, глубина ямы от погребенной поверхности составила 90 см. На дне ямы находились 2 скелета в положении скорченно на левом боку, ориентированные головами на север. Сохранность костей очень плохая. У скелета 1 полностью была разрушена грудная клетка, отсутствовали кости рук, одной ноги и ступней, частично череп. Чуть лучше сохранился 2-й скелет. Оба скелета принадлежали женщинам. На височной части черепа скелета 1 обнаружены 14 бусин из стекловидной голубой и белой пасты, 4 их обломка, а также 1 мелкая раковина от речной улитки с просверленным или пробитым отверстием. Диаметр бусин 3—5 мм. Под черепом, под левой височной костью, найдена бронзовая подвеска в 1,5 оборота, покрытая золотой фольгой. Длина изделия — 4 см. На профильной части подвески нанесен орнамент, на целой части изображены два горизонтальных пояса, ограниченные двумя линиями, заполненные зигзагом. На витке подвески изображены горизонтальные параллельные линии. У западной стенки, за тазовыми костями, был обнаружен обломок бронзового, желобчатого браслета. Таким образом мы видим, что в погребение найдено большое количество украшений. Также в нем было найдены и сосуды. Между северной стенкой и черепом скелета 1 найден целый сосуд, лежавший на боку, устьем обращенный к черепу. Параллельно сосуду 1, между северной стенкой и черепом скелета 2, находился сосуд 2, также лежавший на боку устьем к черепу. На расстоянии 10 см от лицевых костей скелета 2 кучкой были сложены детские зубы — всего 6 штук. Сосуды не орнаментированы, поверхность коричневого цвета.

Таким образом, рассмотрев подробную характеристику нескольких погребений можно дать полную характеристику погребального обряда срубной культур Оренбуржья: могильные ямы, расположенные под насыпью курганов, укреплялись деревянным срубом, а сверху закрывались бревнами. В некоторых курганах делались делали более сложные сооружения: насыпь кургана обкладывали бревнами, иногда над центральной могильной ямой, сооружали двускатную крышу. Курганы, очевидно, принадлежали большим патриархальным семьям, а группы таких курганов служили родовыми кладбищами. Умерших хоронили в скорченном положении, рядом с погребенными ставили глиняную посуду, реже клали бронзовые каменные изделия. Здесь были распространены плоскодонные сосуды и сосуды баночной формы с почти отвесными стенками. На сосудах баночной формы почти отсутствовал орнамент. Горшки украшали оттисками шнура, палочки или гребенки, с помощью которых на сырую глину наносились различные геометрические фигуры – ромбы, треугольники, перекрещивающиеся линии.

Список использованной литературы:

1. Моргунова Н.Л. и др. Лабазовский курганный могильник срубной культуры. Оренбург, 2009.
2.  Моргунова Н.Л. и др. Боголюбовский курганный могильник срубной культуры в Оренбургской области. Оренбург, 2014.
3..Купцова Л.В. и др. Периодизация срубной культуры Западного Оренбуржья по археологическим и естественно - научным данным. Новосибирск,2018.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: