Атлетическая гимнастика

Ответить на вопросы для самоконтроля.

Введение

Атлетическая гимнастика имеет оздоровительно-развивающую направленность, сочетающую силовую тренировку с разносторонней физической подготовкой, гармоническим развитием и укреплением здоровья в целом. Гимнастика силовой направленности является вектором развития личности студента, так как предоставляет широкий спектр физического и интеллектуального развития юношей и девушек, их целеустремленности, способности достигать поставленных целей, развивать общекультурные и коммуникативные ценности, что, несомненно, значимо в образовательном процессе. Многочисленные научные исследования по атлетической гимнастике подтверждают ее оздоровительную эффективность (М. В. Бутенко, О. Ю. Давыдов, С. В. Титов, Н. Н. Трифонова и др.). Атлетическая гимнастика – это один из оздоровительных видов гимнастики, представляющий собой систему гимнастических упражнений силового характера, направленных на гармоничное физическое развитие человека и решение конкретных частных задач силовой подготовки.

 Атлетическая гимнастика – это одно из средств физического воспитания, направленное на всестороннее физическое развитие и оздоровление путем использования упражнений с отягощениями и сопротивлениями различных мышечных групп. Воздействие силовых гимнастических упражнений может быть как общего характера (на организм в целом), так и локального (на группу мышц, звено опорно-двигательного аппарата). Так, гимнастика силовой направленности способствует формированию здоровой, всесторонне развитой и физически подготовленной личности, неотъемлемой частью которой является физическая культура и здоровый образ жизни. Упражнения с отягощениями повышают аэробные и анаэробные возможности организма, раскрывают огромное количество резервных капилляров, способствуют увеличению окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, показателей динамометрии (сила кисти) и существенному развитию физических качеств, снижению жирового и увеличению мышечного компонентов тела. Вместе с тем в настоящее время в физическом воспитании студентов на основе атлетической гимнастики выявлены следующие противоречия: с одной стороны, наблюдается повышенный интерес студенческой молодежи к фитнесу, силовым видам спорта, желаниенаходиться в отличной физической форме и развивать физическую подготовленность, а с другой – недостаточно содержания дифференцированных занятий в тренажерном зала для девушек и юношей, для студентов со специальными медицинскими группами, а также программ, развивающих общую физическую подготовленность, силовые способности и интерес к регулярным занятиям физической культурой. Фитнес и атлетическая гимнастика являются многофункциональными видами оздоровительной физической культуры, решающими оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания, формирующими интерес и потребность к дополнительным занятиям в свободное время. Так на занятиях формируется положительная атмосфера (музыкальное сопровождение, индивидуализация, интересные и доступные упражнения); расширяются знания о правильном питании и упражнениях для укрепления определенных мышечных групп и их выполнении в домашних условиях; происходит приобщение к соревновательным формам фитнеса (силовое троеборье, армреслинг); формируются основы оздоровления (виды фитнес-тренировок, гидратация, анализ двигательной активности в течение дня, влияние занятий на сердечнососудистую и дыхательную системы, снижение жирового компонента).

Фитнес-культура в вузе является одним из компонентов процесса формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманитарного воспитания студентов. Фитнес – это инновационное направление оздоровительной физической культуры, совокупность передовых технологий, средств, методов, форм и современного оборудования способствующих оздоровлению, повышению физической работоспособности. Основные компоненты фитнеса: атлетическая гимнастика, ходьба и бег, аэробика, восточные оздоровительные системы, элементы единоборств, плавание, спортивные игры, пилатес, фитбол гимнастика, кросс-фит. К средствам повышения мотивации урочных занятий в тренажерном зале для юношей относятся повышение силовой подготовки и формирование отличной спортивной формы; улучшение мышечного компонента тела, престижность занятий силовыми видами спорта; проведение соревнований по армреслингу, жиму штанги, по общей физической подготовленности; составление программ занятий, учитывая индивидуальные целевые установки занимающихся; формирование культуры здоровья.

К средствам повышения мотивации плановых занятий в тренажерном зале для девушек относятся улучшение фигуры, коррекция телосложения; фитнес здоровье; индивидуально-типологические программы (суперпресс, спина – руки – пресс, ноги – ягодицы – пресс, кардиотренировка); расширение знаний о правильном питании, специальных упражнениях для коррекции фигуры; проведение уроков, отвечающих интересам девушек. Отличительной особенностью данного учебного пособия является совершенствование «Физической культуры» как базовой части учебного плана Б1 (400 ч) по разделу атлетическая гимнастика (100 ч) на основе дифференцированных и индивидуальнотипологических программ занятий, учитывая гендерные особенности, физическую подготовленность, целевые установки и медицинскую группу здоровья. В результате освоения общекультурных компетенций (ОК) по физической культуре студент должен: 1) знать: ‒ средства физической культуры и атлетической гимнастики для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (упражнения, комплексы, физкультминутки, двигательная активность); ‒ упражнения для укрепления определенных мышечных групп и коррекции осанки, средства профилактики малоподвижного образа жизни; ‒ основы и особенности базовых упражнений оздоровительной физической культуры и ее компонента атлетической гимнастики; ‒ влияние физических нагрузок на функциональное состояние; ‒ основные задачи и принципы самостоятельной подготовки, самоорганизации, условия реализации методов самоконтроля и самообразования; ‒ энерготраты при занятиях различными видами оздоровительной физической культуры, средства повышения общей физической подготовленности; ‒ основы и особенности структуры занятий атлетической гимнастикой учитывая гендерные особенности, медицинскую группу здоровья; ‒ основы сбалансированного питания в обеспечении здорового уровня жизни (ЗОЖ); ‒ методы проведения оздоровительного занятия (метод круговой и интервальной тренировки, метод повторного упражнения);

‒ значение физической культуры в обеспечении оптимального уровня артериального давления, коррекции телосложения, развития деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обменных процессов и других; 2) уметь: ‒ эффективно использовать физические упражнения, фитнес- программы, комплексы оздоровительной направленности в повышении уровня физического здоровья и физической подготовленности; ‒ составлять комплексы упражнений в коррекции осанки, профилактике гипотонии, развитии силы, координации движений, гибкости; ‒ воспроизводить базовые упражнения атлетической гимнастики и использовать в своей социальной и профессиональной деятельности; ‒ управлять самостоятельными занятиями, вести дневник занятий; ‒ использовать информацию о функциональных особенностях организма для грамотного построения занятий физической культурой и спортом; 3) владеть: ‒ основными двигательными действиями в оздоровительной физической культуре, а также методами тренировки; ‒ навыками учета гендерных, возрастных и функциональных особенностей организма для грамотного применения физической культуры; ‒ средствами физической культуры, здорового образа жизни для повышения умственной и физической работоспособности; ‒ навыками целенаправленного использования средств физической культуры и спорта для коррекции фигуры и физического развития организма; ‒ информацией о современных видах фитнеса и фитнес-оборудования для самостоятельных занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: