А) Прочитать стихи А. Ахматовой, ответить на вопросы, используя материал таблицы

Моргунова Светлана Викторовна

morgunova-lana@list.ru

Конспект урока литературы

Дата  02.05.20

Группа 89 Мастер по ремонту автомобилей Курс 1

Тема урока: А. Ахматова – голос своего поколения. Гражданская и патриотическая лирика

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Продолжительность 2 часа

Цель урока: понять всю сложность переживаний поэта, связанных с темой родины; определить гражданскую позицию лирической героини Ахматовой

 

Основные понятия:

Сталинская эпоха – период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этого периода обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926-1929 гг.).

Тоталитарный режим – (от фран. «totalitaire», лат. «totus» – весь, целый) – крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.

Репрессии – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.

Используемая литература: Т.Ф. Курдюмова. Литература 11класс, часть 1, 2018 г.,

Презентация к уроку   

Интернет – ресурсы

 Ход урока

  1. Организационный этап.

Мотивационный модуль. Формулируется тема урока.

 

“Не с теми я, кто бросил землю
на растерзание врагам”.

“Я счастлива, что жила в эти годы и видела
события, которым не было равных.”
А. Ахматова.

Поэзия Анны Ахматовой - это уникальное явление в русской литературе начала ХХ века. Анна Ахматова, родившаяся по ее словам \"...в один год с Чарли Чаплином, \"Крейцеровой сонатой\" Толстого, Эйфелевой башней\", гордилась тем, что застала конец столетия, в котором жил и творил величайший гений всей русской литературы А. С. Пушкин. Вся ее жизнь была неразрывно связана с творчеством: будь то горе или радость, - все это находило свое отражение в стихах. Свои лишения и трагедии она связывала с трагедией всего народа в целом. Тяжелейшие общественные потрясения: мировые войны, февральская революция в России 1917 года, гражданская война, тяжелейшие 30-е годы - все это затронуло и ее, ее семью; навсегда впечаталось в историю русской поэзии ее стихами.

2. Основная часть.




План изучения

 

Информационные революции и причины, обусловившие их

происхождение.

➢ Характеристика индустриального общества.

➢ Характеристика информационного общества.

➢ Информатизация и компьютеризация общества

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ А.АХМАТОВОЙ

Название и время создания Стихотворения (поэмы).     Образы и ключевые слова, мотивы     Яркие художественные средства Чувства и позиция лирической героини по отношению к Родине Мои мысли о прочитанном стихотворении
    Открытие темы. Стихотворение «Молитва»1914г     Горькие годы недуга Молитва Литургия Туча Россия     Метафора «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей» Эпитеты: горькие годы, таинственный песенный дар Однородные члены предложения: задыханье, бессонницу, жар. Тревога за судьбу России, самоотречение, жертвенность во имя России, аскетизм Ахматова выступает как пророк, стихотворение наполнено трагическими предчувствиями
  1917. Революция. Проблема выбора. Стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мне голос был…»     Голос Образ стихийного бедствия – земля родная Кровь Боль   Эпитеты «край глухой и грешный», «недостойная речь», «скорбный дух» Старославянизм: «не внемлю». Книжные слова (высокого стиля: «растерзание», «изгнанник», «странник», «ни единого» и т.д. Много отрицаний: «не с теми», «не внемлю», «не дам», «не отклонили». Противопоставления: «уехавшие» и «оставшиеся», «Бросившие землю» и «изгнанники» Анафора: (единоначатие): «Оставь свой край глухой и грешный», «Оставь Россию навсегда» Синтаксический параллелизм в стихотворении: «Мне голос был»: «Я кровь от рук твоих отмою», «Я новым именем покрою» и т.д. Воспринимает свою трагическую судьбу «бесслёзно» и «просто», т.е. по-христиански Ахматова никогда не принимала революцию, но и эмигрировать отказалась. Она выбирает Россию, как судьбу, как крёстный путь, как чашу, которую нельзя миновать
  30-е годы, сталинизм, репрессии «Реквием» /отд. главы/     Русь Ленинград Тюрьмы Образы страдания, боли, смерти  Образ Матери Реминисценции: -пушкинская: /декабристы -историческая: /стрелецкие жёнки -библейские: Мария Гротескные образы: «Улыбался мертвый, спокойствию рад» Сравнения: «И ненужным привеском болтался/ Возле тюрем своих Ленинград», «Ослепшею стеною» Эпитеты: серебряные локоны Олицетворения: «выглядывает страх», «Улыбка вянет» Одиночество, личная трагедия, трагедия народа Ахматова говорит от имени замученных, расстрелянных, Она вместе со своим народом-страдальцем
    Великая Отечественная война. Стихотворение «Мужество»     Мужество Победа Русское слово Русская Речь   Мотив времени, мотив родства со всеми (МЫ) и сопричастности общему делу Патриотический и гражданский пафос Ахматова утверждает веру в Победу русского народа, в его волю, мужество, силу, культуру Чёткий ритм напоминает звон колокола
    «Русская земля»1962   Русская земля «не кажется обетованным раем» Земля- прах   Эпитеты: Отрицания: Разговорная лексика: «Хворая, бедствуя, немотствуя» Философское размышление, верность родной земле в сердце героини- «в заветной ладанке», гордая покорность своей доле Человек связан с Родиной не только своим рождением, но и смертью: своей и своих близких

Вывод: Родина в творчестве русских поэтов – возлюбленная, жена, мать. А.Ахматова воспринимает судьбу России, как свою. Она не предала России, не покинула ее, несмотря на все страдания, выпавшие на ее долю. Вместе с Родиной, с народом она несла свой крест до конца, не изменила ни ей, ни себе. 

 

Обобщение материала.

Тренировочный модуль

А) Прочитать стихи А. Ахматовой, ответить на вопросы, используя материал таблицы.

«Молитва» (1914 г.)

 «Мне голос был…» (1917 г.)

 «Не с теми я, кто бросил землю…» (1922 г.)

 «Мужество» (1942 г.)

 «Родная земля» (1962 г.)

План анализа стихотворений

1.В каком году написано стихотворение, что это за время в стране и в личной жизни поэтессы.

2.Указать ключевые слова, важные образы и детали.

3.Найти изобразительно-выразительные средства и объяснить их роль в стихотворении.

4.Какой мы видим лирическую героиню, как она относится к судьбе России.

5.Идея стихотворения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: