Гейлигенштадт. 6 октября 1802 г

Музыка.

Урок  № 29 (5 класс)

Дата 15.04.2020 г.

Тема  «Симфония № 5» Л.Бетховена.

 

Сегодня мы продолжаем знакомство с симфонической музыкой и говорим о творчестве величайшего композитора. Он классик немецкой музыки. Имя его Людвиг ван Бетховен.

 

Если бы в 1820 году мы встретились с Бетховеном на улицах Вены, то решили бы, что это очень странный человек. Одежда и волосы у него были растрепанными, галстук небрежно завязан. Он ходил быстрым шагом, энергично жестикулируя руками. Потом останавливался, что-то напевал, выхватывал из кармана записную книжку, что-то в нее записывал и шел дальше. Если бы мы последовали за ним в дом, то увидели, что в доме царит полный беспорядок: повсюду ноты, мебель стоит, как попало. Его настроение часто менялось, но он всегда был доброжелательным по отношению к молодым и талантливым музыкантам.

«Все люди рождены свободными», - эти слова прочно вошли в его сознание вместе с идеями Великой французской революции, во время которой формировалось его сознание. Трудно найти человека, которому судьба нанесла бы такой сокрушительный удар. Другого невзгоды сломили бы, но только не Бетховена. Он понимал, что принадлежит всему человечеству. Несгибаемая воля этого человека, его преданность музыке и творчеству являются прекрасным примером и имеют огромное нравственное значение.

 

А.С.Пушкин писал: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Сегодня наша задача – последовать за мыслями Л. Бетховена, вслушиваясь в особенности его музыки.

 

Итак, Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году 17 декабря в немецком городе Бонне, в семье придворного музыканта. Занимался музыкой под руководством отца. Однако его наставником стал композитор Кристиан Нефе. Он преподавал основы композиции, обучал игре на клавире и органе.

В 1792 году Бетховен, переехав в Вену, брал уроки у Гайдна. Он давал концерты, стал популярным, много сочинял, писал концерты для фортепиано с оркестром, симфонии.

Переломный момент в его жизни наступил, когда Бетховену было 32 года: у композитора начала развиваться глухота. Уединившись в деревне Гейлигенштадт под Веной, он пишет двум своим братьям письмо, известное как «Гейлигенштадтское завещание».

 

«О вы, люди, считающие или объявившие меня озлобленным, упрямым... - как вы несправедливы ко мне. Вы не знаете тайной причины того, что я вам кажусь таким... Подумайте только, вот уже шесть лет. как меня поразил неизлечимый недуг... ведь я глух.

Что за унижение, когда кто-нибудь, стоя рядом со мной, слышал издалека звуки флейты, я же не слышал ничего... Такие случаи приводили меня на грань отчаяния, недоставало малого, чтобы я покончил со своей жизнью.

Только оно, искусство, оно удерживало меня. Ах, мне казалось невозможным покинуть мир, прежде чем я выполню все, к чему чувствовал себя призванным... Терпение... Оно должно стать моим руководителем, и я владею им...

О Божество, ты с высоты проникаешь вглубь моего существа, ты знаешь его, ты знаешь, что в нем живут любовь к людям и желание делать добро. О, люди, если вы когда-нибудь прочитаете это, подумайте, что вы были несправедливы ко мне, и несчастный пусть утешится, найдя такого несчастливца...

Вы. мои братья Карл и Иоганн... живите в согласии и помогайте друг другу... Внушайте вашим детям добродетель... Не деньги - она одна может дать счастье.

Прощайте и любите друг друга!

Благодарю всех моих друзей... Прощайте, и не забывайте меня совсем после моей смерти. Я заслужил это от вас, ибо при моей жизни часто думал о вас, думал, как бы сделать вас счастливыми. Будьте же счастливы!..

О Провидение, пошли мне хоть однажды день чистой радости! <...> Когда. - о, когда же: о Боже, - я смогу его вновь ощутить в храме природы и человечества? Никогда - о, нет, это было бы слишком жестоко!»

Гейлигенштадт. 6 октября 1802 г.

 

Какой перед нами предстает личность композитора, если осознав трагическую для музыканта болезнь, Бетховен не покорился судьбе, а сумел преодолеть душевный кризис и вернуться к творчеству.

В качестве эпиграфа ко всему периоду после «Гейлигенштадтского завещания» мог бы служить авторский подзаголовок Симфонии № 3 — «Героическая».

Героическим, мятежным духом проникнуты многие его произведения: увертюра «Эгмонт», «Героическая симфония» и, конечно «Симфония № 5» с ее знаменитым «мотивом судьбы».

Когда произведение срастается с сознанием слушателя, его запоминают, напевают, наигрывают. Именно так произошло с «Симфонией № 5» с ее знаменитым «мотивом судьбы». Этот мотив, как проводник. Сочиняя это произведение, Бетховен говорил: «Я схвачу судьбу за глотку».

 

Тема судьбы – что это? Вызов? Призыв? Предостережение? Что несет в себе эта музыка? Как взаимодействуют между собой две темы первой части?

(звучит 1 часть «Симфонии № 5»)

 

 «Так стучится к нам в дверь судьба» - сказал Бетховен о начальных тактах этого произведения. Яркая выразительная музыка основного мотива симфонии дают возможность трактовать ее как картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыре части симфонии представляются как этапы этой борьбы.

Конкретный смысл основного мотива, яркая выразительная музыка Симфонии дают возможность трактовать ее как грандиозную картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыре части Симфонии представляются как этапы этой борьбы.

Любое выдающееся художественное произведение всегда многозначно, и каждое поколение по-своему трактует его смысл, находя в нем ответы на животрепещущие вопросы.

Современники композитора, жившие в XIX в., видели в герое Симфонии №5 человека, в самом себе черпающего силы и мужество для борьбы с тяжелой действительностью. Подкрепившись сознанием своей нравственной связи с Божеством, он воспевает вечное превосходство добра и внутреннюю свободу.

Позже образ Симфонии № 5 связывали с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его.

В начале XX в., в эпоху социальных потрясений, октябрьского переворота в России, это произведение воспринималось как симфония нависшего над человечеством рока и напряженного сопротивления ему...

В годы Второй мировой войны (1939-1945) «два такта из Бетховена» — мотив судьбы, - олицетворяя собой стойкость и мужество, поддерживали дух заключенных, попавших в фашистские застенки. Ведь в этой Симфонии, как ни в одном другом сочинении, с наибольшей силой воплощены идеи: «через борьбу — к победе», «от мрака - к свету», «через тернии — к звездам».

Сегодня, в 21 веке, «Симфония № 5» обретает особый нравственный смысл. Развитие музыки показывает, что есть нечто высшее – совесть человека, голос Бога и его собственная воля. Судьба властвует над человеком? Бессилен ли человек против нее? С кем в симфонии борется человек? Такие вопросы задает себе современный слушатель.

Многие слышат в первой части внутреннюю борьбу человека, тему совести, отношение человека к себе и другим.

Чем закончилась борьба, нам расскажет финал симфонии, который мы сейчас услышим.

 

(звучит финал «Симфонии № 5»)

 

 

В Библии сказано: «Сейчас стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Бог «стучит» в сердце человека, как подает ему руку и помогает подняться. И человек радостно распрямляется. Он вновь

полон сил!

1-я часть воспринимается как внутренняя борьба человека. Как глас Божий звучит мотив судьбы — тема совести, основы жизни и отношения человека к себе и другим.

В первой части симфонии развивается острейший конфликт, и исход драматической борьбы с судьбой еще не ясен.

 

Подобный пример борьбы мы увидим и в песне Александра Городницкого «Атланты», которую сегодня послушаем. А кто такие атланты?

 

В греческой мифологии атлант – это титан, держащий на своих плечах небесный свод в наказание за участие в титаномахии - борьбе титанов против олимпийских богов. Атланты, вошедшие в песню Городницкого, являются одним из символов Петербурга. Портик Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы украшен десятью гигантскими фигурами атлантов.

Чтобы уловить настроение этой песни мы послушаем ее в исполнении вокального инструментального ансамбля. Что общего у музыки Бетховена и песни «Атланты».

(звучит песня «Атланты»)

 

Образы многих художественных произведений могут быть связаны как с судьбами целых поколений, так и с жизнью отдельного человека.

Музыка Бетховена полна энергии, полна борьбы и героизма. Путь к торжеству истины и правды нелегок, как и обращение к своей совести, когда человек оставаясь самим собой, не боится быть непохожим на других. Бетховен «схватил судьбу за глотку» и одержал победу в этой схватке. И не зря Вольфганг Амадей Моцарт сказал об этом великом человеке: «Он заставит говорить о себе весь мир». И предсказание Моцарта сбылось.

Послушайте 1-ю часть Симфонии. Тема судьбы - это вызов? призыв? предостережение? Как взаимодействуют между собой две темы 1-й части Симфонии?

Послушайте 2-ю часть Симфонии № 5. Что вносит в развитие действия вариационное развитие двух тем этой части?

Послушайте финал Симфонии. Запишите свои размышления о том, каков итог развития музыки. Выскажите свое понимание идеи этого сочинения.

Вдумайтесь в слова композитора: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты», «Я хотел бы прожить тысячу жизней!». Как вы их понимаете?

Что дало основание Моцарту сказать о Бетховене: «Он заставит говорить о себе весь мир»? Сбылось ли это пророчество?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: