Симфоническая сюита «Шехеразада» (1 час)

Тема 2.9. Контрольная работа по биографии Римского-Корсакова (1 час)

1. Оперный период творчества Римского – Корсакова:
а) 1844-1870 б) 1871 – 1790 в)1891 – 1908

2. Где родился Римский – Корсаков?
а) г. Тихвин б) с. Карево в) С.Новоспасское г) Санкт-Петербург

 

3. Какое образование у Римского-Корсакова
а) Училище правоведения            б) Морской кадетский корпус
в) Санкт-Петербургская консерватория
г) Николаевская морская академия

 

4. Кто не являлся меценатом русского искусства?
а) С.Мамонтов б) М.П.Беляев в) П.М.Третьяков г) С.П.Дягилев

 







Какое произведение Римского – Корсакова создано последним?

а) Млада б) Золотой петушок в)Сказка о царе Салтане   

 

6. Какое произведение Римского – Корсакова существует в двух разных жанрах?
а) Шехеразада б) Садко в) Испанское каприччио
г) Кащей Бессмертный

 

7. Что не является симфоническим произведением Римского – Корсакова?
а) Светлый праздник  б) Сервилья    в) Садко  г) Антар

 

8. Произведения какого композитора не редактировал Римский – Корсаков?
а) Мусоргский   б) Балакирев в) Бородин г) Даргомыжский

 

9.   Какую должность не занимал Римский – Корсаков?
а) Директор Санкт-Петербургской консерватории
б) Инспектор военно-морских хоров
в) Лейтенант флота
г) Директор Бесплатной музыкальной школы

 

10. Какое произведение Римского-Корсакова написано не на сюжет Гоголя?
   а) Майская ночь б) Ночь перед Рождеством в) Снегурочка

 










Симфоническая сюита «Шехеразада» (1 час)

Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением от арабских сказок «Тысяча и одна ночь». «Шехеразада» по своей форме и стилю — симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Первое исполнение «Шехеразады» состоялось в Петербурге 22 октября (3 ноября) 1888 года в первом из Русских симфонических концертов, под управлением автора.

Состав оркестра: 2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, арфа, струнные.

Римский-Корсаков в основу сюиты, посвященной В. Стасову, положил некоторые из арабских сказок сборника «1001 ночь». Этот сборник — памятник средневековой арабской литературы, источники которого восходят к персидским сказаниям IX века. Русским читателям были широко известны сказки, основанные на индийском, иранском и арабском фольклоре, объединенные образом грозного Шахриара и его мудрой жены, дочери султанского визиря Шехеразады.

 

Партитуре композитор предпослал программу, составленную им самим по началу сборника: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

 

Первоначально композитор дал название каждой части:

«Море и Синдбадов корабль»

«Фантастический рассказ царевича Календера»

«Царевич и царевна»

«Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение»

 

Однако композитор нигде не дал указаний, к каким именно сказкам отсылаются слушатели. Впоследствии он решил снять эти названия частей. 

 

Пролог сюиты открывается могучими и грозными унисонами, рисующими, как принято считать, образ Шахриара (первая тема вступления).

 

 

После мягких тихих аккордов духовых инструментов вступает прихотливая мелодия скрипки соло, поддержанная лишь отдельными арпеджиато арфы. Это — прекрасная Шехеразада (вторая тема вступления).

.

 

 

Отзвучала скрипка, и на фоне мерного фигурационного движения у виолончелей, у скрипок снова появляется начальная тема. Но теперь она спокойна, величава и рисует не грозного султана, а безбрежные морские просторы (главная тема), непревзойденным певцом которых был автор — моряк, совершивший кругосветное плавание и как никто из композиторов умевший воплощать образы водной стихии.

 

 

Вторая тема (первая побочная партия), звучащая в аккордовом изложении духовых, на миг (всего четыре такта) прерывает мерное движение накатывающихся волн.

 

 

Постепенно поднимается волнение моря, на волнах появляется пена. Нежное соло скрипки выдержано в том же движении (вторая побочная партия)

 

Вот уже грозно бушует стихия. Сплетаются ранее звучавшие темы, тревожными становятся фигурации струнных. Картину бури дополняют возгласы духовых, полные отчаяния. Но буря стихает. Повторяется первый раздел части (реприза с грандиозного звучания темы моря).

 

Вторую часть начинает тема Шехеразады, вслед за которой солирующий фагот исполняет прихотливую восточного склада мелодию, богато орнаментированную, развивающуюся вариационно в тембрах других инструментов. Это рассказ о восточных чудесах, все более взволнованный и увлекающий.

Центральный раздел рисует события, о которых повествует рассказчик. Разворачивается картина битвы, которую открывает ритмически острый квартовый возглас тромбонов. Стремительное скерцандо переходит в маршеобразный эпизод (сказочно-фантастический марш). Батальный эпизод прерывается развернутой каденцией кларнета. С пронзительным свистом высоких деревянных инструментов, звучание которых перекрывает флейта-пикколо, начинается следующий эпизод: проносится сказочная птица Рух. Повторяется картина битвы, а в заключительном разделе тему царевича Календера прерывают каденции.

Третья часть в спокойном темпе Andantino quasi allegretto имеет две основные темы: Первая тема – тема Царевича: лирическая, плавная, танцевального склада с простыми гармониями на выдержанном органном пункте, с внезапно вторгающимися гаммообразными пассажами

Тема Царевны, сходная с первой интонационно, но более оживленная, кокетливая, с характерным сопровождением малого барабана, выбивающего прихотливые ритмические фигуры.

 

Эти темы повторяются, варьируются, обогащаются новыми оркестровыми красками. Развитие прерывает тема Шехеразады, исполняемая скрипкой соло, но и далее продолжается ее рассказ о Царевиче и Царевне, который завершается угасанием звучности и нежным арпеджиато струнных.

 

Четвертая часть — самая продолжительная и богатая различными образами.

Ее вступление — первая тема Пролога (Шахриар) И капризная, усложненная каденция Шехеразады у солирующей скрипки не в одноголосии, как ранее, а в двухголосии, с аккордами в заключении.

А далее на остинатном ритме разворачивается картина праздника с различными сменяющими одна другую темами. Основная тема – лезгинка


 

В общее движение вплетаются и ранее звучавшие темы: мотив из рассказа Календера, мелодия Царевны, воинственный возглас сцены битвы — как будто знакомые персонажи мелькают среди веселящейся толпы.

 

Внезапно, на кульминации праздника, меняется картина: начинается буря. Еще более грозно, чем в первой части, вздымаются волны. Взвиваются и ниспадают пассажи арф, хроматические гаммы у высоких деревянных. Звучит тема битвы из второй части. Мощный, фортиссимо, аккорд медных духовых, поддержанный гулким звучанием тамтама, рисует момент, когда корабль разбивается о скалу. Успокаивается движение волн, все постепенно затихает. Задумчиво и спокойно исполняет каденцию Шехеразады скрипка. На пианиссимо у струнных проходит некогда грозная, а теперь смягчившаяся тема Шахриара. И завершает сюиту, возникшая уже не полностью, а отзвуками, постепенно растворяясь в верхнем регистре, тема прекрасной Шехеразады.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: