Urban holiday in the context of event industry

ГОРОДСКОЙ ПРАЗДНИК В КОНТЕКСТЕ СОБЫТИЙНОЙ ИНДУСТРИИ

Прокофьева Н.Е.1, Максимова Т. С. 1*

1 Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (Великий Новгород, Россия)

                                                          * E-mail: mtanya99@yandex.ru

URBAN HOLIDAY IN THE CONTEXT OF EVENT INDUSTRY

Prokofieva N.E.1, Maksimova T. S. 1*

1 Yaroslav - the - Wise Novgorod State University (Veliky Novgorod, Russia)

 

Аннотация: В статье уделяется внимание содержанию и роли праздника, как культурного феномена, в народной жизни. Исследуется развитие различных функций праздников, включая организацию современного праздника в стратегиях культурной индустрии. Рассматриваются особенности городских праздников в системе событийной индустрии.

Ключевые слова: праздник, фольклор, народные праздники, организация мероприятий, событийная индустрия.

Аbstract: The article pays attention to the content and role of the holiday, as a cultural phenomenon, in folk life. The author investigates the development of various functions of holidays, including the organization of a modern holiday in the strategies of the cultural industry. The features of city holidays in the system of event industry are considered.

Key words: holiday, folklore, folk holidays, event organization, event industry.

 

Праздничная культура существует с давних времен, и сегодня праздники являются неотъемлемой частью жизни каждого человека. Они играли огромную роль во все эпохи существования человечества. Для каждого народа праздники имеют свой, «сакральный» смысл и значение и выполняют свои социальные функции. Праздничная сфера представляет собой большой пласт для изучение, а постоянно меняющаяся социокультурная среда обеспечивает актуальность данной темы.

История праздника уходит в глубокую древность, где он был тесно связан с ритуалами, магией, образом жизни, хозяйственной деятельностью, мировосприятием народа. Праздник выступал в качестве способа обретения свободы,снятие груза ежедневных тревог и забот, способствовал коллективному объединению, духовному раскрепощению,поддерживал культурные традиции, а также выполнял эстетическую, нравственно облагораживающую функции.

Праздник, как культурный феномен, не раз становился предметом изучения многих дисциплин. Он является одним из наиболее устойчивых элементов культурного пространства, однако в то же время чрезвычайно зависим от постоянно происходящих общественных перемен. По прошествии времени изменилось общество и его ценностные установки, развилась культура.

Ученые в своих исследованиях по-разному раскрывают сущность праздника. Понятие «праздник» и его аналоги очень часто относят к разговорной речи и употребляют для характеристики эмоциональных состояний, т. е. они выступают как термины «служебного» характера (праздник души, сердца и т.д.). В Толковом словаре В. И. Даль вывел термин «праздник» на основе понятия «праздность», «праздный» [3, С.380], и в то же время праздник – это «день, установленный в память какого-то события».[3, С.380] Л. С. Лаптева дает более общее определение - это «традиционная народная форма отдыха; это удовлетворение естественной для человека потребности в массовом общении, причем в обстановке, отличительной чертой которой является мажорность; это вид народного творчества, в котором перекликаются и сочетаются в новом художественном и смысловом качестве все виды и жанры искусства»[5]. Праздники устанавливают стабильные стереотипы поведения, ценностные ориентации и нормы нравственности, которые соответствуют данным общественным отношениям, обладают способностью группового воздействия. Праздник имеет оптимистичный характер, его содержательная сторона всегда выделяется духовно-нравственной направленностью.

Во всем многообразии праздничной сферы наибольшее значение имеют те праздники, которые ориентированы на традиции народного праздника в его фольклорном проявлении. Праздник был необходим и жизненно оправдан.  В народности ежедневность чередовалась с праздниками и была наполнена их предвкушением. Они отражали то чувство почтения и уважения, с которым люди относились к своему труду и его результатам, окружающей их природе. Более того, праздник – это всегда «событие», которому присуща массовость. На празднество собирается весь народ, и все в нем участвуют. Особенными моментами фольклорного праздника являются совместное пение, танцы, трапеза [8, С.11]. Все это способствует ощущению себя как единое целое, как народ, когда каждый чувствует себя причастным к всеобщему. Праздник, в его фольклорном осмыслении, является проявлением всех форм и видов культуры народа, начиная от принятых форм поведения, и заканчивая показом народных костюмов и исполнением популярных песен и танцев.

На протяжении XX-XXI веков праздничная культура претерпевает значительные изменения по сравнению с предыдущими эпохами. Естественно, во многом причиной данных преобразований являлись социально-политические перевороты в стране. Однако в связи с этим проблема бытования праздника в различные историко-культурные эпохи не исчерпывается [7, С.35].

Появление города, как центра торговли и промышленности, городских учреждений культуры и образования привело к формированию своеобразного городского быта, менталитета населения, а также особой праздничной культуры, проявления которой нередко вступали в противоречие с традиционным сельским празднеством.

В теоретических дискуссиях о возрождении городов особая роль отводилась творчеству как стимулу для инноваций, возрождения и обновления городов и ставилась в центре дискуссий о современном  обществе знаний. Растущая конкуренция между городами в глобализующемся мире заставляет все больше проявлять творческий подход в попытках выделиться на переполненном туристическом рынке. Стало широко распространенным утверждение, что творческие места привлекают творческих людей. Креативность стала важным элементом туристической практики в современных городах. Креативность также рассматривается как одно из потенциальных решений проблем коммодификации и серийного воспроизводства туристического опыта [9]. Таким образом, креативность используется в культурной индустрии различными способами, включая: разработку туристических продуктов; реализацию существующих продуктов; оценку культурных и творческих ценностей; обеспечение экономических результатов для творческого развития; использование творческих методов для обогащения туристического опыта.

Сегодня культурная индустрия динамично развивается. Ранее изменения в мировоззрении и повседневной культуре протекали в рамках десятилетий, сейчас не проходит пару лет, как волна обновлений преподносит что-то кардинально новое в духовную сферу нашей страны. Васильев М.И. считает, что «наименее восприимчивыми к переменам оказываются те праздники, которые совмещают общественные и индивидуальные потребности и интересы человека, затрагивают самые чувствительные струны его души, направляют отрицательную энергию в игровое русло, несут положительные эмоции для многих людей» [1, С.51].

Со временем город начинает создавать разнообразную гамму городских праздников, складывающихся в особую систему, которая формирует праздничный календарь города [6, С 2]. Сложившийся праздничный календарь является особой формой народной памяти. Кроме того, немаловажную роль здесь играют и местные тематические праздники, которые основывались на событиях истории того или иного города и отражают именно его индивидуальность.

Многолюдные гулянья и праздники всегда являлись частью городского быта. Праздник - это всегда мероприятие, требующее определенной организации и затрат. В настоящее времячасто поднимается проблема изучения технологий создания городского праздника и средств воздействия на городское население. В дни проведения празднества любой город является центром притяжения. Главная задача организаторов - различными способами удивить и порадовать гостей мероприятия. На протяжении праздника проводятся мастер-классы по традиционным ремеслам, конкурсы, посещаются торговые ярмарки, пробуются традиционные местные блюда. Каждая целевая аудитория очень важна для организатора мероприятия, и каждая имеет свои особенности. Можно выделить следующие типы целевых аудиторий праздника событийной индустрии: широкая публика, пресса, конкретная специфическая целевая аудитория, собственный персонал организации-коммуникатора [2, С.22]. Причем, к широкой публике могут относится не только российские участники, но и гости ближнего и дальнего зарубежья.

Таким образом, праздник, как культурное мероприятие, - это форма событийной культурной жизни, которая оказывает эстетическое и нравственное воздействие на его зрителей при помощи различных маркетинговых приемов и художественного влияния. Такие мероприятия проводятся в соответствии с традициями народа и степенью его культурного образования. Целью проведения праздничных мероприятий является образование, просвещение, удовлетворение потребностей целевой аудитории, а также поддержание культурных традиций.

Сегодня народная культура утратила свое значение в том виде, в котором она почиталась раньше. Организаторам все чаще приходится слышать утверждения о равнодушии широкой публики кразличным проявлениями культурной народной деятельности. В последнее время праздники направлены на чистую развлекательность, забытую о духовно-нравственной составляющей культуры. Для успешного возрождения традиционных праздников необходимо соблюдение целого ряда условий. Прежде всего, сохранить приуроченность воссоздаваемого праздника к традиционному времени, местам и формам его проведения. М. И. Васильев считает, что «это позволит в максимальной мере совместить цели организаторов с мировоззренческими установками людей, часть из которых раньше непосредственно принимала участие в таких праздниках, а большая часть остальных знает об их существовании благодаря постоянно действующему механизму передачи традиции» [1, С.53]. Более того, необходимо обратить внимание на создание новых технологий для организаций массовых культурных программ, использовать опыт прошлых лет, а также изучить возможности и иные формы воздействия на целевую аудиторию.

Исходя из этого, формирование праздничного календаря и организация мероприятий по нему тесно связано с культурной ситуацией в городе и стране в целом, оно аккумулирует все культурные изменения, скрепляет общество поддерживает культуру в актуальном состоянии. Изменение ценности праздников является следствием смены общественных установок, смыслов культуры. Современный праздничный календарь должен обязательно сохранить в своем составе многие праздники традиционного календаря, который является безусловно является эффективным инструментом сплочения и духовного развития общества.

Список литературы

1. Васильев М.И. Проблемы сохранения русской традиционной праздничной культуры в современном праздничном календаре // Вестник НовГУ. Серия: Гуманитарные науки: философия, культурология. № 24. Великий Новгород, 2003. С. 51-56

2. Голева О.П. Целевые аудитории ивент-маркетинга и виды событийных мероприятий // Вестник МГУП им. Ивана Федорова № 4, 2015 С. 22-25

3. Даль, В. И. Толковый словарь живого Великорусского языка / В. И. Даль. – М., 1955 – Т.3

4. Лазарева, Л. Н. История и теория праздников: учеб. пособие / Л. Н. Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 3-е изд., испр. и доп. – Челябинск, 2010 – 251 с.

5. Лаптева Л. С. Социально-эстетическая природа и функции массового праздника: Автореф. канд. филос. наук. - М., 1975.

6. Мармалёва Д. А. Городские праздники как перспективная форма развития событийного туризма (на примере г. Саратова) – Саратов, 2017 - 12с.

7. Попова В. Н. Праздник как социокультурный феномен: [учеб. пособие] / В. Н. Попова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017 – 84 с.

8. Шангина И. И. Русские праздники/ Изабелла Шангина, Анна Некрылова. - Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2015. - 461с.

9. Greg Richards. Creativity and tourism in the city Current Issues in Tourism - 17(2) · January 2013  // https://www.researchgate.net/publication/277015588_Creativity_and_tourism_in_the_city DOI: 10.1080/13683500.2013.783794

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: