Системы оповещения о чрезвычайных ситуациях

 

Оповещение населения – это предупреждение населения о возможном нападении противника или чрезвычайной ситуации с помощью специальных сигналов.

Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке (наводнении, землетрясении или о другом стихийном бедствии, в условиях военного времени – о возможных поражающих факторах применяемого противником оружия), а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.

Для своевременного оповещения населения о ЧС на территории страны созданы системы оповещения, работающие круглосуточно. Системы оповещения входят в состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Функционирование систем оповещения осуществляется на основе Положения о системах оповещения населения (Приказ МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. №422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения").

Сигнал оповещения состоит из двух частей:

1. Предупредительный сигнал "Внимание всем!".

2. Речевая информация о характере чрезвычайной ситуации и целесообразных действиях населения в условиях её возникновения.

При возникновении чрезвычайной ситуации информация о ней поступает в командный центр подразделения гражданской обороны. Оперативный дежурный прежде всего включает условный сигнал "Внимание всем!" (первая часть сигнала оповещения). Этот сигнал транслируется через специальные извещатели, установленные во всех районах города на крышах высотных домов и представляет собой звук однотональной сирены (сигнал "воздушной тревоги").

После этого по сетям вещания начинается трансляция заранее записанного сообщения о текущей ситуации, в случае необходимости даются указания о действиях, которые граждане должны предпринимать в текущий момент. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут – 78,5%.

Жители, услышав сигнал "Внимание всем!", должны как можно скорее включить теле- или радиоприёмник и следовать передаваемым инструкциям.

Например:

" При воздушной опасности:

Передача соответствующего текста по радио и телевизионному вещанию.

Пример текста:

"Внимание! Говорит штаб гражданской обороны!

Граждане! Воздушная тревога!

Отключите свет, газ, воду, погасите огонь в печах. Возьмите средства индивидуальной защиты, документы, запас продуктов и воды.

Укройтесь в защитном сооружении или в складках местности.

Соблюдайте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к сообщениям штаба ГО".

При миновании воздушной опасности:

Пример текста:

"Внимание! Говорит штаб гражданской обороны! Отбой воздушной тревоги!"

Речевое сообщение повторяется каждые 5 минут.

Таким образом, основными средствами оповещения населения о ЧС являются:

1. Сирены, расположенные на крышах высотных домов. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 м.

2. Сети уличных громкоговорителей. В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности "Внимание всем!", с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений.

3. Проводное и беспроводное радиовещание.

4. Телевизионные приёмники.

5. Точки трансляции терминальных комплексов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения:

- наружные (уличного информирования и оповещения) светодиодные экраны;

- внутренние (информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей) навесные плазменные (жидкокристаллические) панели;

- устройства типа "бегущая строка";

- аудиосистемы оповещения.

6. Мобильные телефоны.

7. Интернет.

8. Силы и средства домоуправлений, ЖЕКов и т.п.

В качестве мест размещения технических средств информирования и оповещения населения могут использоваться:

· основные выезды, въезды в город перед постами ГИБДД;

· пересечения основных городских магистралей;

· центральные площади города;

· аэропорты и аэровокзалы;

· автовокзалы;

· железнодорожные вокзалы;

· крупные торговые центры;

· станции метрополитена;

· городские рынки и стадионы.

Также с целью информирования населения в местах массового пребывания людей используются другие средства, например, рекламные щиты. Они устанавливаются, главным образом, на улицах города.

Заключение

 

Население должно быть готово к действиям в ЭС, которые могут произойти с ними в процессе жизнедеятельности, так как некоторая вероятность несчастного случая всегда существует. Следовательно, заблаговременно необходимо предусмотреть меры оказания помощи попавшим в экстремальные ситуации.

Чтобы уменьшить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов, сохранить самообладание, выдержку, способность к самопомощи, необходимо проводить психологическую, физическую и другие виды подготовки лиц, которые могут оказаться в экстремальных ситуациях. ЭС обычно связаны с небольшим количеством людей и имеют локальный характер.

Чрезвычайные ситуации – события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей. Деление ситуаций на ЭС и ЧС носит условный характер, разграничений по размеру пока нет.

В целом ЧС можно рассматривать как совокупность ЧС и ЭС, которую называют опасной ситуацией. В основе ЭС и ЧС лежит остаточный риск, вытекающий из истины о потенциальной опасности любой деятельности человека.

Часто в печати, по радио и телевидению одни и те же события называют по-разному – аварией или катастрофой. На первый взгляд может показаться, что различия между ними нет.

Но достаточно оценить потери и человеческие жертвы, и различия в понятиях проявляются.

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций – одна из актуальных проблем современности. Умелые действия по спасению людей, оказанию им необходимой помощи, проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери. В связи с этим актуальной становится проблема подготовки специалистов с высшим образованием, способных грамотно и умело организовать предотвращение экстремальных ситуаций и оказать помощь населению в ликвидации опасности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: