Прочитайте стихотворение

Литературное чтение 10 апреля

Тема: Тема войны в произведении Б.А. Слуцкого "Лошади в океане»

Обобщение по разделу

Цели:

· Познакомить с произведением Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».

· Продолжить работу над совершенствованием техники чтения.

· Развивать память, логическое мышление, образное мышление, творческие способности детей, расширить словарный запас словарный запас.

· Воспитывать чувство патриотизма, нравственные чувства, чувства сострадания, гордости и любви к Родине.Проверить полученные при изучении раздела знания.

Ход урока

- У  каждого человека есть самый дорогой уголок. Родина-это земля наших предков

- Как Родину называют ещё (отечество или отчизна).

Испокон веку,наши люди проливая кровь, защищали свою отчизну!

9 мая 2020 наша страна будет отмечать 75лет со Дня Победы над фашистской Германией. Наши прадеды и деды отстояли мир, не дали разрушить. Вечная им память и вечная слава героям Вов.

-Как, ребята вы понимаете, что такое война?

(это ужас, горе, страдание, смерть, кровь…)

-Да. «Война – страшнее нету слова,

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова».

Ю.Дружинина писала:

«Я только раз видала рукопашный.

Раз наяву. И тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне».

Беседа о лошадях

-Кто знает, какие животные помогали людям на фронте?

(голуби, лошади, собаки.)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане».

Решим с вами, почему оно включено в раздел «Родина»?
Сообщение о поэте
Б.А.Слуцкий родился в 1919 году в городе Славянске на Украине, в семье служащего. Поэт вспоминает: «Предвоенное и послевоенное поколение детей росло в нищете. У родителей подчас не хватало не то чтобы на книги для нас, но и на хлеб. Трудно жили».

1941 год-начало Великой отечественной войны. Слуцкий уходит на фронт. Начинает войну солдатом, заканчивает майором.

- Отгремела война. Позади салют Победы 9 мая 1945 года. Но как злобное эхо, она, эта страшная война, еще долго напоминала о себе и убивала…
- Обладая исключительной добротой и честностью, зорким внимательным взглядом и чуткой душой поэта, он и в послевоенные годы не мог оставить без внимания ни одно из значительных волнующих событий.

Свое первое стихотворение он написал в мае 1941 года, будучи студентом Литературного института, а выпустил первую книгу "Память", когда ему исполнилось 38 лет. Слуцкий - автор многих поэтических сборников Переводил польскую, английскую, немецкую поэзию. (портрет Слуцкого)

Темы его стихов – прошедшая война, суровые житейские будни. Поэт в 22 года ушел на войну, участвовал во многих сражениях, был тяжело ранен, но стихотворение это он написал уже после войны.

Отгремела война. Но как злобное эхо, она, эта страшная война, еще долго напоминала о себе и убивала…




Прочитайте стихотворение

-Чем вас стихотворение поразило?

-Что запомнилось больше всего?

-Какое настроение, какие чувства навеяло?

- Какие слова вам не понятны?

Превозмочь – преодолеть, чего бы это ни стоило, достигнуть желаемого.
В трюме – внутреннее помещение корабля под нижней палубой, служащее для установки механизмов, грузов.

Подкова- приспособление для защиты копыт лошади.

Шлюпки- маленькие мореходные судна.

Плот – плавучая площадка для перевозки людей и грузов.

Гнедые лошади – красновато-рыжие, это масть(масть это окраска лошади). картинка-(с черным хвостом и черной гривой)
«На исходе лошадиных сил» - силы кончаются, их почти не осталось.

-О чем говорит поэт в первых 2-х строчках?

-Почему он начал с этих строк?

-Что доказывает, что ничего не предвещало беды?

-Почему? (война закончилась)

-Какой масти были лошади? Много ли их было?

-Каким изобразительным приемом здесь пользовался Слуцкий?

-Почему автор пишет о подковах?

-Откуда взялась мина?(Когда то шла война, мина плавала в воде, противолодочная морская мина)

-Как спасались люди? -прочитайте!

- Почему автор говорит «в шлюпки влезли»?(была суета, толкотня, крик,плач) (люди использовали свой шанс на спасение)

-Но, вспомнил ли кто-нибудь о лошадях?

(что же оставалось делать, как спасаться им, умеющим плавать «но не хорошо, не далеко»)

-А как спасались лошади? Прочитайте!

- Предполагали ли они, что их подстерегает гибель?

(все же лошади плыли, отчаянно стараясь остаться в живых)

- Что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение?.

- Расставьте слова по мере возникновения этих чувств у лошадей.

Тревога, испуг, страх, безнадежность.

-Как лошади почувствовали свою неминуемую погибель?

(«Вдруг заржали кони, возражая, тем, кто в океане их топил…»)

- Почему неоднократно повторяется слово «ржали»?

(было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь).

«Ржали, ржали» будто бы на помощь звали.

Так ржали они, словно хотели докричаться до людей, передать свою боль и страдания, упрекая их в своей страшной смерти.

-Кто оказался виновным в гибели лошадей?

Увы, лошади ничего не могли сделать, но, может быть, в силах людей было предотвратить катастрофу?

-Могли ли люди как – то помочь лошадям в океане?

-Что чувствовали люди, видя, как гибнут кони?

 «Жаль их – рыжих, не увидевших земли»

- С какого момента вы почувствовали волнение за судьбу лошадей?(читать7 -12 строки)
- Какой момент стихотворения вам показался самый напряженный? (читать 12)
- Какие чувства, мысли, убеждения поэт хотел передать читателям?(читать 14)

- Почему автор называет лошадей рыжим островом?
- Почему неоднократно повторяется слово «ржали»? (было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь). «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.
- Кому возражали кони? (тем, кто в океане их топил)

- Кто их топил?

 Выразительное чтение вслух.
Ответы на вопросы.

- С какой целью поэт написал это стихотворение?
- Как вы думаете, удалось ли автору добиться своей цели?

- Вы обратили внимание на фамилию после названия – И. Эренбургу.

(Илья Григорьевич Эренбург - писатель, поэт, друг Бориса Абрамовича Слуцкого)

- Эренбургу очень понравилось это стихотворение, поэтому Слуцкий посвятил ему.

Жизненные впечатления рождают переживания.

В школе мы часто слышим о том, что человек ответственен за совершаемые им действия, за сделанный выбор.

Это особенно важно, когда речь идет об экологии планеты, о природе, о братьях наших меньших – всём, на чем отражаются человеческие поступки, даже если человек этого не желает.

Человек создал машины, полетел в космос, покорил реки и горы. Однако действительно ли покорил?

Вот мина пробила кораблю днище, и все живые существа оказались под угрозой смерти.

Людям хорошо, они заранее продумали все варианты своего спасения. Но вот как быть лошадям.
- Почему стихотворение Слуцкого включено в Раздел Родина?

(Любовь ко всему живому на Земле – это и есть любовь к Родине.)

- Это событие, было на самом деле. Фашистами был потоплен Американский корабль с лошадьми

   Мы закончили изучать раздел «Родина» и я предлагаю вам ответить на вопросы теста с целью обобщить ваши знания по изученным темам.

                                       Тест

1.Кто написал стихотворение «Родине»?

А) А.В. Жигулин                      В) Н.М. Рубцов

Б) С.Д. Дрожжин                      Г) И.С. Никитин

2. Какое стихотворение написал С.Д. Дрожжин?

А) « Родине»

Б) «Русь»

В) «Лошади в океане»

Г) «О, Родина! В неярком блеске...»

 3. Как зовут поэта Дрожжина?

А) Дмитрий Спиридонович

Б) Спиридон Дмитриевич

В) Иван Саввич

Г) Борис Абрамович

4. Узнайте произведение по отрывку.

Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается.

А) «Лошади в океане»

Б) «О, Родина! В неярком блеске...»

В) «Родине»

Г) «Русь»

5. Из какого стихотворения эти строки?

Я в каждом шелесте листов Твой голос узнаю.

А) «Родине»

Б) «Русь»

В) «Лошади в океане»

Г) «О, Родина! В неярком блеске...»

6. В этом стихотворении рассказывается о том, что никто не мог завоевать Русскую землю.

А) И. С. Никитин «Русь»

Б) С.Д. Дрожжин «Родине»

В) А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»

Г) Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

7. О каком поэте идет речь в этом отрывке?

Родился он в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Учился в Во­ронежском духовном училище и духовной семинарии, но не окончил ее. Разорение отца и тяжелые семейные обстоятельства вынудили его стать содержателем постоялого двора.

А) об И.С. Никитине                 В) об А.В. Жигулине

Б) о С.Д. Дрожжине                 Г) о Б.А. Слуцком

8. Узнайте произведение по отрывку.

Каким восторгом мою грудь

Ты наполняешь мне,

Когда хочу я отдохнуть

С тобой наедине!..                   

А) «Родине»

Б) «Русь»

В) «О, Родина! В неярком блеске...»

Г) «Лошади в океане»

9. Из какого стихотворения эти строки?

Мои обиды и прощенья Сгорят, как старое жнивье.

А) «Лошади в океане»

Б) «О, Родина!В неярком блеске...»

В) «Русь»

Г)«Родине»

10. В этом произведении рассказывается о гибели животных.

А) И.С. Никитин «Русь»

Б) С.Д. Дрожжин «Родине»

В) А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»

Г)Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

Домашнее задание: научиться выразительно читать произведение

Б.А. Слуцкого «Лошади в океане»

 

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: